Украина. Судороги
Потеряв в молодости веру в Христа, Ф.Ницше мечтает вернуться к язычеству. Чтобы этому не мешали «культурные люди», их следует обескультуривать. Для этого надо на них нагнать страху: террор – самое эффективное средство перековки людей, превращения их в пассионарных, фанатичных и в то же время хозяину послушных рабов. Кто не поддастся, не захочет обескультуриваться, того надлежит уничтожить физически.
Таким методом утверждались во власти фашисты в гитлеровской Германии. Так было в ленинско-сталинском Советском Союзе: революция 1917-го в большей степени ницшеанская, чем марксистская. Тот же метод применили в начале 21 века на Украине. Американцы и европейцы задействовали усовершенствованные технологии, учитывающие прозошедшую информационную революцию, но в основе их всё то же банальное устрашение.
И всё это было задолго до революций 20 века предсказано и явлено в ярких образах романа "Бесы" Ф.М.Достоевским.
Помните монолог Верховенского?
«Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство. «Мы научились ремеслу, и мы честные люди, нам не надо ничего другого» — вот недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь необходимое — вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно».
Да, всё так и есть: полное послушание, полная безличность – и время от времени пускается судорога. (2014)
***
Вы полагаете, что родились на Украине, мы полагаем, что родились в России, при этом родились мы с вами в одном городе. Один город – разные родины и, соответственно, разные патриотизмы. Говорите, разные патриотизмы в одном государстве несовместимы? Это смотря какое государство. В идеале, вообще-то, чем больше патриотизмов, тем духовно богаче страна. "Единство в многообразии" – идеальная почва для всякой плодоносной культуры.
Патриотизмом мы называем любовь, а любовь всегда кроткое, тихое, мирное чувство. Как говорил библейский пророк, любовь не там, где ураганы сокрушают скалы, не там где землетрясения и не там, где пылает огонь, она подобна веянию тихого ветра в знойной пустыне. Так любящий не способен ни на какую злобу.
На весь русскоязычный Киев вы оставили пять русских школ. Более того, вы изгнали русский язык из школ украинских. Это не может быть выгодно Украине. Из-за вашей иррациональной ненависти она недосчитается талантливых учёных, инженеров, писателей: дети, обучающиеся на неродном языке, обречены на интеллектуальное отставание.
Борясь с российскими СМИ, вы в числе первых телеканалов отключили «Культуру». Там не было политики, кроме выпусков новостей от «Евроньюс», - то есть вам важно было отключить именно доступ к русской культуре. Вы ввели специальный налог на русские книги, в том числе на Гоголя, Сковороду, на прозу Шевченко. Вами движет патриотизм? Вы ограничиваете доступ к своим же гениям из любви к народу?
Вы навязываете украинским детям с первого класса английский язык, держа в уме, что он через несколько лет станет в стране вторым обязательным. Сомневаюсь, что вам это удастся: у лингвистической инженерии есть свой предел. Но то, что в результате такой языковой и культурной политики вы с каждым годом умножаете ренегатов, это факт.
Ренегат – самый опасный смутьян. Ренегатская среда плодит радикалов анархии и революции. Сами, возможно, того не сознавая, вы своей ненавистью ко всему русскому обрекаете Украину на перманентную «бессмысленную и беспощадную» революцию. (2014)
***
Писатель Курков горд тем, что благодаря майдану на Украине вот-вот вылупится «политическая нация» (http://tyzhden.ua/News/101403). Он, правда, опасается, что "профессиональные патриоты" и "этнические антропологи" (за такие умные термины его и называют украинским Коэльо!) этой самой нации могут и не заметить, но тут же сам себя успокаивает: «надо исходить из того, что нормальных людей больше, чем ненормальных».
Чем новая политическая нация лучше старой, неполитической, Курков не объясняет. В СССР, например, было и то, и другое, так я не скажу, чтобы «советский народ» звучало весомее, нежели традиционный этноним «русские». И во всём мире Советский Союз продолжали называть Россией, и не потому, что Россия была приятней, просто она реально была, а «советский народ» был всего лишь «воображённой большевиками общностью».
Не думаю, что писатель Курков хотел бы сегодня именоваться каким-нибудь нереальным и неубедительным словом. Ему наверняка приятнее было бы звучать так же веско, как, например: «русский писатель Николай Васильевич Гоголь». Тем более, что пишет он на одном с ним языке. Но то ли его в русские писатели не берут, то ли скучает человек по комсомольской юности…
В общем, грезит. Очень хочется ему, чтобы в Киеве было больше романтики, и даже «угроза потенциального радикализма» его «не пугает».
В советском народе должно было осуществиться классовое единство. Из чего лепится майданом украинская политическая нация, Курков прямо не говорит, но намекает. Киев стал частью Западной Украины – ну а кто в марксах-энгельсах-лениных числится на Западной Украине, всем хорошо известно. Как только всей Украине «переформатируют мозги» под Донцова, Петлюру и Степана Бандеру, тогда, выходит, становление политической нации можно будет считать законченным.
Петлюровско-бандеровская демократия, по Куркову, очень «гуманная» и «культурная». Мы, - обещает он, - ради «переформатирования мозгов» никого «на три буквы посылать не будем», а посылать будем «подучиться в библиотеки». Законспектируют все несознательные элементы полное собрание сочинений нациста-русофоба Донцова – и дозреет украинская нация. Так, что ли? (2014)
***
Порошенко выдал новую порцию демагогии: "Нет у нас никаких братских народов во время войны. Есть единый украинский народ, следующий в Европу, и есть русский народ, который находится в глубоком кризисе".
"Братский народ" - это, допустим, метафора, но подразумевает она совершенно определённый, вполне поддающийся научному обоснованию, смысл: так принято называть народ, родственный по языку и культуре. Таковыми для украинцев, исторических малороссов, являются белорусы и великороссы. Сказать, что белорусы и великороссы перестали быть родственными украинцам на том основании, что между ними возник конфликт, так же пошло и глупо, как кричать в истерике на обидевшего тебя брата: "Ты мне больше не брат!" Вдвойне глупо и цинично это звучит, если вспомнить о том, что нынешний конфликт на Украине порожден отнюдь не родственниками, а самими украинскими революционерами: если бы они не совершили государственный переворот, а согласились на выборы, дав возможность самому народу (от имени которого они так любят вещать) определиться, то не было бы сейчас ни фантомной боли от Крыма, ни кровавой бойни Донбасса.
Еще циничнее вторая часть цитаты - о "глубоком кризисе русского народа". В самом деле, что подразумевает Порошенко под "глубоким кризисом"? С помощью каких томографов он ставит народу такой диагноз и чем, интересно, измеряет он глубину "кризиса"? Надо полагать, его огорчает то, что великороссы не пребывают в состоянии такой же шизоидной невменяемости, до какой довели украинцев энтузиасты майдана, и не спешат задирать штаны, чтобы скакать вприпрыжку в Европу за морковкой, которую держат у них перед носом "цивилизованные" погонщики.
Сила народа определяется способностью к самобытному творчеству и готовностью жертвовать во имя своей самобытности. Но что может знать о самобытности, а тем более о жертвенности ради неё, тот, кто готов из одного лишь лакейского подобострастия отдать украинский народ в услужение чуждой ему цивилизации?
Евроромантики сделали всё, чтобы за 20 лет превратить Украину в один сплошной полукриминальный Троещинский рынок, где всё нивелировано и сведено к экономическим, то есть самым примитивным, инстинктам. Но рынком и потребительством никогда и нигде не исчерпывалась и не может исчерпываться культура народа. Высказывание Порошенко свидетельствует лишь об одном: привыкнув услаждать себя звоном монет и хрустом банкнот, он вконец испортил свой слух и никакая культура ему больше не внятна, сколько б часовен он ни поставил в своем поместье. И в этом смысле его можно сравнить с тем стадным гадаринским персонажем евангельской притчи, который и жемчуга ценность способен определять только на вкус. (2015)
***
По заказу украинского правительства самое высокооплачиваемое в мире американское пиар-агентство "Кетчум" взялось "брендировать" Украину. Страна победившего Майдана должна ассоциироваться у "прогрессивного человечества" с какими-то привлекательными образами - такая задача была поставлена перед американцами.
Однако, когда первые результаты трудов американских пиарщиков были обнародованы, заказчики не смогли скрыть досады и разочарования. Оказалось, что американцы отказываются лепить эффектный "бренд Украины" с Гоголя и Булгакова, так как они являются русскими классиками, и в то же время не видят никакой привлекательности в Тарасе Шевченко и Иване Франко.
Цитата:
"Недовольство украинской элиты вызвал тот факт, что задача сделать «украинскими брендами» ряд всемирно известных писателей (включая Николая Гоголя и уроженца Киева Михаила Булгакова) была признана американскими пиарщиками нереализуемой – у этих людей слишком прочная ассоциация с Россией и русскими. При этом такие украинские классики, как Тарас Шевченко и Иван Франко, по мнению агентства, «недостаточно кондиционны» и не могут представлять международного интереса – только локальный".
"Кетчум" также категорически не рекомендует "использовать для продвижения образа страны такие популярные среди националистов «бренды», как Степан Бандера, Роман Шухевич и ОУН-УПА".
Но чем же они предлагают "брендировать" постмайданную Украину?
А всё тем же, чем её "брендировали" и при Кравчуке, и при Кучме, и при Януковиче: вареники, сало, вышиванки, крашанки и колядки. Вышиванки с колядками, по мнению американцев, хорошо бы вписали в празднование "украинского Хеллоуина" - "праздника", который должен сплотить "юную нацию".
Герб-тризуб рекомендуется стилизовать под трезубец Нептуна.
А ещё "Кетчум" советует обратить внимание на укроп. Мол, эта трава входит в тройку самых популярных пряностей в мире и, следовательно, будет вызывать у иностранных туристов массу позитивных эмоций.
"Внедрять укроп в качестве национального символа Украины планируется посредством информационной кампании на международном уровне, публикации научных исследований и книг об украинской культуре и кулинарии. В качестве примера сопутствующих лозунгов пиарщики предлагают варианты «Украина – родина укропа», «Укроп – дыхание жизни» и «Ощути вкус Киева»".
Похоже на хохму, не правда ли? Но вот же по украинскому телевидению на днях показали: Порошенко явился на митинг с нашивкой "УКРОП". (2015)
***
Образование новых наций – один из симптомов прогресса по-европейски. Европейская цивилизация отличается тем, что стремление к разделению в ней сильнее стремления к единению. Это следствие повреждения её христианских устоев. В католичестве и протестантизме формально по-прежнему исповедуется догмат соборности, но в реальной жизни он давно уже подменён принципом единения разрозненных эгоизмов - коллективизмом.
Вместе с прогрессом Запад распространил это поветрие по всему миру. Всякий народ, попадающий под влияние Запада, рискует распасться. Живёт себе такой народ и до поры до времени не догадывается, что из него должны вылупиться две или три нации. Поначалу такие нации пребывают в полной уверенности, что им самим подобное дробление не угрожает. Но это иллюзия. С какой стати они должны быть исключениями? И потом: если идея обособиться явилась тебе, то почему она впоследствии не явится и тому, кто твой нынешний народ считает слишком большим?
Основания для разделения всегда найдутся. Скажем, стоят рядом два села, в одном говорят: «Хороша погода! Як не має бути!», а в другом смеются над ними: почему же «не має бути», если подразумевается «має бути», а правильно вообще говорить: «Погодка то шо надо!» Ерунда? Не скажите! При наличии желания разделиться подобные лингвистические расхождения – важный повод для противопоставления двух языков, каких-нибудь «великогулякивского» и «скрыгаливского». Вы пока о таких не слышали? Ну да, ещё не пришло время. Но правнуки ваши услышат.
И учебники истории, по которым будут через сколько-то будущих поколений учиться дети в великогулякивской средней школе, растолкуют им, что скрыгаливцы всегда были их заклятыми ворогами, особенно в советское время, когда не желали предоставлять отделению их колхоза независимость от расположенной в Скрыгаливке центральной усадьбы. В ток-шоу по великогулякивскому телевидению будут вспоминать, как скрыгаливцы захватили когда-то половину великогулякивского луга и подло вырыли на нём пруд, в отместку за что доблестные великогулякивцы отдубасили оглоблями скрыгаливского бригадира…
Конечно, я утрирую, но исключительно для наглядности. Тенденция же именно такова - дробить и дробить патриотизмы, и изменить её, эту тенденцию, пока в голове большинства перманентная революция, вряд ли удастся. (2015)
***
Если не смотреть украинское телевидение и не читать украинских газет, то всё на Украине не так уж и беспросветно. Те, которые зигуют и утробно вопят, словно из канализационного люка, - это всё отряды точечного действия, появляются они там, куда их пошлют технологи смуты и куда перед этим специально свозятся телекамеры с «сознательными» журналистами. Поэтому я понимаю тех, кто себя успокаивает: пена скоро осядет, и в стране наладится «нормальная жизнь». Понимаю, но разделить их оптимизм не могу. Потому что большинство украинцев все-таки смотрит телевизор и читает газеты, не имея доступа к альтернативным источникам информации; эти люди сами не замечают, как у них снижается порог терпимости к политическому радикализму и бытовому злодейству.
Запад, который делает на Украине всё, что ему заблагорассудится, целенаправленно формирует из неё нацистское государство. Это часть стратегии покорения России, рассчитанная не на один год. Главную роль в её воплощении играют даже не столько украинские СМИ, сколько украинская школа. Благодаря школе на Украине уже сформировалось враждебное всему русскому поколение. Дальше всё будет ещё жёстче. (2016)
***
Есть на Украине такой академик - Дзюба. В 70-80-ые годы он был одним из самых авторитетных в УССР криптобандеровцем. Так вот, этот академик написал во времена перестройки книгу, где противопоставил "великого украинца" Владимира Ленина "украинофобу" Иосифу Сталину. Книга пошлая, сплошные штампы и лозунги, но надо отдать должное Дзюбе: он честно признал ленинские заслуги перед украинским национализмом. Гонения на Ленина организованы маргиналами вроде Парубия, которым команду "фас" дали, конечно, люди более умные, но по-украински вовсе не говорящие. Для них Ленин - "русский", причем "великий русский", следовательно, для украинцев он должен быть "москалем". Поскольку всякий москаль – «клятый», то великого москаля следует проклинать сугубо. Но на самом деле прав Дзюба: Ленин для бандеровцев, конечно же, свой. (2016)
***
Благодаря СМИ для многих образ нынешней Украины - это бандеровец, марширующий с факелом и орущий: "Смерть ворогам!" На самом деле с проявлениями агрессивного национализма здесь нечасто сталкиваешься вживую. В основном это театр под телекамеру, иногда жестокий театр, с элементами хоррора, а иногда - совсем глупый и пошлый цирк. Режиссёр явно не местный: неукраинской пьесы неукраинская постановка.
Проблема Украины - не столько националисты, сколько утратившее адекватность мещанство. На Украине всемирное потребительское возбуждение перешло в злокачественную стадию. Оголтелость маргиналов - всего лишь один из симптомов этой болезни.
В том числе и поэтому на Украину нам не стоит смотреть отстранённо. В Украину нам надо всматриваться, как в зеркало. (2018).
***
Иоанн (Вишенский) обличает некую "луцкую девицу" в том, что дала себя соблазнить "латыняну".
"...Тоей смачной лжи уверила и во похвальном смаку бл*дословия увязла".
Ныне в "луцкую девицу" превратилась вся Украина, поверившая смачной лжи европейцев и увязшая в похвальном смаку евробл*дословия.
Кстати, какая точная и звучная была бы замена для заимствования "ток-шоу": "бл*дословие". Всякие шустеры, соответственно, "профессиональные бл*дословы". (2018)
***
Пословицы многое могут сказать о народе.
Например, у нас говорят: "Цыплят по осени считают". На самом деле осенью цыплята уже превращаются во взрослых кур и петухов, так что считают не совсем их, но смысл пословицы прозрачен: не спеши подводить окончательный итог, дождись, пока он станет неопровержимым.
На английском аналогичная пословица звучит так: "Don't count your chickens before they are hatched" ("Не считай цыплят, пока они не высижены").
Совсем, как видим, другой подход.
Высидела американская курица новых писклявых жёлто-блакитных порошиков и зелепупиков - и вот уже на весь мир объявлено: "Украина вышла из орбиты России". Ну, то бишь, украинцы перестали быть русским народом, они, мол, теперь до конца истории будут обслуживать Запад.
Ну а чего же? Они же, порошики и зелепупики, на самом деле пищат.
Пищат-то они пищат. Однако сто лет назад тоже как будто что-то пищало, но осень пришла – и стало не слышно, не видно пернатых. И четыре века назад в Европе сладострастно подсчитывали, сколько золотых яиц снесут им униатские куры, но налетел коршун (между прочим из их же шляхты) - и только пух полетел от птенцов.
Поэтому пускай себе грезят, мы же дождёмся осени. (2019)
Свидетельство о публикации №222022801082