Долгое эхо. Эпилог

Однажды я вернусь. В то место, где выросла. Небо будет голубым-голубым как когда-то в детстве. Деревня зарастёт высокой травой, и я поражусь тому, как бесприютно выглядят заброшенные дома, дома, в которых когда-то кипела жизнь. Я дойду до памятника с красной звездой на треугольной вершине. Там я увижу Таню.

– Смотри! – скажет она. – Надписи совсем стёрлись. Разве так можно? Почему за ними никто не следит? Неужели всем всё равно?
Мне станет стыдно, и я помогу вырвать траву и мы вместе перепишем в блокнот имена погибших односельчан, чтобы не забыть и позднее снова вывести их имена на памятнике.

Потом мы отыщем старые качели. Деревянное сиденье давно сгнило, а железный остов стоит. Босиком мы встанем на горячие от солнца перекладины и начнём раскачиваться.
– Помнишь ту женщину в цветастом платье? Как она решила нас прокатить? Кажется, это была твоя тётя Маруся.
Я помню. Женщина стояла на одной стороне длинного сиденья. Мы с Таней и ещё с кем-то из детворы скучились на другом. Женщина смеялась, ветер развевал подол её платья, качели двигались всё быстрей и быстрей.
– Держитесь крепче! – закричала она, и качели сделали полный оборот.
– Ура! Солнышко! – развеселилась женщина. Сиденье подо мной стало мокрым.

Я посмотрю на Таню, на её сияющее лицо, а после замечу цепочку на её шее с огромным уродливым камнем.
– Помнишь Нюту Большую?
Помню. Походы в город, во время которых обязательно нужно было что-то купить на память. Ужасный камень достался моей подруге в подарок после одного из них. Нюта Большая утверждала, что это янтарь. Таня носила камень не снимая, чтобы не обижать старушку. Потом убрала подальше. И вот снова.

– Память, – скажет она. – Ниточка, ведущая к прошлому. Помнишь, как хорошо было?
– Разве сейчас плохо?
– И сейчас хорошо. Просто прошлое, оно необходимо. Человек без прошлого мёртв. Смотришь на этот камень и вспоминаешь. Не знаю, как объяснить...
- С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь, – скажу я.
– Ты читаешь мои мысли, – улыбнётся Таня.
– Не я. Николай Рубцов.
– И он прав на все сто!

Над нами пролетит самолёт, и Таня закричит:
– Быстрей! Загадывай желание!
Прямо как в детстве.
– Что ты загадала? – спросит она.
– Не скажу! Иначе не сбудется.
– А мы сбудим!
– Нет такого слова!
– Ну, и что! Главное не это. Главное, что если очень захотеть, то можно воплотить в жизнь любое желание.
Мы спрыгнем с качелей и пойдём. Куда? Не всё ли равно. Главное – вперёд, навстречу жизни, большой и удивительной.

28.02.2022


Рецензии