Разум

Ч. Филмор: «Божественный разум – это единственная реальность» («Тайна»)
Гёте: «Функция – это существование, мыслимое нами в действии» (ФЭС)
 «Разум = функция, осуществляемая одновременно двумя сущностями» (ПЗ 8-XXV)
«Разум = функция оперирующая замыслами, сохраняя общий». (ПЗ 8-XXVI)
«Разум относительный = исходный потенциал ума» (ПЗ 8-XXVIII)

Структура слова/логоса привела нас к пониманию, что Господь это две сущности в своей полноте и одновременности между собой: Полный дух (интеллект, оперирующий Смыслами = Истина) и безусловная душа (форма Истины и всякого Смысла = Любовь). Одновременность этих сущностей (Господь) есть РАЗУМ. Нам привычнее «уточнять» - чей разум. Он ничей. Господь (= Святой дух = Всевышний и Вездесущий = Абсолют) = разум = функция, осуществляемая полными сущностями в их одновременности.
Динамика (деятельность, приводящая к переменам) разуму не свойственна, что трудно вместить человеку = существу*, безостановочно мысленно действующему, в процессе осуществления земного бытия. Разум созерцательный есть потенциал всему.
Тому, кто представляет человека носителем ума, полагая, что разум его наивысшая мера, такую новость не просто вместить. Между разумом и умом существует функция действующего (деятельного) разума. Разум, действующий разум и ум  в Ветхом Завете описываются как Господь, образ Господа и Его подобие. Полный завет уравнивает:
- «Господь» = разум, «небесная твердь», потенциал деятельной Вселенной;
- «образ Господа» = иерархия господ «небес» = действующий разум, потенциал ума;
- «подобие Господа» = иерархия земных организмов, ум той или иной меры конкретной сущности (духа или души), которая условно выведена из отношений с другой. 
Разум и действующий разум (потенциал и действительность «небесной» стороны реальности) представляют собой нелинейные функции. Действующие господа (та или иная мера Господа), тесно и непрерывно взаимодействуя между собой, обеспечивают потенциал индивидуального ума = мысленной деятельности сущности: и духа и души.
  Ум – линейная функция (подобие разума), которую осуществляет каждое земное существо, являя собой в индивидуальном плане ту или иную меру одной из сущностей (или духа или души). Индивидуальность человека в чреде воплощений представляет меру то одной сущности, то другой, при этом тело человека соткано и той и другой.
Существа олицетворяют возможности умного делания, но только человек способен это делание осуществлять с пониманием, преобразовывать, критически отслеживать и, в своё время, реализовать (завершить) функцию ума. Реализация (совершенствование) человека и состоит в свершении функции ума, с последующим входом сущностей в отношения для осуществления функции действующего разума.
Процесс мышления, реализующий функцию ума, предполагает выводить мысли из себя (путь души к Нирване) или вбирать мысли в себя (формировать интеллект духа). Процесс (в отличие от функции = закономерности преобразований) = течение или ход мыслей во времени**. Сущности, отправляясь в индивидуальное бытие, не только идут на условную «разлуку» друг с другом («изгнание из рая»), но и условно расчленяются (идёт их дифференциация во времени по отношению к себе целостным) = «порождают грех»: дают множественное собственное потомство.
Ум = отношение меры дифференцированной сущности к себе самой целостной.
Когда сущность выходит из дифференциации (человек являет её целостность), это отношение равно единице. На деле означает, что ум завершил своё функционирование.
Дифференцированную сущность = индивидуальность человека сопровождает тот, кого сегодня знают как «ангела-хранителя»*** (персональный господь). Для каждого конкретного человека он обеспечивает не только функцию ума (именно его целостная сущность в отношениях с дифференцированной у человека осуществляет процесс мышления). Но и направляет его внимание, компенсируя необходимость целостного подхода к восприятию, которым «разделённые» между собой и дифференцированные дух и душа не обладают.  Дух «ангела-хранителя» поддерживает индивидуальную душу, а его душа сопровождает индивидуальный дух.  Не преувеличение утверждение: «…у вас и волосы на голове все сочтены» (ЛК 12:7).
Сущность, реализующая функцию ума (воплощенный дух или воплощённая душа), не связана с полом людей: и мужчина и женщина может олицетворять как дух, так и душу. Пол – это одна из условностей земного бытия, полагающая именно половое размножение, которое символизирует отношения двух сущностей, их предназначение. Когда функция ума реализована, во внешнем мире является или Христос (Смысл Истины), или Будда (необусловленная  душа = Любовь) человеком без пола, хотя половые признаки у него, конечно же, присутствуют или мужчины или женщины. «Обрезание плоти»**** в интерпретации теперь уже знаний Еммануила = «обрезание пола» (снятие одной из условностей бытия на Земле: выход из полового различения) = явление человека как сущности Господа и устремление её в отношения с другой сущностью = к функционированию действующего разума.
Сегодня многие самоисследователи пришли к выводу, что деятельность вне ума не фантастика. Но, ограничение «разум = ум» (даже если разум считать вершиной ума) не позволяет понять, куда же вне ума человек попадает. Принцип слова/логоса снимает подобные ограничения, утверждая, что конкретной мысли соответствует лишь одна конкретная форма. «Разум» и «ум» нельзя уравнивать, т.к. они отражают отношения разных сущностей между собой.
___________________________________
*СУЩЕСТВА – организмы, действующие на обеих сторонах медали реальности. «Небесные» существа = господа, в т.ч. «ангелы-хранители», осуществляющие функцию действующего разума.  «Земные» существа – организмы, осуществляющие функцию ума (все природные организмы).
**ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ (реализацию индивидуальных возможностей человека) не следует путать с процессом рассуждения = деятельностью рассудка, обрабатывающего мысли (сопоставляющего мысли функции ума и установочные от генома = программы выживания), характеризующегося оригинальной критикой, оценочным суждением и др.
***АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – господь, деятельная мера  или один из образов Господа. Он есть Смысл человека, вмещающий Смыслы всех его воплощений, формируемый его формой, душой, переносящей достижения человека из одного воплощения в другое. В конкретном воплощении – основа функции ума человека, направляющая его внимание в эффективное русло для осуществления Смысла воплощения, согласованного как со Смыслом человека, так и с замыслом всего человечества.  Другими словами, человек есть биомеханизм, отражающий поочерёдно возможности господа (образа Господа), точнее, его сущностей (духа и души), и в итоге всех воплощений являет этот образ.
****ОБРЕЗАНИЕ – «обряд удаления крайней плоти полового органа у мальчиков (реже – у девочек). У многих народов входил в состав обрядов инициации. Сохранился в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7 – 10 лет)». (НИЭ) «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». (БЫТ 17:10,11) «В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству крещения», который «напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и “обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым”. (КОЛ 2:11)». (Википедия)

Примечание к тексту.
Первая цитата к новелле повторяет ветхозаветное утверждение «Живу Я, сказал Господь» (ИЕР 22:24). Господь = разум, но фраза «божественный разум» лишь уводит в словоблудие, по умолчанию предопределяя наличие ещё какого-то разума. Тогда фраза «единственная реальность» теряет смысл (в контексте цитаты).
Считается, что термины принадлежат науке: области деятельности, исповедующей научный метод (о нём приложение 3).  Еммануил выводит из этой галлюцинации, давая толкование термина как дифференцированного слова, утверждающего: цивилизованное человечество живёт сообща в терминологической запутанной и противоречивой среде.
Малопонятный научный сленг способен вызвать у людей страх некомпетентности, но он рассеивается, когда появляется уверенность, что наукой исследуются обыденные, естественные вещи, доступные пониманию многих. А если многим они не понятны, то вывод очевиден: наука не в курсе точного устройства той или иной естественной вещи.
Так, понятие «функция» (от лат. function – исполнение, осуществление)  имеет ряд значений (представлен терминами общего и частного характера для разных областей знаний). Но как только понимаешь, что функция – это закономерность в отношениях чего-то с чем-то (кого-то с кем-то) уже не важно, о какой области знаний идёт речь: где существуют отношения, есть место функции. Её можно представить таким образом: «Функция = закономерность связей (отношений) в осуществлении любых явлений двусторонней (“небесно” – “земной”) реальности, представляющей космос, природу и общество. Функции абстрактно описаны универсальным языком -  математикой». Новые знания переведут математику из абстрактной области знаний в предметную.
Функция предельно ясна, когда описывает отношения, возникающие  на одной (той или иной) стороне медали реальности. Например, только что выявленную функцию действующего разума с её переменными (аргумент – дух, определяет значения души), находящимися в отношениях легко представить. А вот функцию ума (или вопрос «откуда идут мысли»), осуществляемую каждым человеком, прояснить сложнее, т.к. её описывают отношения сущностей, обитающих на разных (сокрытых друг от друга = сокровенных) сторонах медали реальности.
Явить процессы в их неочевидной «небесно-земной» связке непросто, а разорвать связку и явить процессы отдельно = разорвать гештальт (целостность) и в понимании. Вот на этой грани и составляются новеллы сборника в течение длительного времени, с их периодическим переосмыслением в процессе восхождения к мере Истины - Христу.

Приложение 3 «Основа научного знания».

НАУЧНЫЙ МЕТОД – понятие на слуху у многих, в т.ч. у тех, кто по образу своей жизни никак с ним не сталкивался, но отрицать его или следовать ему слепо – вряд ли уместно. Ниже предложены цитаты из книги Питера Эткинза, описывающие его.

«Одной из характеристик этого удивительно мощного метода выкапывания истины о мире, отличающей науку от её главного конкурента – … необоснованного умозрения (попытки постичь природу мира при посредничестве союза мышления и авторитета), - является центральная роль эксперимента. Выход в мир и проведение наблюдений в тщательно контролируемых условиях минимизируют субъективную составляющую нашего восприятия и, в принципе, открывают результаты наблюдений для независимой проверки.
Вглядываясь в мудрёное устройство небесных сфер через линзы своего реального телескопа, Галилей развил также и искусство упрощения, выделение существа проблемы, мысленного вглядывания в облака, которые в реальных системах скрывают простоту, лежащую в их основе. Он не стал возиться со скрипучими повозками, влекомыми по грязи; вместо этого он рассматривал простоту шара, катящегося по наклонной плоскости, маятника, качающегося на высокой подставке. Это умение выделить ядро явления из шума и неразберихи реального мира представляет собой ключ к научному методу. Учёные видят в устрице жемчужину, в короне – драгоценный алмаз.
Кое-кто, разумеется, будет утверждать, что в этом и кроется слабость. Истинное понимание, заявляют они, приходит из погружения в сумятицу реальной жизни: опрокинутая в грязь повозка, сетующий любовник, жаворонок, набирающий высоту. Это учёное исследование бабочки с целью узнать её механизм является отрицанием понимания, заявляют они. Мы должны иметь в виду это возражение, но, не подпускать его слишком близко. Большинство учёных, являясь человеческими существами, признают, что чувства являются волшебной составляющей нашего общения с миром, но мало кто согласится с тем, что они указывают надёжный путь к истине. Учёные предпочитают распутывать внушающую ужас сложность мира, изучать по отдельности его изолированные куски и возводить его вновь наилучшим из доступных способов, но уже с более глубоким пониманием. Для того, чтобы постичь движение повозки на холме, они исследуют поведение шара на наклонной плоскости; чтобы понять качание ноги атлета, они изучают маятник. Их оппоненты будут кричать, что понимание физики колебаний не проливает света на тайну наслаждения музыкой и что разделение симфонии на ноты разрушает понимание её композиции. Учёные ответят, что мы должны сначала понять, что такое ноты, затем перейти к пониманию того, почему некоторые аккорды гармоничны, а другие нет, и уж затем – на это может не хватить и десятилетий – попытаться понять психологическое и эстетическое воздействие последовательностей аккордов. Наука стремится к полноте понимания, никогда не теряя из виду конечную цель и не набрасываясь в нетерпении на полупропечённые пироги. Постигнут ли когда-нибудь учёные смысл радости постижения мира или спектаклей наших жизней в нём и все иные великие вопросы, которые философы, художники, пророки и теологи считают территорией, это вопрос досужего умозрения. Хотя мы все знаем, насколько оно бывало полезно».
«Здесь заключаются два урока, полезных для нашего понимания научного метода. Один из них состоит в том, что революционные идеи набирают силы, сопротивляясь постоянным атакам. В отличие от других областей приложения человеческих сил, где сумасшедшие идеи без вопросов принимают в объятия, как дорогих и долгожданных друзей, в науке сумасшедшая идея есть предмет постоянных нападок, особенно – в самом деле, особенно – если она ниспровергает устоявшиеся парадигмы. Второй урок заключается в том, что старики (и старухи, хотя для них в силу положения дел, и к нашему сожалению, сегодня меньше эмпирических свидетельств) не лучшие проповедники радикальной науки, так как глубоко пропитаны условностям, заложенными в них воспитанием, которыми они, как правило возмущались, проходя обучение. Как новые нравы, новые парадигмы принимаются только тогда, когда старое поколение вымирает».


Рецензии