Как снимали фильм Горячий снег

Недавно смотрел на ютубе передачу  на интернет-странице под названием  Taganay. Автор, еще совсем молодой человек, выпустил целую серию передач, в которых обращает внимание на ляпы в фильмах о войне. Он же составил свой рейтинг лучших советских  фильмов о Великой отечественной войне. Лучший, по его мнению, фильм - "Они сражались за Родину". Я полностью согласен в ним, и высказал свое личное мнение об этом фильме, очень мне понравившемся. Нашел так же заметки о том, как  снимали этот фильм, причем примерно там, где реально проходили бои, показанные в этом фильме.

Коль я заговорил о рейтинге зрительских симпатий фильмов о войне, приведу его вам, уважаемые читатели. Думаю, вам это рейтинг покажется справедливым.
Итак, на втором месте фильм "В бой идут одни старики, режиссера Леонида Быкова, который сыграл и главную роль в этом фильме.
На третьем месте киноэпопея "Освобождение" режиссера Юрия Озерова, участника Великой отечественной войны.

Далее следуют фильмы "Баллада о солдате" режиссера Григория Чухрая, в котором снялись совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко, фильмы "А зори здесь тихие", "На войне как на войне", "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Живые и мертвые", "Третья ракета". Все фильмы замечательные,  и определить, какой лучше, очень непросто. Не зря народная мудрость гласит, что на вкус и цвет товарища нет, кому-то больше понравился один фильм, другому - второй.

А вот известный российский историк и военный эксперт, сотрудник музея Вооруженных сил, кандидат исторических наук Алексей Исаев считает лучшим фильмом о войне как раз "Горячий снег".  И хотя фильм снят по книге писателя Бондарева, но основан на реальных событиях зимы 1942 года, когда окруженную в Сталинграде 6-ю армию вермахта под командованием фельдмаршала Паулюса немцы хотели деблокировать, и Манштейн, собрав все силы в кулак, нанес мощный удар на восток, к Сталинграду. На острие шли танковые части, которым не хватило дойти  до окруженных войск Паулюса  несколько десятков километров. Не дали им это сделать солдаты и офицеры 5-й ударной армии под командованием генерала Попова вместе  5-й танковой армией.

События в фильме разворачиваются на острие танкового клина немцев. Основной задачей обороняющихся войск Красной армии было выбить танки, основную ударную силу немцев. Поэтому так была высока роль артиллеристов, вчерашних выпускников военных училищ, для многих из которых это был первый бой. И они достойно выдержали экзамен, который им устроили опытные экзаменаторы - немецкие танкисты и генерал Манштейн.

Зимой 1971—1972 годов в Новосибирскую область приехала съемочная группа киностудии «Мосфильм» во главе с режиссером Гавриилом Егиазаровым. Задача стояла не из легких: за несколько зимних месяцев отснять полнометражный фильм о войне по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Забегая вперед, скажем, что в сроки не уложились. Но фильм к концу 1972 года был готов.

Почему фильм о Сталинградской битве решили снимать под Новосибирском? Во-первых, создатели картины надеялись на сибирскую долгую и многоснежную зиму. Вторым, и главным, аргументом оказалась помощь Сибирского военного округа: съемки обеспечили танками, пушками, автоматами, солдатским обмундированием.

Солдаты-срочники обслуживали пушки и танки, строили «деревню» из дощатых домиков, которые затем взрывались и горели в кадре. Кроме того, они принимали участие в съемках в качестве статистов — изображали немецких и русских солдат. По нынешним временам все это обошлось бы очень дорого. Не потому ли сейчас визит съемочной группы в наши отдаленные от столицы края — большая редкость?

В Новосибирске и области живут немало людей, которые так или иначе были связаны с этими съемками. Один из них — Борис СЕДОВ. Он знает о съемках больше, чем кто- либо другой, потому что в 1972 году именно Борис Александрович, в то время подполковник, занимался техническим обеспечением съемочного процесса. Он рассказал нашему корреспонденту о том, как проходили съемки.

Что осталось за кадром?
Зима в тот год оказалась на редкость холодной. Снимали в самый лютый мороз. Режиссер Егиазаров, сам фронтовик, говорил о том, что зима 42—43-го годов под Сталинградом была такой же суровой. Съемки шли с декабря до марта. Актеры мерзли жутко, в перерывах отогревались в двух специально установленных рядом с площадкой пассажирских вагонах. Но все же люди выдерживали, а вот аппаратура несколько раз ломалась. Приходилось останавливать съемки на 2—3 дня и самолетом доставлять из Москвы запасные детали.

Большинство сцен снимали на западной окраине поселка Чик. Некоторые из местных жителей даже участвовали в съемках. А когда киногруппа уехала, за поселком остались фанерные домики — часть киношной «деревни». Кстати, из фанеры построили даже вокзал — по сценарию его полагалось разбомбить.В съемках были заняты 40 танков Т-34 и 16 орудий (артиллерийский дивизион). Их обслуживали специальные артиллерийские части СибВО. Половине танков пришлось играть роль немецких «фердинандов» и «тигров».

— Немецкие танки более тяжелые, — вспоминает Борис Седов, — поэтому мы делали из жести дополнительные конструкции, мастерили набалдашники на дульную часть ствола, так называемые «дульные тормоза». И кресты, конечно, рисовали. Для русских солдат на резервных складах Сибирского военного округа нашлось все необходимое: стрелковое оружие времен войны (автоматы и ручные пулеметы), овчинные тулупы, валенки. Обмундирование для «немцев» шили на «Мосфильме».

Далеко не все удалось найти на месте, многое везли из Москвы. Например, всю пиротехнику для взрывов. И живых лошадей. — Во время Великой Отечественной артиллерия малого и среднего калибра была на конной тяге. Запрягали 4—6 лошадей, которые тянули пушки по снегу, — рассказывает Борис Александрович. — Лошади были нужны специально обученные. А при «Мосфильме» был конный батальон. По железной дороге привезли 30 лошадей в двух вагонах. Под Шилово сделали земляные укрытия, такие своеобразные конюшни, которые находились наполовину под землей. Они отапливались, и лошадям было тепло. А вот на улице они очень сильно мерзли. Их укрывали попонами, чтобы хоть немного согреть.

Однажды для съемок понадобились полевые мыши. Где их взять? Пришлось купить в одном из научных институтов 30 белых лабораторных мышек. Их мазали золой и в таком темно-сером виде запускали в окопы. Нескольких «артистов» удалось затем поймать и вернуть в институт. А остальные разбежались.

Морозная зима неожиданно рано закончилась. В марте очень быстро потекли ручьи и снег растаял. Чтобы доснять некоторые сцены, привезли целую машину нафталина. Запах был ужасный, но зрители впоследствии подмены не заметили.

Съемочная группа уезжала из Новосибирска в последних числах марта. Финал фильма снимали уже в Подмосковье в конце весны.В последние годы «Горячий снег» нечасто показывают по телевизору. Появилось много новых фильмов о войне, образовался круг «хитовых» старых картин. И все же картина Гавриила Егиазарова — одна из лучших. Так считают многие участники Великой Отечественной, с которыми нам довелось разговаривать накануне юбилея Победы. А исполнительница главной роли Тамара Седельникова рассказала нам, как гордился фильмом и ролью дочери ее отец Анфим Васильевич. Фронтовик, в 1943 году ушедший на фронт 18-летним мальчишкой, он смотрел фильм десятки раз. И самой высокой оценкой было его мнение: «Это честная картина!»

Владлен БИРЮКОВ, народный артист России, актер Новосибирского театра «Красный факел», лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых: — Для меня «Горячий снег» стал первой работой на большой киностудии. До этого я снимался только в фильме-опере «Алкина песня», который делали новосибирские кинематографисты. И хотя роль старшины Скорика совсем небольшая, всего три эпизода, но именно после «Горячего снега» меня заметили и стали приглашать на другие картины.( Он сыграл Якова Алейникова в сериале "Вечный зов"). 

А вообще, из-за того что съемки шли здесь, режиссер Гавриил Егиазаров снял во всех небольших ролях новосибирских актеров. Например, краснофакелец Миша Стрелков сыграл старого вояку.

Тамара Седельникова из «Глобуса» вообще в главной роли снялась. Была на «Мосфильме» помреж Валентина Щапова, которая, кстати, потом работала на «Вечном зове». Она перед съемками приехала из Москвы со своими помощниками, чтобы найти подходящих актеров. Они жили в гостинице «Новосибирская», которая находилась на улице Ленина, и ходили по театрам. Сначала фотографии смотрели, спектакли, затем уже лично знакомились, предлагали сняться.

Сами съемки были очень трудными. Зима выдалась на редкость суровой. Лошади замерзали, не только люди. А ведь батальные сцены всегда делаются очень длительно. Масса техники, танки. Пока все расставят по местам, отрепетируют… Кстати, доснять так и не успели, зима кончилась. Как-то внезапно снег растаял. Съемочная группа уехала, а потом, уже в мае, доснимали в Алабино под Москвой. Жара стояла дикая! Я хотя бы в шинели был, а ребята вообще в тулупах. Но мы как-то с легкостью все переносили. Молодые были, задорные.

Тамара СЕДЕЛЬНИКОВА, заслуженная артистка России, актриса новосибирского молодежного театра «Глобус»: — У нас в театре был спектакль «А зори здесь тихие», я играла Лизу Бричкину. В один из вечеров пришли москвичи из съемочной группы. На меня обратили внимание и пригласили на фотопробы на «Мосфильм». Делали очень много кадров: и в костюмах, и без, и в движении. Через месяц снова пришлось лететь в Москву: вызвали на кинопробы.

Я точно не знаю, сколько актрис пробовались на роль Тани и были ли среди них известные. Но претенденток было много, это точно. Первые пробы у меня были с Тараторкиным, а вторые — с Николаем Еременко. С ним нас потом и утвердили. Кстати, в костюмерной мне выдали тулуп, который только-только сдала Анастасия Вертинская, которая как раз снималась в другом военном фильме.

Коля Еременко был очень легкий партнер. Мне он казался просто гениальным. Так же как Боря Токарев. Это была замечательная пара киногероев, и в жизни — очень свободные, простые в общении, с большим чувством юмора. Они окончили студию Сергея Герасимова, и, хотя «Горячий снег» был одной из первых их киноработ, было ясно, что дорога для них открывается широкая. Но никакого высокомерия по отношению к провинциальным актерам не было. Заканчивали фильм в мае. В подмосковном Алабино засыпали мелом и известкой огромный участок. В последней сцене, когда моя героиня погибает, Коля Еременко несет меня на руках. Я была в валенках, тулупе, а вокруг уже лето. И вдруг чувствую, на нос сел комар. А я даже пошевелиться не могу, чтобы его смахнуть. Можно было, конечно, сделать другой дубль. Но сцена смерти Тани тяжелая, не очень приятная, переснимать не хотелось. Так что пришлось терпеть. Сняли с одного дубля. Так эта сцена в фильм и вошла — с комаром на носу. Зрителю, конечно, это не заметно, а я знаю, где он сидит.

Вот такими воспоминаниями о съемках этого фильма поделились еще живые участники этого фильма. Ведь он снимался 50 лет назад, и многие из тех, кто создал этот кино-шедевр, уже ушли в мир иной.  Спасибо всем от нас, кто не участвовал в Великой Отечественной войне, но помнит о героических советских воинах - солдатах, офицерах и генералах, которые принесли нам Победу.


Рецензии