Зимняя феерия...

           ЗИМНЯЯ  ФЕЕРИЯ
                (Б.Свешников. Пейзаж. Пуантель. 1981 г.)
               
               

                Прозрачный лес один чернеет
                И ель сквозь иней зеленеет,
                И речка подо льдом блестит…
               
                (А.С.Пушкин)
 
 
                Чему бы жизнь нас ни учила,
                А сердце верит в чудеса…
               
                (Ф.И.Тютчев)
 
 
 
 
               
 
             Рисунок Б.Свешникова я увидел впервые в коллекции моего друга Искана Ильязова. Я уже было прошёл мимо, но … что-то зацепило взгляд и я вернулся, вернулся – понять: что же меня позвало к этому пейзажу. Рисунок — необычный: такой манящий, зовущий, напоминающий, живой, дышащий…
            На первый взгляд — простой рисуночек: зимний лес, речка подо льдом … Я долго смотрел, нет, даже не  смотрел — вглядывался: что-то было там, в этом вроде застывшем под снегом лесу, что-то загадочное, таинственное; чувствовалось — вот ещё немного и … появится чудо, живущее в глубине этого странного леса… И вспомнилось — это место мне знакомо, я уже бывал тут; чистое, светлое, незамутнённое никем и ничем место, куда я вернулся… надолго ли? Кто знает? — Странники больше в пути. А здесь… я вроде уже отдыхал однажды…
              Замершая, застывшая тишина…
                Вещий лес спокойно дремлет,
                Весь укрытый белым снегом.
                В глубине его таится
                Зимней сказки волшебство…
                И в душе моей теплеет
                От предчувствия свиданья
                Со своей мечтой заветной —
                Сокровенным, добрым чудом:
                Возвращает меня в Детство
                Льдистый перезвон ветвей…
 
            Дивное это ощущение — путешествие во времени! Вот: остановился, всмотрелся, прочувствовал и … переместился туда — в этот чудный лес… В такие пронзительные минуты слышится, что само Мироздание обретает голос, говорит с тобой о вечном. И всего-то: нужно просто забыть про дела, суету, заботы, чтобы расслышать тихий шёпот…  где-то там… в глубине своей души… И всё напускное, наносное, надуманное — развеется в одно мгновение как дурной сон. И только ты и Вечность — здесь и сейчас…
              Вспомнилось: «Замри на секунду, замолкни и слушай   
                предчувствие чуда прорвётся наружу» *
              Предчувствие чуда — пред-чувствие — перед чувством… Не за это ли мы так любим бесконечно дорогие сердцу волшебные зимние праздники? Не потому ли, что свежий, чистый аромат мандаринов и хвои возвращают нас в ничем не обременённое Детство, когда мы знали, нам помнились все тайны Мироздания, высший смысл существования, все свои жизни, свои путешествия во Времени? Мы еще не успели наделать ошибок, бренность этого мира на успела завалить нас бытовыми заморочками и трудностями, суетно-земным. И вот ведь: никакие другие праздники мы не ждём с таким затаённым, душевным трепетом, как Новый год и Рождество. В нас просыпается то дитя, которое с искренней верой и надеждой ожидает доброго Деда Мороза, который придёт и исполнит наши сокровенные мечты …
               Свешниковский лес — картина мистическая, с поразительной энергетикой… пробудила воспоминания, навела на размышления, вдохновила… Она — воплощение таких пронзительно простых строк гениального поэта: «прозрачный лес один чернеет…». Очень, прямо сказать, гармоничная пара получилась: рисунок и эти строки. Словно, а, вернее, действительно в некоем знаменательном моменте времени на границе миров случилась встреча А.С. Пушкина и Б. Свешникова. И дуэт картины и стиха зазвучал неповторимой мелодией, омывающей душу, наполняющей прозрачной таинственной светомузыкой…
             Я шагнул в этот лес-портал…Память перенесла меня в прошлое… Ранние, зимние сумерки — зыбкая граница между ясным днём и тихой ночью … Пустынный школьный двор по соседству с домом… Странное полное безлюдье… В густой синеве сумерек мерцают звёздочки снега. Мальчик катает девочку на санках. Он горд и счастлив, потому что его подруге радостно и очень всё нравится. Они — одни в этом мире, они и есть — весь мир. В душах навсегда сохранилось это их взаимное чувство гармоничной цельности, завершенность обретения своей половины… и больше уже никто и ничто не нужны ни ему, ни ей… Они затерялись, скрылись в мире волшебном, в самой лучшей своей сказке…
            С той поры сумерки — моё любимое время суток. Утро — рассвет — восход — пробуждение … День… он отвлекает суетой, будничной, земной… словом, суета сует… А в сумерках есть нечто мистическое, загадочное, вдохновляющее наше творчество. Шумы неугомонного, суматошного дня затихают, подступает мягкая тишина и — созерцание, думание, мечтание … в эту пору рождается Замысел…
             Сам процесс творения свершается ночью, а утром уже —готовый результат, итог проявляется. Почему-то теперь принято считать, что: утро вечера мудреннее… А ведь изначально было: мудрёнее… Вечер, ночь — всё ясно, понятно; озарение, вдохновение посещают свободно: подсознание работает — собирает информацию в цельную, связную картину. К утру мозаика сложилась: сознание просыпается, включается в работу и — начинается мудрость. Наваливается день со своими заботами, хлопотами,  разваливает, размывает ясность, чёткость. Человек думает: вот ведь было всё понятно, и как же теперь эту картинку восстановить?
              День вторичен по отношению к ночи (тьме, которая была изначально). Винсент Ван Гог знал: «я часто думаю, что ночь живее и насыщенно цветнее дня».*  В Библии чётко показан процесс творения:«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ».* Замысел рождается вечером, в сумерках, ночь — время творения, зачатия, творчества. Утро: только и остаётся содержанию придать форму, внешний облик, материализовать на Земле… И это доверяется уже сознанию. А сознание старается охватить и решить разом все проблемы земные; сознание —  часто излишне прагматично. Гений же, талант — он этих прагматичных задач  не замечает, они для него не важны, вторичны, они для него — где-то далеко, а вот главное: сформировать, оформить то, что ему ночью подсознание нашептало…
              В душе любого талантливого человека всегда живёт ребёнок, не боящийся задавать странные вопросы,  ребёнок, которому совсем не важно, что диктуют земные законы. Как точно у Эйнштейна: «…все знают, что это невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие…»* Ребёнку невдомёк, что возможно, а что — нет. Он очень любит задавать вопрос: а что будет, если?.. Взрослым кажется, что дитя придумывает игры, забавы, миры. На самом же деле он помнит свои жизни и продолжает жить в них, соединяя те миры и этот земной. «Будьте как дети…»*  К ребячьей непорочной чистоте души добавляется способность удивляться, верить в чудо, в добрую сказку. И если в человеке есть, живёт этот ребёнок, человек способен создавать шедевры. Лишите человека иллюзий, и он превратится в зомби, в робота, в механическую куклу. Дитя творит, ибо душа его свободна от всяких досужих догм, законов, постулатов. Для ребёнка не существует аксиомы: «этого не может быть, потому что этого  не может быть никогда»*. Никогда не говори никогда… Ребёнок всегда готов к встрече с неожиданностью, с чудом, сказкой…
             Талант — это интуиция, чувства, разум, труд. Талантливый человек в своём творчестве, в своей работе непременно должен быть безрассуден.  Иначе он ничего не сделает. Рассудок — разум без крыльев.* Крылья суть душа, интуиция, чувства. В творчестве разум лишь заканчивает дело интуиции, подсознания (которым начало — время, время во всей своей бесконечности)…
            Мои размышления в этом волшебном лесу прервал всплеск в небольшой полынье… рыбка? золотая? Я знал: серебряная, зимняя, в серебристо-голубой чешуе эмалевой… Прыгнула, шумнула и уплыла, вернув меня в настоящее. Но прожитое, пережитое заново то, что уже было однажды, и мысли-размышления остались в душе и сердце…
            Свешниковский лес — временной портал, открывающий пути-дороги в прошлое, в будущее. И доброе волшебство в этом лесу живёт, светлое, мифологическое …

Писано было в январе-феврале 2013  года
21 03 2022
С. Смысловски


;;;*  *  *;;;
Список использованной литературы

*Замри на секунду...: https://stihi.ru/2007/01/16-1499  -- Екатерина Прокофьева
* В начале сотворил...: Библия, Быт 1:1-5
* все знают, что это невозможно: https://socratify.net/quotes/albert-einshtein/17741
* Будьте как дети…: Евангелие от Матфея 18 стих 3,
* этого не может быть: из рассказа «Письмо к ученому соседу» Антона Павловича Чехова (1860—1904) https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/3113/Этого
* Рассудок - это разум без крыльев:  Леопольд Стафф, http://shoyher.narod.ru/AntolMyisli/AntolMyisl_D1.html
               


Рецензии
Прекрасная картина, ожившая воспоминаниями и предчувствием сказки вневременной, вневозрастной, такой, в которую люди верят всегда, вне всяких сомнений, ведь она внутри нас живёт и ждёт... когда мы откроем её тайны.

Феана   30.03.2022 10:52     Заявить о нарушении