Еще о страшных исторических параллелях

В последние два года я уже не раз обращала внимание на странные и пугающие совпадения между эпидемией испанки в 1918-1920 годах, в особенности, в Америке, и пандемией коронавируса в наши дни. Была, однако, одна деталь, существенно отличавшая одну эпидемию от другой. Испанка разразилась на излете Первой мировой войны, а пик ее во многих странах (например, в США) пришелся на период сразу после заключения мира. Коронавирус, однако, возник на довольно-таки спокойном фоне. Едва ли хоть один военный конфликт 2019-начала 2020 годов мог сравниться с Первой Мировой. Отсюда закономерный вопрос: так что же, коронавирусная пандемия и война никак не связаны? В частных беседах я высказывала предположение, что, на сей раз, история может повернуться вспять, и эпидемия может предшествовать серьезному военному (и не только военному) конфликту. Разумеется, верить в это никому не хотелось, даже мне. О возможности полномасштабной войны я писала еще в 2008 году, но эпидемию я не предвидела (предчувствовала что-то очень плохое, и только), и мои пророческие способности всерьез не принимали. Я и сама решила, что написала просто роман-предупреждение ("За гранью грядущего", закончен в 2008, первое название "Дейзи, которая погубила мир"). Но шла пандемия, и я наблюдала цепь событий, в особенности на постсоветском пространстве, которая сейчас выстроилась в пугающую закономерность: выборы в Белоруссии и волнения после них, к счастью, без больших жертв, настоящая война с объявлением войны (!) в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном, непонятные волнения в Казахстане с погромами и жертвами и теперь война России на Украине и угроза еще большей, не только торговой, войны в Европе и во всем мире. А за пределами бывшего Советского Союза самыми яркими для меня были фантасмагорические события в Афганистане. Я не знаю, что это за закономерность и как она связана с пандемией коронавируса, но какая-то связь есть. История будто двинулась вспять.

Это движение вспять наблюдается и в тех событиях, которые сейчас, в данный момент, происходят на Украине. Они будто развиваются по лекалу войны НАТО в Югославии в 1999 году. Тогда рухнули все мои иллюзии насчет западной демократии. Тогдашние свои эмоции, разочарование и крушение веры я описала в рассказе "Прорыв". Сейчас тех эмоций нет, ведь нет иллюзий. Когда-то в детстве меня учили, что Россия никогда ни на кого не нападала, не начинала войн первой, всегда только оборонялась и всех освобождала и никогда не проигрывала. Такова, наверное, была позднесоветская школьная концепция истории. Мне горько, что сейчас моя страна стала агрессором и использует модель, созданную НАТО больше 20 лет назад и примененную во время бомбардировок Белграда. Одно, правда, не изменилось: я была против войны в 1999 году и говорила об этом, и я против войны сейчас.

26 февраля 2022 года


Рецензии