Чарльз Мэнсон. Графологический портрет преступника

Чарльз Мэнсон – знаковая среди американских преступников личность, связанная с  серией жестоких убийств. О нем написаны книги, снято 5 документальных фильмов и более 20-ти художественных. Среди них – «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Родившийся в 1934-м году и умерший в тюрьме в 83-х летнем возрасте он оставил после себя биографию, стихи, рисунки и песни. Одна из них на You Tubе набрала более 2-х миллионов просмотров и прослушиваний.
 
Мэнсон не знал своего биологического отца.  Матерью была 16-летняя девушка с наклонностями к криминалу и проституции. В возрасте 5-ти лет Мэнсона водили к ней в тюрьму. Эту встречу и более позднюю, когда мать после досрочного освобождения впервые обняла 8-летнего сына, в воспоминаниях он назвал самым яркими, единственными счастливыми моментами детства.
 
Большую часть жизни Мэнсон за кражи и разбой провел в исправительных заведениях для несовершеннолетних, откуда постоянно сбегал. В 13 лет подвергся сексуальному насилию и унижениям в исправительном учреждении для трудных подростков в штате Индиана. После очередного ограбления арестован и определен в вашингтонскую Национальную воспитательную школу. Тест на IQ определил показатель 109. Из-за агрессивно-антисоциального поведения, сексуального насилия над мальчиками Мэнсона переводили из одного исправительного учреждения в другое. В одном из них со строгим режимом в штате Огайо он должен был находиться до 21 года. С этого времени начинается его тюремная жизнь.

Первый срок за угнанную машину в 1955-м году совпал с женитьбой на официантке Розали Жан Уиллис; в 1959-м году он женился на проститутке Канди Леоне Стивенс и был вскоре осужден за мошенничество. В браках, продолжительностью 4 – 3 года каждый, родилось трое мальчиков. К 32-м годам за решеткой он провел 17 лет.
В 1967-м году  после выхода их тюрьмы Мэнсон, с ранних лет приобщенный к существованию на дне общества, пытается создать сутенерский бизнес, но терпит неудачу. Стремится к карьере музыканта, однако успехов достигает на поприще  духовного гуру. 

Он проповедует своеобразную философию, объединившую мировоззрение и образ жизни хиппи с христианством и элементами саентологии. Иносказательно и неявно отождествляет себя с творящим чудо Христом, говорит о единстве Сатаны и Христа в суде над человеком, о необходимости изменения общества «без насилия», предрекает «апокалиптическую расовую войну». Мэнсон понятен массам: «люди губят планету и ее надо защищать», «материальные блага – ложная», а любовь - «главная ценность». «Высшее проявление любви – отдать жизнь или убить за любимого человека»,  секс – в том числе гомосексуальный и групповой -  «расширение сознания», «голод и телесные неудобства – лишь иллюзия, которую разум должен преодолеть».

Мэнсон создает коммуну «Семья», по сути – деструктивную секту, которая прозябает в бедности со случайными заработками и торговлей наркотиками. Острое неприятие мира богатых и знаменитых, особенно - звезд шоу-бизнеса с их «ложью и лицемерием». Каждый из приходящих в «Семью» «братьев и сестер» попадает в атмосферу полной свободы, безусловного  приятия, любви и заботы, доступа к наркотикам. Мэнсон – гуру и звезда богемы – «пел свои песни (их было около 80), необычно, завораживающе танцевал и поражал …своими проповедями». Мститель социальному строю, обращаясь к обездоленным: «…дети, общество выкинуло нас на помойку…», собирает огромные аудитории. На акции «Лето любви» летом 1967 было около 100 000 человек со всего мира.
 
Отмечают харизму, способность манипулировать людьми, вводить в гипнотическое состояние и подчинять своей власти. «Посмотри мне в глаза – и ты увидишь истинного себя», - безотказно действующая фраза. Из слов прокурора: «У него была та черта, которая встречается у 1/1000 % людей. Аура. Флюиды» и психолога, назвавшего Ч. Мэнсона «тотемным божеством». По другим сведениям, Мэнсон не обладал высоким интеллектом, красноречием, производил впечатление сумасшедшего.
 
В 1969-м году 35-летний Мэнсон – организатор самого жестокого преступления в Голливуде с множеством жертв, в числе которых беременная актриса кино Шэрон Тейт, жена кинорежиссера Романа Полански. Исполнители - девушки-убийцы - «Ангелы возмездия», «девочки» из его секты. К этому же времени относится серия убийств,   имеющих криминальный характер – деньги, наркотики. В 1971-м году он приговорен к смертной казни в газовой камере, но ее отмена в 1972-м означала пожизненное заключение, которое продолжалось 49 лет.

В тюрьме он не терял популярности. На момент смерти в 2017 году у Мэнсона в Twitter было 8620 подписчиков. Прядь волос продана за 2500 $, аукционная цена вставных зубов составляла 50 000 $.

Попробуем рассмотреть феномен Мэнсона с графологических позиций. Графология, наряду с генетикой и кибернетикой в СССР 30-х годов подверглась сильнейшему остракизму. Талантливые специалисты в этой области преследовались, как, к примеру, психолог-графолог Д.М.Зуев-Инсаров, судьба которого осталась неизвестной. В настоящее время во многих странах Европы, Америки, в Индии, Израиле графология успешно развивается как научная и прикладная дисциплина. Человек, претендующий на свободную вакансию, проходит - в большинстве случаев, графологическую экспертизу, которая дает более расширенные и обоснованные результаты, чем, например, детектор лжи. Графологи особо пристальное внимание обращают на рукописное письмо лиц, от которых зависят судьбы нации и страны. Так,  в почерках Николая II, В.Ленина, И.Сталина, Л.Брежнева, М.Горбачева, Б.Ельцина предопределены позитивные и деструктивные стратегии, зависящие от характера, психики личности, роли ее сознательной и бессознательной части в деятельности и реакциях.    
В основе нашего анализа - два краеугольных камня: теория З.Фрейда о 3-х уровнях формирования психики личности и исследования М.Пульвера о пространственном символизме и адаптации фрейдовских концепций к графологии.

Для оценки характерологических особенностей Мэнсона использован образец частного письма. Наиболее полно он отражает ситуативный аспект, в меньшей мере - устойчивые черты в динамике.

Вертикальный разброс и размах большой - 4 : 1 : 3-4. Обе крайние зоны профицитны относительно стандарта: верхняя – в 2,7, нижняя – в 1,7 раза. Амплитуды колебаний составляют: в Суперэго - 0, в Ид – в пределах нормальных отклонений в живом естественном письме – 1,3.
 
Доминирующий наклон почерка прямой, с небольшими колебаниями от-5* до +5*. В отдельных случаях выражена правая тенденция до +20*. При этом флуктуации наклона в основном однородны по вертикальным зонам, но могут быть нарушены внутри слова.  Выдержано в целом прямое направление строк, но отдельные слова или их части – поднимаются или падают, что придает естественную волнистость строке.
 
Интервалы между строк могут вдвойне превышать норматив. Между словами они неоднородны. Есть малые, сближенные расстояния (в том числе - за счет длинных тибар) и большие - до 3-х величин от стандарта. В этом случае в свободном промежутке помещены длинные прямые горизонтальные линии. Иной вариант – между словами, примерно с близкими по размеру буквами, расположены короткие мелкие  нечитаемые микроскопически нитевидные слова. Слитность высокая, тотальная. Нажим средний не дифференцированный, усиленный на угловых элементах.

Верхняя зона с высокими точками и поднимающимися вправо тибарами над частью слова, иглами, египетскими посохами, петлями разной ширины с преобладанием узких. Начальные штрихи заглавных букв в виде гирлянд или аркад.

Нижняя зона отмечена колебанием размеров и качеством штриха. Среди элементов - петли с низко закрытыми, полузакрытыми различной емкости колыбелями; вместе с ковшами они ориентированы прямо, вправо, большей частью -  влево. Линейные, в том числе – ретрассированные штрихи преимущественно с правым наклоном.

В средней зоне большая неравномерность в наклоне, размере букв до их перехода в нить, с угловыми начальными штрихами из нижней базы и даже Ид. Характерная и редкая графологическая особенность: под тибарой часть слова может падать вниз и становиться нечитаемой.
 
Подпись окуклена, неразборчива, украшена, перечеркнута, зарисована штрихами – легкими, витиеватыми, спонтанными.

Показатели вертикального разброса позволяют считать Мэнсона человеком верхней зоны. Для комфортного самовыражения ему необходим большой эмоциональный диапазон. Баланс между уровнями формирования психики отражает ресурсную возможность реализовать как ментальные запросы Суперэго, так и базовые потребности Ид, создать имидж сильного и независимого лидера.

Мэнсона характеризуют развитый интеллект, хорошее  логическое мышление, позволяющее быть рассудочным и критичным в оценке фактов. Идеи, убеждения устойчивы, не тривиальны, направлены в будущее. Увлеченность новым не переходит границ и остается в пределах самоконтроля, но восприятие часто не различает области воображаемого и конкретного.

Роль подсознания, несмотря на доминирование Суперэго, чрезмерно значима. В ней запечатлены детские психологические травмы, негативные переживания, невыработанные и колеблющиеся базовые потребности – в том числе сексуальные и гомосексуальные. При трудностях их естественной реализации происходит сублимация в антисоциальные  действия, стремления к олимпу в искусстве, к власти,  насилию, нарциссизму. Нечеткость линии цензуры между Эго и Ид определяет нестабильность самоконтроля. Склонность к агрессии у Мэнсона - не врожденное наследие, как у большинства маньяков, а осмысленная установка – показать сильную личность, не признающую - в отличие от обычных людей, сдерживающих границ и нравственных норм.

Его реальность – приоритет ментальных конструктов над несформированными базовыми потребностями. В действиях могут стихийным образом меняться цели. В конкретный момент не всегда замечает детали, упускает из внимания текущие события. Он сомневается и переоценивает повседневную тактику, становится непоследовательным и неуверенным, непредсказуемым даже для самого себя. Неожиданно возникают внешние импульсивные реакции под влиянием биологических  неосознаваемых вызовов. В этом случае изворотливый и изощренный дипломатичный ум скрывает истинные мотивы, заменяя их сознательноложными: к примеру, идеями высшего порядка - борьбой за социальную справедливость. Превознося общечеловеческие ценности, не всегда сам следует им. В  большинстве ситуаций Мэнсон делает то, что хочет, и оказывается, что он это может.

Общение для Мэнсона – самоцель и средство самовыражения, манипулирования людьми для достижения целей. Он владеет особого рода ораторским искусством – без прописных правил. Логика – в нарушение законов логики, казуистическое толкование очевидных фактов: интуитивно улавливает и говорит то, что хочет слышать толпа. Непрерывный поток ассоциаций и живость образов, артистичность, романтичность и жесткий сарказм, социально направленная критика безотказно и беспроигрышно создают желаемый имидж решительного, уверенного гуру. Почитание личных  достоинств, преклонение, вера и подчинение его воле – главный атрибут нарциссической натуры.

С подобных позиций он подходит к разным уровням общения. Несмотря на его   приоритетную роль, совокупность  графологических признаков свидетельствует об эпизодически повторяющейся психологической отстраненности от отдельных групп людей и от социума в целом. Погружение во внутренний мир не исключает тесных контактов на личном уровне, поскольку только так он восполняет острую и болезненную потребность в любви и доверительной близости, недостаток которых ощущает с ранних лет.
 
В отношениях с группами более ярко выражено стремление к власти, известности, контролю. Внешне он демонстрирует социальную неудовлетворенность, альтруизм. Этот проверенный на опыте прием - часто обычная маска, игра, а не устойчивые истинные побуждения. За сценическим занавесом «зрители» не должны видеть его путь к  популярности и власти, а также неискренность, равнодушие, жесткость, манипулятивность, холодный расчет.
 
В любых контактах он не обязателен и не постоянен: от тесного общения легко переходит к отторжению, от симпатии, приязни к осуждению, от любви к ненависти. Планы, предполагаемые действия Мэнсона скрытны, не доступны пониманию окружающих. При угрозе собственной безопасности может перекладывать на других, прежде близких людей, чувства вины, ответственность за неудачи в конкретных, часто – запутанных делах.

У Мэнсона высокая самооценка. Себя он воспринимает интеллектуальной, креативной, творческой, оригинальной личностью с нереализованными амбициями и внутренними ресурсами. В публичном представлении хотел бы заявить эти черты вместе с  устремленностью в будущее и склонностью к самопожертвованию в борьбе за социальное равенство и справедливость. Однако текст вместе с подписью не может подтвердить истинность декларируемых позиций.

Ударение в акцентах падает на не столь благовидные черты характера, а именно -нарциссизм, легкомыслие, эгоцентризм, стремление к известности и власти над массами при неограниченной для себя свободе действий в зависимости от собственных прихотей, обычных утилитарных потребностей. Он не прагматичный и последовательный защитник бедных, а нарцисс с искусственно конструируемыми духовными исканиями. Мэнсон импульсивен, эмоционально лабилен. У него нет большой врожденной энергии и достаточной силы воли.
   
В более поздних образцах почерка на разных этапах длительного тюремного заключения видно, что основные графологические признаки устойчиво повторяются. В отдельных экземплярах наблюдается бОльшая раздельность в отличие от тотальной слитности букв анализируемого выше документа, сужен вертикальный разброс, появляются возрастные изменения в качестве штриха. Вполне понятны тенденция к интровертности, уменьшение диапазона эмоционального самовыражения, ограничение духовных потребностей и подавление инстинктов. Но главные черты эмоционально-психологического портрета остаются неизменными.

В заключение следует отметить, что данные графологического анализа не позволяют согласиться с имеющимися в литературе материалами. В частности – о небольшом интеллекте или сумасшествии. Острый ум, рассудочность и оптимизм, артистизм, хитрость, изворотливость позволяли изображать не только безумие, вводить в заблуждение профессионалов, но добиться известности – в контроле над массами, преступлениях, музыке - как основных его жизненных целях.


Рецензии
Здравствуйте, Светлана!
Может быть Чарльз и достоин исследований. Но в наше горячее время нужно исследовать других художников и писателей.
Например, не стало большого мастера своего дела, художника, артиста Сергея Пускепалиса. Это был его последний бой за справедливость...
Тут бы Вам вспомнить про Россию и её патриотов, исследовать их творчество биографию. Кстати, Сергей служил на Северном флоте! Добрая ему память и слава.
У него очень интересная биография. А Ваша академическая монография хороша, но не к месту...
С уважением, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   01.10.2022 19:59     Заявить о нарушении
Григорий, спасибо за отзыв!Вы совершенно правы: Мэнсон вряд ли заслуживает пристального внимания. Но графолог пытается выявить особенности почерка маньяка, те параметры, которые позволят нам с большой долей вероятности предположить в рукописном письме опасные антисоциальные склонности - латентные или уже реализованные. Это может быть благовидная маска отзывчивой, искренней и харизматичной личности у того, кто рядом - "товарища", коллеги, хорошего знакомого. Глубинные основы почерка регулирует высшая нервная деятельность, не подвластная контролю.
О Сергее - только слова глубокой скорби, боль души. Если Вы располагаете каким-либо, даже кратким его рукописным текстом, буду рада сделать полный графологический анализ.
С уважением и благодарностью за Вашу любовь к Родине и ее настоящим, не показным героям

Светлана Филина   02.10.2022 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.