Ещё раз о гениальности и вдохновении...

Уровень интеллекта - уровень учёного образованного, человека, мудреца, уровень собирателя информации и на её основе создания нового знания, открытия в мире науки, искусства. Этот предмет интеллектуального труда можно исследовать, разложить на составляющие, воспроизвести процесс работы ума, творчества.

Слово "гений" - не просто эпитет или ярлычок. Гениями называли и называют особо талантливых личностей, которые, минуя опыт ученичества, путь познания от простого к сложному, совершенно неожиданно для окружающих практически единомоментно, рождают гениальные открытия в науке, в искусстве. Обыкновенный учёный трудяга отрабатывает килограммы текстов, написанных на интересующую его тему, думает, пытается и правильно сформулировать проблему, и решить её. А Исаак Ньютон увидел падающее с дерева яблоко и выдал "Закон всемирного тяготения" в математическом труде. Архимед решал проблему - украл ли ювелир золото, изготавливая царскую корону - соотношение объёма и веса в предметах неправильной формы. Плюхнулся в ванну полную воды, выплеснулась вода на пол, Архимед понял - объём этой воды равен объёму его тела. Выплеснувшуюся воду уже можно было бы измерить в объёме - равном объёму тела человека. Родилась математическая формула. Композитор сидит за роялем и кипой нотной бумаги, месяцами сочиняя музыку... А Моцарт, насвистывая, выдал музыку к "Свадьбе Фигаро". Лермонтов именно из числа этих гениев. Пушкин знал цену собственному гению. Этой теме он посвятил "Маленькие трагедии". А что касается личных качеств, то они просто люди. И ничто человеческое им не чуждо. Плоть, она чистоты требует, а мозг обид не терпит. Нам нужно это знать? Мне - нет. Вот, если кротко.

Анализ, исследование творчества гения, его открытий, конечных произведений его интеллекта с разложением конечного результата на составляющие его атомы со ссылками на первоисточники - невозможен. Нет логических взаимосвязанных цепочек между знаниями гения, его жизненным опытом и рождённым им шедевром. Создаётся впечатление, что новое произведение гения просто надиктовано ему свыше!

Александра Сергеевича Пушкина этот вопрос интересовал очень живо. Ему посвящены его "Маленькие трагедии". Само собой, он не мог не удивляться и своему собственному дару. Многие вещи писались, как говорили опытные музыканты, читая незнакомые ноты - "a vista" - "с листа" - без проб, без подбора рифм и размера, мгновенно! А в музыкальную фразу классического произведения вкладывается очень много составляющих. Музыка - сложнее человеческой речи. Она сразу обращена к сознанию без перевода в слова и текст. Алгеброй - гармонию не проверяют! Вот стержень конфликта композитора от ума и творца от Бога! И не мог поверить Моцарт, что чашу с ядом ему преподнесёт его собрат по искусству... Без божеской искры и в душе, и в музыке. Сальери - имя нарицательное. Все с подачи Пушкина знают - убийца гения Моцарта. Музыку Сальери ещё нет-нет и исполняют, но она не на слуху даже у профессионалов.
 
Конечно, отсюда и характер Пушкина поэта, и его проблемы с окружающими... бог простит. Пушкин - пример. Но он не одинок. Очень многие творческие натуры переживали это упоительное чувство, когда "раскрываются небеса" и даруют счастье, называемое ВДОХНОВЕНИЕМ!!!

Вдохновение не может быть ограничено поэзией, музыкой, живописью... Оно доступно в любой творческой деятельности - от математики до кулинарии.
И жаль тех, кто трудится всю жизнь, но так и остаётся "чернорабочим", даже несмотря на внешнее признание, тиражи, гос награды... Люди все разные, у каждого свой путь.


Рецензии