Древняя и современная Югра. 3 часть Б

    Претендовало на Югру и Сибирское ханство. Татарские улусы воевали между собой. В 1563 году власть захватил дальний потомок Чингисхана Кучум, насильно стал вводить мусульманство. Он был жесток, коварен, беспощаден. Убив московского посла, он разорял земли солепромышленников Строгановых.

    Бесчинствовали и местные угорские князьки. Мансийский мурза Бегбелий Агтаев с «вогульским и остяцким собранием» разграбил русские селения на берегах реки Чусовой, «села и деревни поплениша и пожгоша».

     В 1581 г. князек Кихек захватил и сжег Соль-Камскую,  увел в плен жителей. Только после ожесточенного сражения Кихек был разбит.

    Ещё один воинственный князек пелымских манси Аплыгерым с  700 воинами сжёг все строгановские слободки.

     И отряды сына Кучума Алея тоже убивали и грабили крестьян, уводя многих в плен.

    Именно тогда купцы Строгановы для защиты от «супостатов» наняли казачьего атамана Ермака Тимофеевича с его верной дружиной.

    Как видим, поход Ермака в Сибирь начался с оборонительной войны.  Ермак вначале не ставил своей целью завоевание и присоединение Сибири к Руси. В первую очередь, он хотел наказать Кучума за грабежи и убийства.

     Легендарная личность, Ермак стал народным героем, но о жизнь его до похода известно мало. Историк Андрей Сутормин утверждает, что в одной из летописей он встретил настоящее полное имя покорителя Сибири: Василий Тимофеевич Аленин, был он младшим сыном в семье суздальского ямщика Тимофея Аленина. Отец переселился  с семьёй за Урал "от скудости" и занимался извозом купеческих грузов.

       Строгановы вели обширный торг солью и пушниной. Их суда ходили по Каме и Волге. Вот здесь и встретился Василий  с вольными казаками, стал их атаманом. Он отличался физической силой, умом и стальной волей. Казаки дали ему прозвище Ермак.    
         
     Дружина Ермака раз за разом разбивала супостатов. Решающее сражение произошло 23 октября 1582 года на высоком берегу Иртыша близ устья Тобола. Вид многочисленного Кучумова войска смутил некоторых казаков.

    Слово взял Ермак: «Братья и единомышленники! Како нам бежати, осени дождавшись? Гляньте кругом, в реках лед смерзается! Видели есмя, братцы, сами, колико зла сотвориша Кучум нашей русской Пермской земле! Городком запустение, православным християном посечение и пленение! Хотя до единого всем умерети, а вспять возвратитися не можем срама ради!»  Так записано у сибирского историка Ремезова. Поверим ему. 

         Кучум наблюдал за боем с горы. Видя, что казаки одолевают, хан поспешно бежал на юг, в Ишимскую степь.
    Через четыре дня ханты со своим «князцом» Бояром привезли в дар Ермаку пушнину и рыбу. Он «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью».
    За хантами к победителю явился «князец» манси, пришли с дарами и татарские мурзы. Ермак принял их также приветливо,  обещал защитить от врагов, определил  ежегодную подать.
 
      Ермак привёл всех к присяге  «о вечном подданстве» великому князю Ивану Васильевичу и положил: «ясак им давать государю по вся лета беспереводно, а на русских людей зла никакова не мыслить и не творить».

     Весной 1583 г. на двух небольших стругах в долгий и опасный путь отправились
посланцы Ермака в Москву челом бить великому государю Ивану Васильевичу завоеванным ими Сибирским царством, "просить прощения за прежние преступления" и вручить собранный ясак. Казаки передали приказным 60 сороков (2400 шкурок) отборных соболей, 50 бобров и 20 чернобурых лисиц.

     Царь пожаловал Ермаку шубу со своего плеча и два тяжелых панциря. Именно их  надел атаман в ночь его гибели. Предание толкует о том, что эти панцири и явились причиной гибели атамана в водах Иртыша в июле 1585 года. 
 
    Народный эпос отвёл Ермаку почётное место, назвав его младшим братом прославленного богатыря Ильи Муромца.

    Позже присоединение Западной Сибири осуществлялось уже более мирно. Вслед за служилыми людьми ехали в новые края переселенцы из посадских и крестьян. Много было ссыльных участников восстаний после разгрома отрядов Ивана Болотникова и Степана Разина.

    Стали появляться новые города и крепости, их гарнизоны защищали мирное население от опустошительных набегов джунгар, казахов, татар, башкир.
 
    В 1593 году основан Березов, один из первых укреплённых острогов, на месте хантыйского "Сумгутваш" (в переводе – "Березовый город").

    Знаменит он многим, но более всего тем, что именно здесь в 1729 году окончил бренные земные дни сподвижник Петра Первого, "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" светлейший князь Александр Меншиков

   Ему посвятил великую картину Василий Суриков - "Меншиков в Берёзове".
 
  Всмотритесь в лицо Александра Даниловича. Сколько ещё в нём упрямства и самолюбия. Нет, он не сломлен! Эту полутёмную, но крепкую избу он построил собственными руками!
 
    ...Сквозь маленькое окно в низенькую комнату струится тусклый свет.

    Смертная тоска в позе и в выражении бледного лица прекрасной Марии, прильнувшей к отцу. Бывшая счастливая невеста юного императора Павла Второго, она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.

    Бездна отчаяния и в фигуре сына - Александра. Но ему повезет: в ссылке он выживет, вернётся в столицу, получит чин генерал-аншефа.

   Луч надежды в этой убогой избе — младшая дочь Меншикова, Александра. Пережив смерть матери, сестры, отца, она тоже вернется ко двору. Волей Анны Иоанновны станет супругой брата могущественного Бирона, но... в 23 года умрёт при родах вместе с новорожденным.

    Это всё будет впереди. А мы вернёмся в историю Югры.
 
    В 1601 году в двухстах верстах от устья реки Таз была построена знаменитая Мангазея. А как пышно красиво назвали её - «златокипящей»! Только роль золота играла «мягкая рухлядь» — пушнина. Тысячи шкурок соболя, черно-бурой лисы, бобра уходили отсюда каждый год.
     В первом городе Заполярья кипела жизнь, здесь был русский Клондайк, куда  стремились отважные поморы и купцы. Но... через 70 лет он неожиданно исчез с карты Сибири, превратившись в миф наподобие града Китежа.

     А тем временем аппетиты властей постепенно росли. Установлены твёрдые размеры ясака. Например, ханты Берёзовского уезда отдавали в год по пять соболей с каждой мужской души, не считая взяток воеводам. За тех, кто не мог сам промышлять, должны были вносить ясак сородичи или соседи. Хитро придумано!
 
     Шло время. Размер дани увеличивался. К тому же, всё чаще аборигенов привлекали к работам по строительству и ремонту дорог, мостов, заставляли вносить деньги на содержание полиции и чиновников…
 
     Нищета и бесправие поднимали народы на борьбу. В 1825 году волнения местных жителей в тазовской тундре возглавил ненец Ваули Ненянг (Пиеттомин).

      Трагическим событиям тех лет посвящён роман  Маргариты Анисимковой «Ваули». Почти 16 лет шла борьба. К восставшим присоединились и нижнеобские ханты.   

   Ещё одна беда: властям не нравилась древняя вера, не нравились шаманы. В  XVIII веке в Югру  в качестве миссионера послан архимандрит Филофей Лещинский. Он повелел сжечь капище "Обского Старика", а Медного Гуся в селе Троицком выбросили в Обь и на месте бывших святилищ поставили кресты.

     Однако не спешили ханты и манси менять свою веру. Они по-прежнему поклонялись своим богам, пряча их за именами христианских святых.

     Жестоко подавлено Казымское восстание 1931-34 годов. Об этих страшных событиях – роман Еремея Айпина с многозначительным названием «Божья матерь в кровавых снегах». По роману недавно снят неплохой, но очень тяжёлый по восприятию фильм "Кровавые снега". Советую посмотреть, если ещё не видели.
 
      Так что же, спросите вы, принесла малым народам Севера  Советская власть, благо или зло?

    Однозначный ответ будет неверным. Вспомним факты.
 
    В теории коммунистические идеи были созвучны традиционным представлениям охотников, рыболовов и оленеводов о коллективном труде, взаимопомощи, о жизни без  частной собственности на землю и на природные ресурсы.

       Благом для коренного населения стала медицинская помощь. Ушли в прошлое многие болезни, увеличилась продолжительность жизни, сократилась детская смертность.

      Благие намерения новой власти лежали в основе введения системы всеобщего образования, в переводе кочевого и полукочевого населения на оседлость. А вот  связанное с этим насилие сводило благо на нет и разрушало вековой уклад.

     Хорошая цель — дать детям образование — разбивалась о то, как именно это делалось: детей насильно забирали у родителей, отвозили в интернаты, где обучение велось на русском языке. И вот уже сегодня почти треть обских угров едва говорит на национальном языке.

        Подобные примеры есть по всему миру (в Канаде, в Австралии) — и нигде такая модернизация не приводила к хорошему.

   А в 30-х годах ХХ века (и позже) сюда, на север Югры, ссылали спецпереселенцев – сначала раскулаченных крестьян, а потом и других - неугодных властям. Почти сорок тысяч. Это особая, страшная тема, и до конца 80-х годов ХХ века она была одной из наиболее закрытых.

     Жили ссыльные без прав, в бесчеловечных условиях. Работали. Выживали. Умирали...
     Лишь на рубеже 50-х годов государство признало за сосланными в Сибирь человеческие права. Людям начали выдавать паспорта, разрешили строить дома, кто-то вернулся на Родину. Но очень многие за эти трудные годы душой прикипели к Северу и остались здесь.

    Надо сказать, что спецпереселенцы, будь то  трудолюбивые раскулаченные крестьяне или образованные представители интеллигенции, благодаря своим знаниям, труду, опыту,  инициативе, сыграли важную роль в становлении народного хозяйства, в строительстве северных городов, в росте грамотности населения Югры.

     Военные годы, как и во всей стране, были трудными. Мужчины ушли воевать. Около девяти тысяч югорцев получили боевые награды, сражаясь на фронтах Великой Отечественной.
 
     В тылу работали женщины и дети. Поставляли не только древесину и меха. Рыбные консервы, ягоды, орехи - всё шло на фронт воинам, сражавшимся с фашистами.


            Продолжение на  http://proza.ru/2022/02/25/1666


Рецензии
"Ермак вначале не ставил своей целью завоевание и присоединение Сибири к Руси. В первую очередь, он хотел наказать Кучума за грабежи и убийства." - вот так, защищая малые народы и присоединили всех.Все-таки, Россия в те времена уже была сильнейшей державой, способной защитить. Ясаки увеличивали жадные местные воеводы, немало вреда, принесшие всем. Конечно, перекосов много было. Дети русских из отдаленных селений также жили в интернатах. Язык никто не запрещал, дома можно было осваивать родной язык, а русский, как общегосударственный только пользу в развитии принес.
Да, историю надо знать и очень хорошо учить, чтобы не запутаться в причинах и следствиях и не попутать берега.
Спасибо, Элла! Читаю с неизменным интеоесом и удовольствием.

Наталья Генералова 2   23.11.2023 08:36     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Наталья!
Мы с вами - единомышленники!

Элла Лякишева   24.11.2023 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.