В деревню! Коз доить!
Когда-то, в детстве прочитала книгу Эльзы Триоле " Нейлоновый век". Я тогда не знала, что писательница русская, тогда не знала и слов "дизайн", "деградация". Много чего не знала. Но сильно тянуло ко всему красивому, иностранному, современному. Под стать героине книжки.
Пришло время выбирать институт. Школу закончила прилично, и нужно было поступать. Дура нерешительная. Даже помыслить не могла, чтобы выбрать профессию, соответствующую характеру, способностям и поехать в Москву, где много возможностей себя реализовать. До Москвы каких-то 580км.
Родители проживали свою счастливую жизнь на своем месте и в своем времени. 60-е. Отец, преданный идеалам Ленина, на самом деле - преданный, т.к. из большой глухомани, где все прозябало, но провели свет и радио ( как раз в 68 году студенты из Смоленска провели там "электрификацию всей страны"), безо всякого высшего и специального среднего образования, а только с курсами политработников с самоотверженностью строил коммунизм на своем ответственном посту.
Мама тоже достигла определенных высот со своим текстильным техникумом в фундаменте.
А тут у девочки есть возможность получить высшее, и никто не догадался эту девочку профориентировать. В городе было 4 ВУЗа. Мединститут, Пединститут, Политехнический и СХИ (сельскохозяйственный).
Все стремились в МЕД ( не мое), СХИ тоже отпал сразу: ну, не в деревню же ехать.., остался ПЕД и ПОЛИТЕХ. Про ПЕД говорили: ума нет - иди в ПЕД. А вот, политехнический привлек новым, современным зданием недалеко от дома. Новая жизнь!! Новые перспективы замаячили.
Крутизна объекта определялась этажностью. Город с таким частным сектором украшали тогда 4-х,5-ти этажные здания особого значения: обком, горисполком, гостиница и т.д. Поэтому 6-тиэажный комплекс политехнического произвел на меня ошеломляющее впечатление. Стекло и бетон. Огромные окна, современная архитектура как в кино обещала новую жизнь: дерзкую и независимую. Я уже представляла творческое кипение дискуссий как в фильме "Взрослые дети", например. Герой ломал стереотипы, его инженерная мысль создавала что-то космически смелое, все воодушевлены и объединены высокой идеей: шагать в современность не оглядываясь.
Но, опаньки.. На первом же экзамене получила "два". Он же стал и последним. Как можно быть такой самоуверенной дурой?
Письменная работа по алгебре. 4 задания. Вывела все правильно, а подставив числовые значения , тупо ошиблась в арифметике. Во всех! случаях. А, потому что переключилась на подругу, помогая, и отвлеклась от своей работы. Просто поспешила.
В чем были ошибки выяснил кто-то из родителей. а я пребывала в ступоре. Ведь за все годы учебы не было "двоек" по контрольным никогда. Стыд и срам накрыл с головой. В хрущевках были кладовки: очень удобные закуточки, чтобы хранить разный хлам. Это была моя зона. Позднее втиснула туда раскладушку и принимала там подруг. Свободная стена кладовки была обклеена вырезками из журналов с портретами тогдашних звезд: киноактеры, прежде всего, как вы понимаете, спортсмены, политики, писатели, музыканты. Конечно, в основном. зарубежные. Страна закрытая, и хотелось больше воздуха.
Подружки ( одна или две сразу) забирались на раскладушку, и я им рассказывала о своих кумирах, делала экскурс в мир другой жизни.
А в тот день кладовка была пустая. То, есть - отец поснимал все картинки. уничтожив тлетворное влияние Запада. как он думал, дабы собрала мозги в кучку и занялась учебой. И раскладушку тоже убрали. Помню, что сидела на полу в этой кладовке, но не помню сколько времени. Чтобы выйти на свет и речи не могло быть. Сидела в темноте, спасаясь от самой себя. Слышу: открылась входная дверь..,это мама пришла с работы и загремела на кухне посудой. Она даже не заметила, что я дома. Через какое-то время зашел домой отец. " В деревню! Коз доить!"- прогремел он с порога. Мама стала его успокаивать. "Это они обо мне говорят",- правильно сообразила я.
Август, сентябрь не помню. Не помню, где была и что делала. Дура эмоциональная. Мне бы кто-нибудь объяснил. что ошибки - это благо. Это мотивация целей и мобилизация сил! Этакая инъекция от жизни.. Жизнь вставляет, а ты, радостный, все преодолеваешь.. или .. другой вариант - воспринимаешь не как укол, а как подсказку: не ломись в эту дверь! тебе туда не надо.
Оба варианта хороши, знать бы: какой твой? И оба - не повод для расстройства. Но, родители в моем самоедстве видели только благо: " Значит, у нее совесть есть, пусть помучается, узнает цену жизни".
Где-то в октябре меня устроили на работу с этой же целью, чтоб узнала, почем фунт лиха. Жизнь пошла как кинолента нашей великой документалистики...вся черно-белая, наполненная трудом и энтузиазмом.
В городе было 3 крупных завода. Завод электроаппаратный, что в центре города, радиозавод "Маяк" и завод "Прибор", что совсем на отшибе.
Мне маякнул "Маяк". Он не в центре, просто на противоположном от нас конце города. Итак, сборочный цех, ученицей слесаря-сборщика. Устроил отец. И я козырнула.
Уже осень. Уже темно и холодно. Не помню. как вставала. Завтракала ли? Скорее - нет. Помню - раннее утро, часов 6 или около. Четыре квартала до центральной улицы Ленина, сами понимаете - только был трамвай как общественный транспорт и только по центральной улице. Это потом ее разгрузят и расширят. И сделают очень привлекательной для пеших прогулок. А пока.. еще нет прохожих, а в первом или втором вагоне 1-2 пассажира, и пиликаешь остановок 18-20, пялишься в черное окно, за которым ничего не разглядеть. Назад так же, но уже с народом в трамвае, стоя.
Цех был белый: люди в белых халатах в помещении с ярким освещением. " Белый" и в смысле контраста после "черной" дороги. Я была при мастере, вернее, мастерице, что ставила мне задачи. "Бежала", вернее - двигалась лента конвейера и надо было на нее что-то ставить, сделанное своими руками. Что? Не помню. Меня больше интересовали люди, и я их запоминала.
Вот, два персонажа, засевшие в моей голове. Один - мальчик совсем лет 16-17 никак не был похож на заводских ребят: такой интеллигентной, еврейской внешности. " Из какой он семьи?-думала я,- и за какую провинность его сюда определили? Наверняка, мой случай". Он балагурил без умолку. Сейчас такие хорошо зарабатывают искрометным юмором. Сборщицы давились от смеха. Иногда его шутки были скабрезными, и я изо всех сил пыталась изобразить непонимание. И вообще, старалась никак не реагировать на него, а он уже посматривал часто. Но, так как я пребывала в глубокой меланхолии, а "вешалки" еще не вошли в моду, он быстро переключился на пышную хохотушку по соседству и шутки посвящал ей.
И еще меня заинтересовала девушка. Она в отличие от нас ходила не в белом, хлопчатобумажном халате, а в розовом, нейлоновом. Держалась горделиво и грациозно двигалась. "Это невеста сына начальника цеха",- шепнула мне мастерица. Тогда еще не было "папиков", и серьезные девушки вроде нее выходили замуж за перспективных парней. Разница в возрасте не превышала 5 лет, как правило. А уж там 10 и более - верх неприличия, и порицалось общественностью.
Я смотрела на нее и восхищалась с примесью ужаса. Вот, как!?! Она такая молодая уже знает, что ей в жизни нужно. Такой твердый взгляд, такие медленные, несуетные движения, такая ухоженность, такое непроницаемое, красивое лицо. Как такой стать? Никогда не смогу.
Меж тем прошел октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Где-то в начале апреля родители сподобились перевести на более легкую и близкую работу. Это был Почтамт Центральный на Красной, главной площади города. Не работа - песня. Отдел телеграфа. Сначала очень милая женщина обучила печатанью на машинке, затем я научилась принимать с аппарата бегущую ленту с зашифрованным текстом в виде дырочек и обрывать ее в нужном месте. Вот, и вся работа. Иногда что-то печатала на машинке. А, главное- был буфет с горячими блюдами и полноценный часовой перерыв на обед. Успевали наговориться с новоприобретенной подругой.
На первомайскую демонстрацию уже летела как на крыльях, чувствуя запах весны и перемен. Время будораженья и благостного ветра в лицо. За месяцы работы приобрела какую-то уверенность в себе и уже мечтала об учебе, еще не зная какой. Но перспектива встать в стройные ряды рабочих и колхозников меня почему-то не прельщала, несмотря на мощную государственную агитацию "за". Меня тянуло в прослойку, а не в эти почитаемые классы. В интеллигенцию, т.е. в отряд ученых, врачей, учителей, работников искусства, писателей, которых обозначили этим словом "прослойка", а с высоких трибун еще недавно звучали и эпитеты: "гнилая", "тухлая", "вшивая". Так "слуги народа", а именно - руководящий, партийный состав поднимал самооценку нашего "гегемона" - пролетариата. Что ж , такова наша ментальность: за счет оскорбления, унижения других гордо выпячивать свою грудь.
Отец сказал поступать на иняз. Это значит - пединститут. Как раз по французскому у меня была "тройка", как и по "физике". Не любила меня буква "ф". две тройки в аттестате вышло из-за нее. Хорошо, что по физкультуре учитель "троек" не ставил в принципе., а то бы было три.
Не давались мне никогда иностранные языки. Здесь нужна механическая память, а у меня эмоциональная, аналитическая, логическая. А по физике случился "трояк" из-за конфликта с учителем. В 9 классе была "пятерка", но в 10-м пришел новый преподаватель, и я перестала учить этот предмет.
Итак, в начале июня мне разрешили уволиться , и был нанят репетитор по французскому, точнее, репетиторша. Фамилия ее - Оболенская. Мама сказала:" О! Она из этих" и посмотрела при этом наверх. Потом я услышала из разговора мамы с подругой, что она из Ленинграда и была сослана к нам за вольнодумство.
Надо сказать, что хоть мы от Москвы не так далеко, но всегда считались окраиной, южной границей Древней Руси, а в дальнейшем и РСФСР. Так, что к нам ссылали. Еще одного ссыльного я видела - это преподаватель мединститута. Подруга познакомила и сказала мне на ушко, что его сослали за увлечение хиромантией и экстрасенсорикой. Тогда я задумалась. что за "лженауки" такие и почему за них ссылают? Но это было в годы студенчества, немного позже тех событий. И еще одну особу видела, та была студенткой музучилища. И опять из тогдашнего Ленинграда. Она была замешана в каком-то скандале по поводу однополой любви. был суд над балетными мальчиками. Каким боком она была замешана не знаю. но любопытствовали тогда многие.
К Оболенской ходила исправно. Она была женщиной молодой, немного отстраненной и очень демократичной. Много курила. Но, это не мешало занятиям. Иногда к ней заходила завкафедрой, недавно вернувшаяся из командировки в Париж, и от того парящая над всеми. Они о чем-то шептались.
В день первого экзамена по французскому чувствовала себя неуверенно: мой страх перед экзаменом сыграл не в пользу последнего. Я зажалась, что-то мямлила этой самой завкафедрой, что вернулась из Парижа. Она мне поставила "4" только по блату (мама подсуетилась заранее, решила не пускать все на самотек, хотя отец-ленинец был категорически против). На нужную "5" у нее просто рука не поднялась. Но, к счастью, остальные экзамены: сочинение. литературу, историю я сдала совсем прилично и прошла по баллам на вожделенный иняз. Баллы нужны были высокие, так как приоритет был у сельской молодежи. Нужно было наполнять школы учителями в сельской местности, и они проходили на одних "тройках".
И начался самый счастливый год первокурсницы!!! Сколько интересных ребят на инязе, особенно с английского отделения. Сколько новых имен я услышала! И не только услышала, а и читала. слушала, смотрела. Хемингуэй и Ремарк , Саган и Хэйли, Камю и Сартр.. всех не перечислишь. Это импрессионисты и авангардисты, Битлз и рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Все это обрушилось на меня.
И я легко бежала в институт, обходясь без всякого транспорта ( хотя ближе к дому на один квартал по параллельной улице провели уже троллейбус ). А зачем он? Груженая тяжелейшим портфелем ( тогда не было ранцев и девочки носили платья и юбки на учебу), я весело перебирала ногами и не вспоминала ни деревню, ни коз. Где они? и где я?
А теперь мне и вовсе не грозит их доить даже теоретически: местные старейшие жители давно вымерли. Молодые уехали в города, коз не осталось. Там теперь в летний сезон живут москвичи с питерцами. А они привозят с собой только кошек и собак. Какие козы?! Я вас умоляю.
Свидетельство о публикации №222022801453