Майя Плисецкая - правила жизни

Майя Плисецкая
Артистка балета, умерла 2 мая 2015 в возрасте 89 лет в Мюнхене

Целью моей жизни всегда был танец. И эта цель достигнута.

Комм: Может быть, мне надо было стремиться к пению? (танцы не подходят из-за больных ног)

Я всегда ленилась. Если можно было сделать комбинацию один раз, я делала ее один, а не десять. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги.

Комм:  А вид имела весьма строгий, неленивый. Еврейские гены все же сыграли? Понимает, что тренинг ничто, а блат это все.
Уж в остальном тем более берегла себя по жизни? Домработница, машина с шофером...

Мой дед был зубной врач, жили мы на Сретенке. Там я родилась.

Комм: Из зуба вылезла? Кстати, очень похожа на зубную врачиху... Была бы ведущим специалистом в какой-то клинике, приглашали бы для консультации сложных случаев...

Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами «царствования» наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров.

Комм:  У нас честнее - у них правит закулиса банков, корпораций, коллективной еврейской мафии... Недовольна, хотя всю жизнь была кремлевской штучкой - со всеми пайками и льготами...

Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки.

Комм: Правдивая танцовщица исполняет роль разъяренного быка...

Мама была киноактрисой и снялась по крайней мере в десяти фильмах. Фильмы тогда еще были незвуковые. Она играла узбечек, а всегда в Азии были сплошные трагедии. Она играла прокаженную, где ее топтали лошади. Какой-то другой фильм, где ее сжигали живьем в каком-то доме. Вообще, я просто обрыдалась, хотя она сидела рядом со мной в кинотеатре, держала меня за руку и говорила: «Я здесь, я с тобой», а все равно я сердилась, что она мне мешала плакать.

Комм: Трагическая жизнь узбечек до Советской власти? О да, знатное кино...

Мой отец был консулом на Шпицбергене, я там жила два года. Там, знаете, было не до кино, не до чего. Потом наступили страшные годы, когда его арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое.

Комм: Твой отец был старый большевик? В гражданскую сам давил белогвардейскую и прочую "сволочь"?

Мой отец верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется.

Комм: Она все та же - блат, евреи, поджигание революций...

Нас с Щедриным (Родион Щедрин,композитор, муж Майи Плисецкой. — Esquire) познакомила Лиля Брик, которая обожала знакомить.

Комм:  Сводница? Еврейская сводница, наверное, сообщала все пикантные подробности,  не только денежные и карьерные обстоятельства...

Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне «Даму с собачкой». Он говорит: «Статуэтку?» Я говорю: «Нет, балет!»

Комм:  Этот Родион какой-то странный, я его помню, бедолагу... Мне кажется, в их жизни было полно подводных течений - уж слишком скрытный этот Родион и уж слишком каверзная эта Майя...

Мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, — мне удобно.

Комм:  И кушают в столовке? В принципе, может она и права - я слишком отвлекался на содержание своих все равно убогих избушек. И они меня слишком к одному месту привязывали....

Бывает, творческие люди, даже близкие, как-то завидуют друг другу. С Щедриным этого не может быть. Он болеет за меня как никто.

Комм:  Грызня и склоки - участь всех псевдотворческих людей...
Родион был очень скучный, и Майя была для него лучшим развлечением? Свет в зарешеченном окошке классической музыки...

Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.

Комм: Еврейский расклад - слава Богу, он уменьшает евреев число... Они слишком не любят людей - и детей... Бесы не любят ангелов.

Влияние Нуриева на балет огромно. Но сегодня он бы не произвел такого фурора. Сегодня многие так танцуют.

Комм: Да и сама ты никакого фурора не произвела бы? Да и тогда не должна была произвести, но блат и "дружеская пресса" сделали свое дело… Ведь по большому счету секрет, почему ее все знают... (хотя бы потому, что балетом почти никто не интересуется)

Мне кажется, не зря существует мнение, что если в картинную галерею привести дикаря, он ткнет пальцем в шедевр.

Комм: Любила "дикую" живопись?
А дикарей миллиарды и тыкают они отнюдь не в "шедевры" - в попсу... Да и настоящие дикари во все века клевали лишь на погремушки…

Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.

Комм: А что, в балета уже и детей делают? По-моему, там таких бездетных очень много - и с окончательным развратом станет еще меньше...
Постмодернизм: смесь балета со стриптизом - или с философским сочинением. Или с тем и другим сразу...

Идиотизм советской власти границ не знал. Мы даже в балете танцевали только оптимизм. Побеждали злого гения.

Комм: Проливала слезы по злому гению? Мол, родненький... Где правда нашей, мафиозной жизни?

Если меня дирижеры спрашивали про темп, я всегда говорила: играйте как написано у композитора в партитуре. «А если кто-то из солистов не успевает?» — «Тогда пусть идет домой».

Комм: Себя берегла, а других-то не жалела. Разве композитор знает возможности танцоров?

Колено всегда болит, всю жизнь. Я думаю, что вообще практически никакие травмы не проходят. У спортсменов то же самое, еще хуже. Они хромые, кривые. Потому что насилие над телом.

Комм: Оттого и такая злая?
Утешала себя надеждой, что и у других так, что ни у кого травмы не проходят (другим приходилось ей поддакивать, притворно тоже корчиться от боли)

Я ела всегда много и диет не соблюдала. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно.

Комм:  Пусть партнер карачится, поднимает. В первый раз слышу про танцовщицу балета обжору. Опять же, пожрать - еврейская страсть (не только!)

Хлеб с маслом — лучшее, что придумали люди.

Комм: Без повидла или хотя бы сладкого чая?! Хотя и со сладким чаем я бы уже не стал. Да и вообще, сливочное масло и булка - вредные продукты... Как и сахар...

Нет человека, который бы мне не сказал, когда меня видит в первый раз: «Ой, а я думал, что вы высокая». У меня 165 см, рост средний, нормальный.

Комм:  Как ни странно, высоких евреев почти не бывает, а маленьких - типа Галкина - сколько угодно...

Люди любят понимать, сопереживать. Можно на сцене делать много технически замечательных, совершенных трюков, а зритель пришел домой, поужинал — и забыл.

Комм: Ага, понял: играла "чувства", то есть на пафосе. Попса в балете? Она же и коммерция...
Что можно понимать в балете?! (но и забыть его все же невозможно! – все как с цирком, например…) Просто по себе судит: других забывала, себе сопереживала…

Я танцевала всегда только для зрителей. После ухода со сцены не танцевала ни разу. Что-что, а танцевать для себя мне в голову не приходило.

Комм:  Не любила танцевать?! Просто себе такую цель в башку вбила (о чем говорила в самом начале) Для славы... (может, даже не корыстной была?)
Не представляю певца такого типа, или футболиста... Евреи - рьяные общественники... В личное они совсем не верят, личное надо скрывать... Они все - ходячие штампы (но не они ли их и создали? Нет, они всегда опаздывают, всегда приходят после - когда созданное другими, личное, живое остывало и становилось трескучим  штампом. Собственно, евреи - это пошлость голых королей...)   

Я не вижу в старости, в морщинах красоты. Я вообще старыми людьми не очень-то восторгаюсь. А уж молодящийся старичок или старушка — это вообще смешно.

Комм:  Не любить свои итоги, значит заведомо не верить в загробную жизнь. Я горжусь своими морщинами и уважаю чужие - хотя они и свидетельсетуют о непосильных, а значит и не особо успешных умственных потугах...

Зрители всегда воспринимали меня с открытым сердцем. Может быть, поэтому я и живу так долго.

Комм: Ни разу не видел Плисецкую в деле. Только фрагменты... Может, я что-то упустил?! Черно-белый балет невозможно смотреть... Хотя и по фрагментам понятно, что она вполне успешно принимала красивые, эффектные балетные позы и стремительно двигалась. На этом все, но чего же боле...

Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила.

Комм: А зубами скрежещешь? Да и тебя простили ли...

Измениться труднее, чем за волосы себя поднять.

Комм: Да, бабы как пластилин, и без мужика, подобного скульптору, они не меняются...

Я умру, но Кармен — нет.

Комм:  Кто это?! (Базарная цыганка - цыганка, гордая цыганка - еврейка?)
Разве Кармен жила только для зрителей? И можно ли дать что-то зрителям, если не живешь для себя? Хотя желание понравиться - это тоже великая сила.... И балет, и цирк – это сказки совсем не о жизни, в них силен «марсианский» момент… Соответственно, чем меньше живешь внутри, чем больше выпячен наружу – грудь колесом – тем и лучше…


Рецензии