Памяти линкора Новороссийск

28.10.13
http://maxpark.com/community/4707/content/2282597
***
Дорогие друзья! В прошлом году я написала о той трагедии.
https://maxpark.com/community/129/content/1630733
И всё же решила к ней вернуться вновь в день её годовщины... И количество членов в сообществе ТМВ сейчас в 2 раза больше, чем год назад. И мало кто тогда прочёл написанное (а ведь я, считай, очевидец описанных событий). И поучительна эта трагедия. Да и информации прибавилось...
Почтим же память 611 погибших, - почти все они были очень-очень молодыми...
--------
Итак, В ПАМЯТЬ О ГИБЕЛИ линкора "НОВОРОССИЙСК"…

Да, 29-го октября - очередная годовщина одной из крупных флотских трагедий ... Чем ближе эта дата, тем всегда - острее боль от случившегося в том, теперь таком уже далёком, 1955-м году... Особо для тех, кто это тогда пережил. Для семей погибших - тем более.

Много лет позже, я - на круизном черноморском теплоходе, казавшимся мне "белоснежным, как мечта, лайнером"! Отчалил он от Одесского пассажирского причала. Имени корабля уже не помню: "Победа",  "Россия", или ещё какое... Его маршрут? Так называемый "Крымско-Кавказский". А это значит, теплоход из Одессы идёт вдоль черноморского побережья - с заходом в самые большие и красивые пОрты: Севастополь, Ялта, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Батуми и - обратно. У меня маршрут короче: до Севастополя. Там, в тогда ещё закрытом городе, работала я на военном заводе ЧФ (Черноморского Флота), попав, по окончании МАИ, в распоряжение Министерства ВМФ СССР. Путь из Одессы до заветного, такого дорогого для меня, города  - немалый.

И вот всё ближе Севастополь... Утро. День выдался ясный, солнечный. Море, всепоглощающая стихия, -  безгранично, величаво и обманчиво спокойно. Воздух свежий, дрожащий в солнечном мареве и в самодвижении, обвеивает нас и особенно всех тех, кто собрался, да не случайно, на верхней палубе носовой части корабля. Здесь прекрасен обзор! А ведь всё ближе момент встречи с легендарным городом. Да таким близким мне... Какое-то внутреннее волнение стало во мне нарастать...

Я у леерного устройства. Около меня уже всё больше народа. Иные в ожидании первой встречи с таким прославленным берегом. Все напряженно всматриваются, глядят вперёд, пытаясь всё рассмотреть и запомнить... И вот мы, наконец, на рейде Севастополя! Вблизи от меня, справа - большая группа хорошо одетых людей. Мелькнуло: иностранцы? Прислушалась, - да, лопочут не по-нашему. Но кое-что созвучно. Стало быть, - братья-славяне?

По мере приближения к "воротам" порта шум, обеспокоенность в группе нарастали.  А рядом со мной женщина (видимо, гид?), обернувшись к приближающемуся береговому сооружению - по левому борту корабля, растерянно пожимала плечами. Я взяла на себя смелость ей тихо подсказать: -  "Это Константиновский равелин. Крепость".

...Сейчас считается, что вместо слова "равелин" надо говорить "батарея". Но именно "равелин" лёг мне на память. Вот и говорю так, как слышала от коренных севастопольцев... Сейчас многое, даже журналистами, и по ТВ говорится небрежно: "портЫ" вместо "пОрты", "суднО" вместо"сУдно"...

Итак, "Константиновский равелин". Гид обернулась, что-то сказала своим, те к ней прислушались, приблизились...

- "А это, - говорю гиду,  - "Михайловский равелин"... Она снова стала что-то говорить своим.

Вижу: по правому борту уже приближается "Памятник погибшим кораблям", что у Приморского бульвара... Пришлось тоже пояснить гиду и тем чуть коснуться истории Крымской войны 1853-1855 годов. Кратенько сказала, что это за памятник, почему он именно здесь... Гид все больше мне улыбалась. Я упомянула, что город расположен по берегам двух бухт: Северной (очень большая бухта) и Южной. Показала их ладонью. Вдруг гид спросила: откуда я всё это знаю? Пришлось сказать, что жила-работала здесь. И вдруг, сама не знаю, почему, я ей тихонько добавила: - "Я здесь и замуж вышла...".

Гид почему-то охнула и, обратившись к группе, показала на меня обеими руками и громко, по-русски, сказала: - "Вот эта пани (я обомлела!), эта пани, - повторила она, - здесь, в Севастополе, - замуж вышла!!!" Взрыв аплодисментов! Оказалось, гида услышала не только "группа поляков"! И улыбки были - не только от них!

А меня уже враз ввела в немоту и начала поглощать память: вот он, наплывающий на меня "Павловский мысок", где в сторону Южной бухты - мой завод, а в сторону Северной бухты - военно-морской госпиталь…  Да, тот самый...

Всё. Общенье прервано. Я уже полностью во власти памяти о той трагедии, равной которой, как позже признали, не было в истории отечественного флота...  Да, госпиталь, "Госпитальная стенка",  напротив которой... всего в 130 метрах от берега...  29-го октября 1955 года после ночного взрыва, прогремевшего в 1 час 30 минут  ночи, полностью затонул... (в 22 часа), т.е. скрылся под водой - флагман Севастопольской эскадры, всего Черноморского флота линкор "Новороссийск"...

С ним погибли более 600 человек (больше 200 сразу, от взрыва), ранено и покалечено около 200... А уходил он под воду, килем вверх, целый день... На глазах у города, который вымок от слёз и от бессилья - помочь выбраться из корабля тем, живым, что остались в нём, в задраенных отсеках... Там, куда спасателям, водолазам так и не удалось добраться... Водолазы потом говорили, что слышали и песню "Варяг"..., и стук по обшивке изнутри - от подававших ещё признаки жизни, который затихал и вовсе прекратился... 1-го ноября...

Версию "взрыв в артпогребе" отвергли водолазы: рванины от взрыва загнуты не наружу, а вовнутрь корабля... Версия: "мина, подцепленная в открытом море", отпала сразу, как только увидели, измерили размеры огромной рванины:
до 150 кв. метров. Ну, нету таких мин!

Я не берусь рассматривать все имеющиеся сейчас документы, причины, версии и т.д. Многое опубликовано, в том числе и мнение авторитетной государственной комиссии. Её заключение: "Линкор "Новороссийск" погиб - от донной, со времён Отечественной войны фашистской мины, или фугаса, что остались не вытраленными."... Кстати, комиссия всё же не исключила саму возможность диверсии... Кто хочет, может прочесть и составить собственное мнение. Я в прошлом году вела речь - о своём видении этой трагедии, поделилась знаниями - о ней, о великом городе, пережившем трагедию... Сегодня уже больше знаний об этом. Есть и кинофильмы об этой трагедии… А признания "самих… диверсантов"? Да, прочтите "Аргументы и факты" за 22.08.13. Там есть такая статья: "Месть побеждённых...". Прочли? "МЕСТЬ"...

Я же хочу вернуться  к своей памяти о событиях тех дней и начать с того, чтО предшествовало самой трагедии…

В том далёком 1955-м году сам город, при участии Черноморского флота, собирался торжественно отметить юбилей: "100-летие обороны Севастополя". Российской обороны - от (заметьте!) объединённых войск Англии, Франции, Турции и Королевской Сардинии. К этому юбилею готовилась и страна. Так, специально к 100-летию первой обороны Севастополя была воссоздана почти уничтоженная фашистами знаменитая панорама Франца А. Рубо. Это круговая картина с изображением батальных сцен в разных частях города, в том числе и на Малаховом кургане. Её размеры огромны: 14м  х  115м. И - предметный план перед ней, сливающийся с самой картиной, площадью около 1000 кв.метров. Для зрителей эта панорама была открыта 16 октября 1954 года. 

В самом городе свято сохранялась традиция. Так, 7 ноября, в очередную годовщину Октябрьской революции 1917 года всегда был праздник, важнейшим и эффектным элементом которого был так называемый "Звёздный заплыв". Народ всегда собирался смотреть на него - и на Графской пристани, и около неё. Он был виден и с Корабельной стороны. А с высокого берега Северной стороны и вовсе был, как на ладони. Очень хорошо было видно, что со всех сторон акватории, как бы лучами, по направлению к Графской пристани плывут морячки. На головах у всех - белые чехлы от бескозырок. Толкают иные перед собой плоты, на которых музыканты, тоже в белых бескозырках, играют, по-моему, и на духовых, и на ударных музыкальных инструментах. И действительно, все "лучи" устремлены к единому центру! Вот откуда очень точный термин "Звёздный заплыв"! Не стану говорить о других элементах праздника. Не до того. Я о том, что к нему, как всегда, - тщательно готовились. А тут… прилюдная гибель линкора "Новороссийск"… Властями было решено: праздник не должен быть сорван! Всё должно быть, "как обычно". Даже после трагедии. Тем более, что о ней наша печать и так молчала... Заметим, однако: за рубежом уже на следующий день...

И всё же полагаю, что то было верное решение властей: психику горожан, особенно детей, подростков, надо щадить! Да и самих флотцев, как минимум, тех, что готовились к празднику... Однако же... "При всём при том, при всём при том, скажу я вам по чести...". Ох, непростое время, не простое событие... А родственникам-то каково было... И тогда, и - когда наконец опубликован поименно список погибших...

"Не сорвать праздник" - это означало: акватория своевременно должна быть... "вычищена" от... трупов с линкора "Новороссийск". И - с тех, других кораблей, которые пришли помочь в спасении - линкора, людей… (позже была названа и сама цифра таких погибших: 58 человек. Итак: "встреча" пловцов с погибшими должна быть исключена... Да и погребение всех погибших должно быть как можно скорей завершено... А времени - катастрофически мало: меньше недели до 7 ноября. Неслучайно в порт были собраны все силы флота: спасатели, водолазы, в числе техники - прожектора... Работы велись постоянно. В том числе и ночью. Прожектора с потемнения светили беспрерывно.

Чтобы пассажирский транспорт не мешал, рейсы между берегами регулировались жестко. Бывало и так, что катера подавались к началу рабочего дня, затем рейды закрывались, и позже движение открывалось вновь, чтобы люди могли вернуться с работы домой. И снова: "Рейд закрыт!" Только успевай проскочить - на работу, домой... Случалось и такое.

А само погребение... На Северной стороне - один из наших цехов. Конечно, тот цех, как и сам завод, имел хорошо оборудованный пирс. Ведь корабли всегда должны были иметь возможность подходить к нему вплотную, швартоваться. И вот цех полностью был отдан для того, чтобы там... тела перед захоронением можно было обрядить в новую форму... А иные уже и распухли... Как их "обряжать"? Без разрезания ножом амуниции "на спине" не обходилось... Боже, как жаль было и тех, кому выпало там быть, "работать", и, работая, умываться слезами...

В это время экскаваторы рыли на Братском кладбище, что на южном склоне Северной стороны, огромную яму для братской могилы... Здесь гробы, был сказ, ставили - и впритык, и друг на друга... Работа шла непрерывно под светом прожекторов... На Северной стороне, я жила там в то время (до получения комнаты в заводском доме жила на Корабельной стороне) и видела этот их свет... То же было и на Старом кладбище города... А город стонал... Коллеги рассказывали, как на похоронах на Старом кладбище горько плакал старпом "Новороссийска"! Ведь за главного на корабле в то время оставался именно он, старший помощник, т.к. командир корабля был в отпуске… Старпом  клялся, что пытался многих спасти! Просил прощения у севастопольцев - у погибших, и у живых! О, кАк он заверял, просил севастопольцев поверить ему, что он несколько раз обращался к высшему по званию командованию, явившемуся на корабль, - в том числе и к командующему Черноморским флотом В. Пархоменко: - "Давайте начнём эвакуацию экипажа! Всех, кто не занят на спасательных авральных работах! Кого можно, - надо срочно спасать, переправить на берег!" Несколько раз просил он "высшую власть на корабле" - об этом! Но каждый раз - отказ! Категорический приказ в ответ: - "Бороться за живучесть корабля!" А раз она, эта "высшая", на корабле (позже узнали: там было аж 7 адмиралов разного калибра), старпом на своём судне враз лишился власти! Командующий флотом и в самом деле категорически отказывал в эвакуации, в спасении людей... и не только старпому. Это он отдал команды: и о прекращении буксировки корабля к берегу, и… о "нулевой, боевой готовности" всех служб, что автоматически включало и приказ:
"Всем - по служебным местам!", и - "Задраить все люки!" Сам же... даже чаёк приглашал попить...

А его команда: "Собраться на корме всем "свободным" (их собралось около 1000 человек, "для эвакуации") была запоздалой: судно, уже с нараставшим креном на левый борт, мгновенно опрокинулось. Люди, снаряжение, орудия - всё в воду и - многие моряки "прихлопнуты"... Спастись?...

В результате - и "живучесть", саму "плавучесть" линкора не сохранили, и массу людей - угробили, покалечили... Самих "всевластных", находившихся на верхней палубе, выловили из воды - спасли. Иные из матросов, даже из тех, кому удалось добраться вплавь до берега, падали замертво: "отказ сердца"... А каково тем, кто в отсеках? Многих захлестнула вода из огромной пробоины, т.к. многие переборки, не выдержав напора воды, - полопались… Вдобавок: на днище перевернувшегося линкора стали велись работы по рассверливанию "окон" - опять же, с благой целью "спасение людей"! А "окна"... наоборот: "помогли" воздуху… быстро покинуть внутренности корабля, а самому кораблю - быстрее… уйти на дно… Не было ни спецслужб по спасению корабля, ни методик по обеспечению его живучести в экстремальных условиях...

Известно: итальянцы - великие корабелы. Умеют строить прекрасные суда, обеспечивать их "живучесть". Линкор "Новороссийск" - это итальянский корабль, построенный, кажется, в Генуе, и с 1905 г. - это "жемчужина" итальянского флота  "Джулио Чезаре" (Юлий Цезарь). Достался он СССР как победителю в 1949 году, в счёт репараций от Италии... А переборки-то у него, видать, были не очень-то и прочные… И вспомнилось: друг мамы моей, кадровый офицер советского ВМФ Тарапунько Иван Иванович рассказывал, как он тонул в Чёрном море в 1942 г., когда у "его" крейсера (то ли "Коминтерн", то ли "Красный Кавказ", - не помню. Оба построены в Николаеве, ещё при царе) оторвало взрывом авиабомбы... 12 метров кормы. 12! Но крейсер - не затонул: прочные переборки выдержали напор воды! А у "Новороссийска"… лопались... Вот и был позже повод для упрёка нашим корабелам: при последнем его ремонте (а был он весной того же 1955 года) они недостаточно укрепили итальянские переборки, да вдобавок несколько снизили "поперечную остойчивость" корабля... Но многое стало известным "потом"... Вернусь к началу.

Севастопольцы всегда очень осведомлённые люди. Знали и то, что накануне эскадра не раз выходила в море - на боевые учения. Вот и 28 октября, утром она снова для этого вышла в море. Но никто, конечно, и не предполагал, что для флагмана, для линкора "Новороссийск" это - последний выход...

Вечером того же дня я, едва успев перебраться с "Павловского мыска", с Корабельной стороны, на Графскую пристань и уже собиралась переправиться на другом катере на "свою", "домашнюю" Северную сторону, как рейд закрыли! Почему? То эскадра возвращалась в порт! На линкоре было тогда - более 1300 человек.  И это был не только экипаж. Поговаривали, что на корабле были и... почти выпускники военно-морских командных училищ... Стажировка, - участие в боевых учениях...

Пришлось тогда всем, кто на Графской, на пирсе, изрядно помёрзнуть на ветру (поздняя осень...) в ожидании открытия рейда. Ведь корабли не только входили в порт, но и расходились по своим "бОчкам", прибивались к своим стенкам - к Госпитальной, к Минной… Наконец я добралась домой, протопила свою комнатную печь "голландку", согрелась возле неё... А рано утром - снова на работу, на завод. А значит, сначала добираюсь до Графской пристани, затем - на Корабельную сторону, т.е. не иначе как с пересадкой - с катера на катер... Помню, 29-го рано утром я выскочила на улицу, за мной тут же и коллега по заводоуправлению - из соседней квартиры. Спешим обе к пирсу, -  он далеко, через бугор ещё перевалить надо. Идём быстро: я  и она - встревоженная, осунувшаяся.
- "В чём дело? У тебя что-то стряслось?"
- "Как, ты не слышала ночного взрыва?"
Да, вспомнила: я вздрогнула тогда, но тут же снова провалилась в сон... От соседки я и узнала, что взрыв ночной прогремел на линкоре "Новороссийск"... В его "носу"... А её муж - как раз тот самый старлей (старший лейтенант), что был командиром той самой первой, "носовой" башни, под которой и пороховой погреб с артиллерийскими снарядами... Вот откуда первая версия: взрыв - в пороховом погребе! Сразу после взрыва он, как и те члены экипажа, кому 28-го было позволено на ночь уйти с корабля "в увольнение", был срочно вызван "фельдсвязью" (телефонов тогда почти и не было) на корабль. Конечно, жена - в жуткой тревоге, без сна.

Поднялись мы на возвышенность, - уже видна сама бухта. С пирса, а потом и с катера, еще лучше видно было днище кормы линкора, перевернувшегося, у противоположного берега Северной бухты. Видна была и суета на нём. Так, в днище был уже сделан разрез ("окно") - для спасения через него людей… А до них ещё и добраться надо... К "окну" приваривались листы, делалось подобие "шахты", которую наращивали по мере погружения корабля, оседания ко дну... Для того, чтобы через эту шахту спасать людей, подать живым вовнутрь корабля, через шланги, - и воздух для дыхания, и какао... для поддержки сил... Водолазы, проникавшие вовнутрь, тоже имели те же задачи, а также снаряжение для помощи и вызволения из задраенных отсеков людей, где "воздушная подушка ещё была", но таяла... И всё же, через тот разрез удалось тогда спасти… всего лишь 7 человек... Рассказывали потом, что те выбирались - через мазут топливных баков, что вдоль киля, да обезумевшие - прямо навстречу сварке...

Мы прибыли в то утро на завод, а работать - практически никто не мог. И не только на нашем заводе... Некоторые из сослуживцев бегали в госпиталь (он на "нашем же",  "Павловском мыске". То есть всего лишь - "за спиной завода", отделён от нас лишь проходом к пирсу, к катерам) - посмотреть, узнать новости... Я не ходила. Невозможно видеть, как корабль, с множеством людей, уходит под воду... и не иметь возможности помочь живым... А они еще долго, стуком по обшивке, подавали о себе знать... до 1-го ноября… (я выше уже сказала о том. Так долго надеялись люди на спасение. Увы…).

К 7 ноября бухта была-таки обезопаснена для пловцов, "Звездный заплыв" состоялся! Я смотрела на него с высокого, обрывистого и изъеденного пещерами берега  Северной стороны, вместе с соседкой по своей квартире, которая взяла с собой двух своих мальчуганов. Вот у кого, у этих несмышлёных погодков - был восторг! И от высоты, куда мы забрались, и от увиденного "Звёздного...", и от возможности побегать вдосталь. У взрослых на душе его, праздника, - не было.

Позже выяснилось: всё ж "очистка" бухты была не полной. Известнейшая пловчиха севастопольская, которая обычно переплывала бухты вплоть до зимы, до сурового здесь "норд-оста" (о, забыла её фамилию), перестала вдруг плавать, "встретившись" ненароком с...

Но тот "Звёздный заплыв" всё равно был, как я понимаю сейчас, - в поддержку нашего самостояния... А вся трагедия обнажила цену - и человеческой жизни, профессионализма, порядочности, и... самой человеческой беспечности, и даже глупости людской...

О причинах трагедии - разговор особый. И он был начат уже в иных комментариях к моему посту. Но продолжить его тогда у меня не хватило сил. Да в прошлом году меньше было известно, чем сейчас… Хочу только напомнить: тогда же витала в воздухе такая мысль у севастопольцев, что причина гибели - не та, что названа в заключении госкомиссии, не донная мина, фугас фашистский невытраленный, а диверсия... Месть итальянцев руками своих подводников, - тех, что под командой Валерио Боргезе ("чёрного князя"). Да чуть ли не при пособничестве (сознательном? Или от разгильдяйства?) тех, наших же, кто был на берегу…  Или же не был там, где быть дОлжно…

 Уж слишком много и вопросов, и совпадений! Боновая заградительная сеть была снята ("для ремонта") на 24 часа... Акустика практически в отключке... Наблюдательные суда были дальше, чем надо бы. Как иначе мини-подлодка могла уйти из бухты, - вернуться в открытое море? Полагали, что войти-то она могла… под дном входившего в бухту корабля, шум работы его винтов, моторов который мог даже заглушить шум "от" мини-лодки… А вот как ей выйти? Но ведь вышла же…

Смотрите www.aif.ru и "от" 28.10.13. Да, там снова есть статья: "Месть побеждённых". Итальянец признался в уничтожении линкора «Новороссийск».
Вот несколько строк оттуда.

Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито в интервью итальянским СМИ рассказал, что участвовал в подготовке взрыва советского линкора «Новороссийск» в бухте Севастополя 29 октября 1955 года. Тайну, которую он хранил несколько десятилетий, бывший диверсант решил не уносить с собой в могилу... Трудно сказать, что подтолкнуло его к нынешним откровениям — тщеславие или муки совести за уничтожение сотен людей. Ещё в середине 2000-х годов в журнале «Итоги» был размещён рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав судно, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.
Вот видите, всё-таки ушли... А еще тогда, сразу после передачи СССР этого корабля, было известно, что итальянцы поклялись отомстить...

Давно известна и реакция Власти на трагическое событие 29 октября 1955 года.
Так, по итогам расследования взрыва линкора «Новороссийск» целый ряд высших чинов ВМФ СССР был понижен в званиях и должностях, в том числе главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко.

Читайте же, друзья. А сегодня ночью - помянем линкор "НОВОРОССИЙСК" и тех, кто погибли... да такими молодыми...
28.10.14.

P.S.
Но вот сейчас, в ходе СВО... В ночь на 13 апреля 2022 года был подорван, горел, а 14 апреля затонул ракетный крейсер "МОСКВА" - тоже наш флагман ЧФ, Черноморского флота - "Москва"...
Ну, прям по-Черномырдину: - "Никогда не было, а вот опять..."
2022 г.


Рецензии