Дар Божий

      Сразу скажу, что воспитывался я атеистом. Со школьной скамьи мне объясняли, что Бога нет, что это вымысел для обмана малограмотных людей, что все, что происходит на земле и в космосе, объясняется естественными законами бытия и науки, что человек хозяин природы и лишь ему она подвластна. В доказательство этого приводилась куча законов и формул. Да и Бога никто из живущих на земле людей не видел. Вот я и вырос атеистом. Жил всегда с чувством уверенности в себе, рассчитывал только на свои силы и еще на удачу. К Богу мне обращаться не приходилось, церковь не посещал и к православным верующим относился снисходительно, считая Веру в Бога каким-то пережитком. А церковь просто считал коммерческим предприятием по зарабатыванию денег путем одурачивания народа. Не более того…
      Однако, с годами, приближаясь к почтенному возрасту и пережив несколько тяжелейших ударов судьбы, у меня постепенно стало меняться отношение к церкви и к православной вере. Началось с того, что я понял наконец, что в независимости от того есть Бог или его нет, красивые церковные обряды впитались в культуру народа и стали просто жизненной потребностью, его неотъемлемой частью. Люди видят в них некую сакральную тайну, которая дает возможность им жить по традициям, сформированным на протяжении многих веков предыдущими поколениями, и помогает выжить в трудных ситуациях. Более того, некоторые церковные ритуалы стали важными и необходимыми элементами русской культуры: такие как венчание, крещение, отпевание и другие. Мне пришло осознание того, что невозможно представить русскую культуру без православной веры.
      Я стал заходить чаще в церковь, чтобы поближе познакомиться с православием, смотрел и слушал проходившие там службы, какие они торжественные, какие необычные одеяния церковных служителей, слушал какие слова ими говорятся во время чтения молитв, стал задумываться над их смыслом. А какая красота в церкви: высоченные арочные потолки, расписанные ликами святых, отделанный золотом, резной алтарь, по стенам старинные иконы с библейскими сюжетами, многочисленные огоньки поставленных свечек, неспешное, почти бесшумное передвижение прихожан и тишина…  Можно сесть на лавочку и спокойно подумать о бренности бытия и смысле жизни, ведь в суете бесконечно текущих будней нам просто некогда это сделать… А какие голоса певчего хора, просто заслушаешься… Незаметно для себя я стал ощущать душевный комфорт, находясь там.
      Но для того, чтобы войти в церковь надо прежде снять головной убор и с непокрытой головой перекреститься. Я ранее никогда не крестился, а теперь пришлось научиться. В первый раз, сняв головной убор перед ступенями храма, я неловко перекрестился с чувством некого раздвоения в душе – ведь я не верю в Бога, а крещусь, да еще так неумело. Но постепенно привык и стал креститься уже легко и свободно. Так потихоньку я стал втягиваться в православие. Глядя на прихожан и на свою жену, которая намного ближе меня к вере в Бога, я научился ставить свечки перед иконами Богородицы, Николая угодника, Иисуса Христа и про себя просить у них помощи и заступничества… Научился поминать усопших, ставя свечку на могилу. Постепенно стал понимать, что в жизни далеко не все зависит от человека. Есть вещи, которые могут случиться или, наоборот, не случиться с тобой. И ты не в силах повлиять на их исход. К таким мыслям меня подтолкнули события, произошедшие в моей жизни.
      В возрасте 38 лет под машину попал мой старший сын и погиб. Второй сын в 17 лет заболел смертельной болезнью -  лейкозом. Врачи говорили, что он не выживет, а он выжил. Все мальчики и девочки, кто с ним лежали, умерли, а он ВЫЖИЛ. Ну как тут не поверишь в чудо… У нас дотла сгорела недавно купленная дача и так далее, не буду все перечислять. Хлебнули горя мы с женой достаточно. И я подумал почему это произошло со мной, ведь у других, знакомых нам семей, ничего подобного не было и в помине. Видимо все-же есть у человека судьба, есть вещи, которые предрешены кем-то свыше и этот кто-то, по-видимому, сам Господь. Я по-прежнему продолжаю считать, что многое в жизни человека зависит прежде всего от него самого, от его трудолюбия, воли, терпения... Многое, но оказывается не все!
      И вот я, ортодоксальный атеист, неожиданно для себя, пришел к мысли, что если даже Бога и нет, то его надо было обязательно придумать.  Ведь в жизни каждого из нас случаются моменты, когда человеку очень нужна вера в чудеса. Без нее жить просто невозможно. Вера помогает нам в критических ситуациях, дает порой последний шанс, за который мы хватаемся двумя руками, она помогает нам либо победить болезнь, либо достойно закончить свой путь на земле, она же движет нами в творчестве. Разве творчество стихи, музыка, картины   не промысел Божий?  А доброта человеческая разве не дар Божий, когда ты готов поделиться с нуждающимися, видя их страдания, когда готов им отдать то, что тебе и самому надо, но понимаешь, что ему, нуждающемуся, нужнее…? Разве все это не является проявлением Божественного начала в человеке?               
     Об одном таком примере человеческой доброты я и хочу рассказать. Как-то стало обычным делом подавать нищим монетки, отвозить в детские дома одежду и продовольствие, переводить деньги на лечение больным детям, и мы, живя как бы на автопилоте, уже не замечаем то добро, которое делаем. Но случай, который произошел со мной и о котором я хочу рассказать, поразил до глубины души и заставил задуматься: «Так что же такое доброта?». 
      Пару недель назад я зашел в храм города Березовского Свердловской области. Недалеко находится наша дача и храм как раз по пути нашего следования. Мы туда регулярно заезжаем с женой. Храм намоленый, небольшой, красивый, уютный и чистенький. Нам он очень нравится. Заезжаем мы туда довольно часто, так как душа просит успокоения. Там мы поминаем умерших родственников и друзей, ставя свечки за упокой их душ, ставим свечки за благоденствие ныне живущих наших родственников и друзей, желая им добра и долгих лет, молимся за излечение болезней, просим о помощи у Господа в делах наших, делаем небольшие пожертвования на потребности храма. И, действительно, после каждого посещения храма на душе становится как-то чище, светлее, спокойнее что ли…               
      В этот раз, посещая храм, я зашел еще в церковную лавку и выбрал несколько безделушек в подарок для внуков. За прилавком стояла седая женщина, в платочке на голове. Скромно и чисто одетая, с очень добрыми глазами. Она подсчитала стоимость покупок, назвала сумму, и я полез в кошелек, чтобы расплатиться, но, о, ужас, у меня не хватило пятидесяти рублей. Я вытряс свой кошелек, в надежде найти еще хоть какую-нибудь мелочь, но денег больше не было. Сумма покупки получилась немаленькая, что-то около семисот рублей. Ругая себя за то, что набрал столько подарков, не посмотрев сколько денег в кошельке, я уже прикидывал, какой сувенир отложить. Видя мои переживания, женщина неожиданно участливо спросила: «Что, у вас денег не хватает?». От неожиданности я растерялся и честно признался: «Не хватает пятидесяти рублей…». Она тут-же сказала: «Давайте сколько у вас есть и не переживайте…». В растерянности я протянул ей деньги, а она передала мне сувениры. В голове пронеслись мысли: ведь это магазин, там ведется строгий учет проданного и, отдав мне товар, эта женщина заплатила за меня недостающую сумму. А ведь я не бедный человек, а вполне обеспеченный: машина, квартира, сад хорошая пенсия, а эта простая русская женщина, скромно живущая на свою небольшую пенсию, подала мне милостыню. А женщина, увидев, что у меня совсем пустой кошелек, продолжила: «Вам ведь же надо еще до дома добраться, а как вы без денег доберетесь…? Давайте я дам вам на проезд в автобусе» и она полезла в свой кошелек за деньгами. Я растрогался, на глаза навернулись слезы и, поблагодарив женщину за ее доброту, конечно отказался. Ведь у меня не было проблемы добраться домой - на стоянке неподалеку от храма стояла моя машина. 
      Я вышел из храма потрясенным от того, что со мной произошло. В нашем мире, где в стремлении заработать деньги, люди поголовно куда-то спешат, не замечают ничего и никого вокруг: ни страданий, ни слез, ни протянутой руки, где на лицах сплошь равнодушие, я в храме вдруг увидел простую русскую женщину, преисполненную сердечной доброты.  Как символично, что это случилось в храме. Мне показалось, что красивее лица этой немолодой седой женщины я еще не встречал. Такая искренняя доброта может быть только от Бога и, кроме как дар Божий, я это назвать не могу.  Ну как тут не поверишь, что Бог есть и что Вера в него делает нас ЛЮДЬМИ.
      Сев в машину, я невольно заплакал, остро переживая произошедшее. По щекам текли слезы просветления и очищения. Вот она настоящая доброта человеческая и я спросил себя: «А смог ли я поступить также, как эта простая русская женщина?». Ведь вроде я считаю себя добрым человеком: стараюсь помогать нуждающимся, и нищим жертвую, и больным детям помогаю, и одежду передаю в храм, но в этот момент я остро почувствовал, что до настоящей доброты мне еще действительно далеко и понял почему: да потому что, вечно спеша куда-то, я частенько не вижу страдания людей и прохожу мимо них.  И еще я подумал: «Даже если бы Бога и не было, то его надо было бы обязательно придумать. Бог – он в душе! Не будет Бога – не будет ЧЕЛОВЕКА!». Так я еще какое-то время сидел в машине, переживая произошедшее, а слезы продолжали бежать по моим небритым щекам, и я их не стеснялся…
 
               
                25.02.2022г.
    


Рецензии
Прочитала Ваш рассказ и вспомнила, как спешила в храм на Литургию в новогоднюю ночь перед этим 2022 годом. Боялась опоздать. А карточку для оплаты в метро забыла. Когда спохватилась, что ее нет со мной, возвращаться было уже поздно. А без нее было не обойтись. Со мной были только две банкноты по двести гривень. И разменять их в такое позднее время в метро не было возможности. И я обратилась за помощью к двум молодым людям: парню и девушке, которые также направлялись к метро. Эти добрые люди и помогли мне пройти в метро приложив к устройству свою карточку. Они и деньги мне предлагали на обратный путь, но я отказалась, так как была договоренность, что родные вызовут мне такси, чтобы я добралась из церкви домой после Литургии. Вот так и я попросила помощи у добрых людей. А было это в Харькове.Добрые люди живут везде. Спасибо Вам за рассказ. Желаю Вам крепкого здоровья, мира и добра!

Ирина Карпова 4   28.02.2022 09:51     Заявить о нарушении
Спасибо Ирина за Ваш комментарий к моему рассказу. Прочитать Вашу историю дорогого стоит. Одно могу сказать - доброта спасет мир!

Андрей Андреевич Нестеров   28.02.2022 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.