Курсантская Жизнь-12. Зачёты и экзамены

     С начала учёбы на первом курсе предметы в основном были так сказать общеобразовательные, - всякое там техническое черчение, математика, физика, иностранный. Отношение к ним было, как в школе, - пройти и забыть. Только зачёты всякие сдавать надо было, контрольные писать, экзамены. Читали, конечно, учебники, конспекты, шпоры готовили. Тихим сапом сдавали эти зачёты.

     Один только предмет выделялся сразу с первых дней учёбы – «парашютная подготовка», там и писали мало, в основном была практика. Парашюты изучали на ощупь, учились укладывать их. Тренировались в парашютном городке, катались на «рейнских колёсах» и даже крутились на «лопинге». Делали это с интересом и желанием, заставлять не надо было. Это было как раз то, за чем мы сюда в училище и пришли. В первый же месяц в начале теоретического обучения нам устроили и парашютные прыжки.

     Наверное, для того, чтобы какую-то часть курсантов сразу отсеять!? Хотя отсеялось в нашем классном отделении всего пару человек, за остальных и не знаю, как-то не вникал. У нас один курсант доктора не прошёл перед прыжками, а потом что-то и прыгать передумал. Второй просто неудачно приземлился, ударился головой, потерял сознание, это видел офицер и его списали. Хотя в тот же день другой курсант так же потерял сознание на приземлении, но никто из офицеров не видел и всё у него было нормально в дальнейшем.

     Когда уже начались специальные предметы, всякие там Аэродинамика, Конструкция самолёта, Конструкция двигателя, их уже изучали с интересом, учили темы. На самоподготовке шуршали страницами. Хотя, если честно, со временем и к ним стали относиться более прохладно. Но вот Авиационное оборудование, особенно, когда изучали приборное оборудование кабины Элки, учили добросовестно. Каждый прибор надо было хорошо знать, - как работает, оцифровку и прочее. Первое время смотрели на плакаты с приборной доской со страхом. А ещё преподаватель сказал, что наизусть рисовать будем. Не верилось, что всё это можно запомнить. Но, ничего, - со временем неожиданно даже для себя, выучили и рисовали наизусть приборную доску.

     Только пришлось учить и учить, по ночам в ленкомнате сидеть, в кабине самолёта на тренажной площадке с закрытыми глазами друг друга гоняли. Зачёты по нескольку раз пересдавали. И ниже четвёрки не считалось. Многие тогда завыли, но всё же большая часть это прошла…

     Шпоры, конечно готовили, но по себе помню, что когда готовишь шпоры добросовестно для «себя любимого», то бывает в них и необходимости нет, - в голове что-то и остаётся. Были интересные моменты с зачётами, - был такой «дурацкий» предмет Автоматика, больше теории, чем того, что можно руками пощупать. Препод вредный был, аж руки потирал в предвкушении многоразовой пересдачи его любимого предмета. Зачёт был письменный и мы написали заранее все ответы. Потом, когда он нам раздал вопросы, умудрились обменяться заготовленными ответами и сдали их. На следующий день препод пришёл злой, говорит, - понимаю, что обдурили меня, но не пойму, как…

     На «тактике» препод требовал наизусть ТТД самолётов вероятного противника, - царапали на гранях ручек иголкой и запросто отвечали…

     А вот на кафедре Марксизма-Ленинизиа не было проблем сдавать экзамен. Там можно было при ответах пользоваться брошюрой «Тезисы», а это и был краткий конспект. Понимали, видно, «наверху», что тот бред по-другому и сдать было нельзя…

     Был ещё на экзаменах интересный момент, командир роты мог подойти к преподавателю и попросить за старшину или ещё за кого, - ну, например, за того, кто шёл на «красный» диплом.

     Сейчас, оглядываясь назад, горько сознаю, что в большинстве своём были мы «балбесами», - всё-таки не учились добросовестно, сачковали, списывали, где можно было… А, ведь были среди нас такие, кто не был «балбесом», - учил исправно заданный материал, выполнял все задания. И ведь большого ума для этого не надо было. Просто надо было добросовестно учиться, все условия для этого были. Даже, если сравнить условия курсанта и студента на гражданке. Но не всем нам, молодым и резвым, хватало на это ума.

     Был у нас в классном отделении один парень родом из глухого села, не очень шустрый, этакий увалень. Даже можно сказать, - с не очень широким общим кругозором. И науки ему давались с трудом, но он был упёртый, по ночам в ленкомнате сидел, на самоподготовке не сачковал. Смотрели на него как на «деревню», а он с отличием училище окончил…

     Сейчас всё это наше «учение», конечно, смотрится с грустной ностальгией…

- на фото: - вот таким "стройным" строем перемещались "военные студенты" между учебными корпусами, - "грызцы гранита наук"...

28.02.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/03/02/780


Рецензии