Каршевитские сазаны

ВОСПОМИНАНИЯ

Каршевитская Воложка была скромной второстепенной
протокой, но в 70-е годы Волга прорвала перемычку и большой
массой воды хлынула в неё, круша и размывая берега. Последствия
были столь значительны, что спустя несколько лет здесь, мимо
Каршевитого, устроили фарватер и пустили судоходство. В село
Каршевитое я езжу на рыбалку уже много лет и сдружился
со многими жителями села (и соседнего хутора Глухой). Но в селе я
не останавливаюсь, а устраиваю стан на берегу Воложки, за судьбой
которой сочувственно слежу.
В первые годы после упомянутого прорыва вследствие
крушения подмываемых берегов вдоль них образовались мощные
завалы из упавших и сдвинутых оползнями деревьев и кустов. Эти
завалы стали прибежищем рыбы, которая находила много корма
в корягах (по-местному — в каршах). Поселились в них и сазаны.
Заводинки между каршами предоставляли возможность ловить
на удочку.
Первого сазана я поймал случайно, на закате, забросив насадку
в укромное тиховодье. Я, по неопытности, сразу не опознал рыбу
по повадке, но заметил её быстроту и маневренность. Сазан был
невелик (грамм 700), и, поводив пару минут на леске 0,15, я
вытащил его на песчаный берег, любуясь красотой золочёной чешуи
и алых плавников.
Ободрённый этим успехом, я приглядел поблизости другое
место, прикормил его, тщательно измерил глубину и наутро пришёл
туда. Рыба взяла вскоре после заброса, решительно утапливая
поплавок, пошла в глубину и… оборвала леску 0,2 мм, как нечего
делать.
В третий раз я ловил в небольшом окне меж каршей. Случилась
скорая и решительная поклёвка, после подсечки рыба рванулась,
леска (я поставил потолще) чиркнула по коряге и, конечно, была
перетёрта.
На другой день я отыскал место, где коряг ближе 10 метров
не было. Ловил я стоя, и в прозрачной воде сверху хорошо был
виден свал в глубину и мелочь, теребившая насадку. Из глубины
величественно выплыл крупный сазан, распугивая мелочь, подошёл
к насадке, взял её, неторопливо повернулся, пошёл обратно…
Подсёк я грамотно, леска выдержала, но когда сазан сделал рывок,
разогнулся импортный крючок…
На следующий год я подготовился получше: удилища купил
попрочнее, оснастил их катушками, приобрёл гэдээровские лески
сечением 0,3 и 0,4 мм, достаточно большие и прочные крючки.
Пригодных для ловли мест в окрестностях было немного. Я
выбрал одно, где, кажется, не было зацепов. И сазаны стали
ловиться. Впрочем, не сазаны, скорее, сазанчики — от полкило
до полутора. Но брали регулярно, в иное утро попадалось
до четырёх штук. Снасти мои выдержали проверку, так что я был
с рыбой.
Я продолжал совершенствовать свои снасти, и правильно сделал.
В последующие годы сазаны, которых я ловил, становились всё
крупнее. Похоже, что стая их, поселившаяся в Воложке
и размножившаяся там, подрастала с годами. Но число их, видимо,
не увеличивалось. Больше 3 штук за зорьку я не вытаскивал, но рыбы
были все свыше 2 кг. Для рыбака-поплавочника рыбины в 2,5 —
3,5 кг самые опасные противники — они ещё сохраняют молодую
резвость, но уже достаточно тяжелы, сильны и опытны. Один
взявший сазан сходу, рывком, выдернул у меня поводок из узла.
Другой ушёл под поваленное дерево и перетёр леску о ствол. Третий
зацепил леску зазубренным лучом спинного плавника и перерезал
её рывком. Не берусь сказать, сделал он это умышленно, или так
произошло случайно, но рыболовы говорят, что такое бывает
нередко, если при вываживании дать слабину. Представление о силе
сазана даёт и такой случай — рыба на рывке согнула у меня медную
втулку 4-коленного бамбукового удилища градусов на 40 (однако, я
её всё-таки выволок). Втулка эта, как музейный экспонат до сих пор
хранится у меня. Иногда я показываю её гостям, а усомнившимся
предлагаю согнуть или разогнуть её, но пока никому этого
не удалось. Да, сазан — это достойный противник. Несколько лет я
ловил только сазанов, а прочую рыбу брал разве, что по случаю.
Борьба с мощной и быстрой рыбой — это настоящий спорт,
доставляющий сильные чувства и переживания. Однажды у меня
за зорьку сазаны брали 4 раза, но только одного удалось взять.
Один раз, по случаю, я ловил сазанов в соседнем проточном
затоне. В месте ловли не было ни заметного течения, ни каршей.
Только кое-где поднимались из воды водоросли. Это дало
возможность использовать лёгкую оснастку. Сазаны брали и здесь,
на той же глубине и на те же насадки, причём никакая другая рыба
не клевала. За полчаса я выловил пару и был доволен. Довольны
были и мои родственники, стоявшие поблизости. Подаренного мной
сазана им на двоих хватило на три дня.
Одного немаленького сазана у меня с крючком сорвал сом.
Об этом я написал подробнее в рассказе «Конкурент».
С течением времени поклёвки сазана становились реже, но рыбы
стали попадаться крупнее — от четырёх до семи килограмм. Неужели,
это была всё та же стая, которую я вылавливал уже 10 лет? При
подсечке возникало ощущение, что зацепил за бревно. Потом
бревно начинало двигаться. Крупный сазан не так скор, как более
молодые собратья его, рывок его нарастает постепенно, что даёт
рыболову время принять меры. Но, взяв направление, он не скоро
останавливается. Чтобы не порвать лесу и не сломать кончик
удилища, я отпускал рыбу на 20 — 30 метров, если она шла вглубь,
в сторону фарватера (а крупная рыба, обычно, туда и уходила).
Понемногу притормаживая катушку, я останавливал сазана, после
чего он, обычно, поворачивал против течения. Иногда, чтобы
подмотать леску, приходилось идти за ним по берегу. Будучи
заворочен ещё раз и уже утомлён, он позволял подтянуть себя
к берегу. После ещё нескольких рывков, всё более слабых,
удавалось поднять его к поверхности. Впрочем, в отличие от леща,
он после этого не ложился пластом, а продолжал сопротивление,
хотя уже не с тем азартом. Чтобы взять его подсаком, иногда
приходилось заходить в воду. Подсак мой поначалу был маловат для
таких «чушек». Я на леске затягивал в него переднюю половину
рыбы, а затем, поднимая мотню, переваливал сазана через край. При
этом подсак с рыбой нельзя было поднимать в воздух, чтобы
не сломать крепление обода. Свернувшегося в мотне сазана я
выволакивал по дну на береговой песок, и некоторое время мы оба
отдыхали.
Впрочем, бывали случаи, когда эта схема не срабатывала.
Однажды я ловил с глинистого мыска, прилизанного волнами.
Не подходя близко к кромке, чтобы не соскользнуть, я забросил
насадку метрах в трёх от кромки, где уже была изрядная глубина.
Течение неспешно волокло мой поплавок, удилище было у меня
в руках. Вот и поклёвка — вполне отчётливая, без опробования
и раздумий. Я выждал рекомендуемые 5 секунд и подсёк… Как будто
подсёк самоходную баржу! Рыба не обратила внимания на крючок
№9 (по отечественной нумерации), не заметила чешскую леску 0,35,
и продолжала своё движение с той же скоростью. Леска
(с прочностью на разрыв 8 кг) беззвучно лопнула, а я остался
с ощущением в руках неодолимой силы.
Что это была за рыба? Насадка была растительная, значит, это
не мог быть хищник. Осётр? Вряд ли и он польстился бы на такую
насадку, да подошёл бы так близко к берегу. Толстолобик и амур
достигают веса в 30 кг, но они держатся в тиховодных затонах
и питаются водной растительностью. Скорее всего, сазан. Можно
только гадать, сколько он весил. Один мой знакомый местный рыбак
выловил как-то сазана где-то на 20 кг, и я этого сазана видел. Такой
мог, походя, расправиться с моей снастью. Не зря сазана рыбаки
называют «сокрушителем снастей».
Где-то в начале 90-х, не выловив сазана днём, я решил на ночь
поставить донку. За отсутствием специального удилища, я
использовал стеклопластиковый телескоп, укоротив его для
жёсткости. Забросив насадку, выбрав слабину лески, поставив
катушку на трещотку и привязав удилище к прочно забитому колу, я
отошёл на стан. Когда жена и сын залезли в палатку, я решил перед
сном проверить снасть. Подсвечивая фонариком, я спустился к воде
и увидел неожиданную картину. Удилище моё раздвинулось во всю
длину, кончик его согнулся и раскачивался от рывков рыбы, почти
касаясь воды. Хорошо, что удилище было привязано за стойку
катушки, а то рыба утащила бы его в воду. Леска не смоталась
с катушки полностью. Потом я установил, что помешал этому узелок,
которым я срастил леску метрах в десяти от крючка. Он застрял
в одном из колец малого диаметра и воспрепятствовал полному
разматыванию лески. Но тогда я только сообразил, что, держа
фонарик в одной руке, я не могу, ни толком вываживать рыбу, ни
подсачить её. Я громко позвал сына, который тогда кончил третий
класс, а на рыбалку со мной ездил с трёх лет. Сын примчался
босиком, в одних трусиках, я поручил ему подсак и фонарик, а сам
взялся за удилище. Сделав для верности подсечку, я понял, что такую
рыбу я на крючке ещё не держал. Хорошо ещё, что она несколько
утомилась к тому времени. Медленно, выматывая противника, я стал
подводить сазана (а это был он) к берегу. Хорошо, что поблизости
не было каршей, в которых он мог бы запутаться. Но, поднимая его
к поверхности, чтобы глотнул воздуха, я поторопился. Видимо, я
поднял из воды слишком большую часть его тела. Да и угол между
леской и удилищем был почти прямой. Стеклопластиковое удилище
надломилось в третьем колене, но не сломалось окончательно.
Водить рыбу дальше грозило потерей её. Сын мой, видя это, зашёл
в воду по пояс и, когда я опять приподнял сазана, ловко подвёл под
него сачок и грамотно зачерпнул. Совместно радуясь, и поздравляя
друг друга, мы осмотрели нашу добычу. Сазан оказался рекордный.
Потом мы взвесили его по кускам, и получилось около 10 кг.
А надломленное удилище хранится у меня в рыболовном музее.
Может быть, это был последний сазан из стаи, обосновавшейся
в Воложке в конце 70-х годов. Во всяком случае, в последующие два
года сазаны в этой части Воложи не попадались — ни мне, ни другим
рыбакам. Мой друг Юрий Сергеевич Филичев (впоследствии трагически погибший
при наезде на его байдарку прогулочного катера), которому я
пожаловался на отсутствие сазанов, заметил: «А может, ты уже всю
эту стаю выловил?». Я сменил место, перебрался на другой остров.
Но здесь сазаны брали редко, случайно и ничего особенного
не представляли. Описанная мной эпопея больше не повторилась.

ЗАМЕТКИ ДЛЯ РЫБОЛОВОВ

Выше я намеренно не вдавался в технические подробности.
Снасти нынче совсем другие, чем были тридцать лет назад. Мало кто
помнит бамбуковые трёхколенки, стеклопластиковые телескопы,
инерционные катушки. Поэтому о них говорить не буду. Скажу
немного о сазанах и особенностях их ужения — по своему опыту,
в других водоёмах у рыболовов может быть другой опыт.
Большую часть сазанов я поймал в каршах или поблизости
от них. Здесь мирной рыбе больше корма, здесь ей удобнее
увернуться от хищника, здесь и течение послабее. Зацепы при этом
неизбежное зло, но обычно они случаются при пустых подсечках,
при перебросах, и когда течение волочит насадку с крючком
и грузилом. Если на крючке сидит засёкшаяся рыба, её можно
вытащить из каршей, если она не обмотала леску вокруг коряги, или
не прошла так, что натянутая леска перетирается об эту корягу.
Против обматывания лески средство одно — держать леску туго
натянутой и выводить рыбу по прямой, не давая ей резко
поворачивать. Против перетирания лески одно средство —
предусмотрительность, другое — быстрая реакция рыболова,
увидевшего возможность этого.
В чистых и глубоких местах сазаны встречаются реже, но тут они
крупнее.
Сазан не любит быстрины, и предпочтительно берёт
неподвижную насадку. Насадку движущуюся он в Волге берёт крайне
редко. Он хорошо видит леску, и если её часть, не лежащая на дне,
ближе к крючку, чем длина рыбы, он остерегается её брать.
Некоторые считают, что сазан вначале обходит насадку и, если
задевает при этом лесу, то настораживается и не берёт. Иногда он
делает пробную потяжку. Если насадка ему понравилась, и ничто
не насторожило его, через несколько секунд он берёт решительно.
Исходя из этих соображений я при ловле сазана, обычно, делаю
расстояние от грузила до крючка около 75 см (примерно в длину
руки). И (случайно или нет) наибольшие выловленные мною сазаны
не превосходили этого размера. Единственным исключением был
вышеописанный случай, когда сазан взял в темноте. Поклёвка
сазана, обычно, решительная, поплавок резко и косо уходит
в глубину. В книжках советуют при ловле на удочку подсекать
не сразу, а спустя 4 — 5 секунд. Это, конечно, томительные секунды,
когда рыба уже взяла, но ты ещё не уверен, окажется ли она
на крючке. Я старался придерживаться книжных советов, и пустых
подсечек было мало. Чтобы сазан сразу не почувствовал
сопротивление снасти, желательно, чтобы у лески был запас слабины
между поплавком и удилищем, а после поклёвки надо подать
удилище вперёд и подсекать, когда поплавок хорошо уйдёт под
воду.
После подсечки надо быстро оценить величину рыбы. Сазан
до 1,5 кг не оборвёт леску средней прочности и не разогнёт
приличный крючок. При рывках можно немного стравливать леску,
но долго водить его нет надобности. Старайтесь удержать его
на малых кругах и понемногу подводить к поверхности. Подсак
обязателен. Более крупный сазан требует лески прочностью
не менее 6 кг и крупного хорошего крючка размером №8 и выше
(по отечественной нумерации). Если в зоне вываживания нет
опасных коряг, можно дать ему погулять. После каждого рывка он
устаёт и тогда его можно приостановить и завернуть. Если
поблизости есть коряжник, сазан часто устремляется туда. Когда вы
не в силах остановить или затормозить его, не рискуя обрывом
снасти, старайтесь завернуть рыбу. Для крупного сазана (свыше 4 кг)
прочность лески должна быть не менее 8 кг, а размер крючка около
№10. Можно взять крючок и меньше, но особо прочный. То, что у вас
взял крупный сазан, вы узнаете по ощущению — рыба при подсечке
не подаётся, а движется, игнорируя ваши усилия. Если вы ловите
на поплавочную удочку, рыбу приходится вываживать иногда свыше
10 минут, постепенно утомляя и изматывая. Так что запасайтесь
терпением и не форсируйте события. Иногда, чтобы придержать
сазана, приходится упирать комель удилища в живот. Крупного
сазана в подсаке одной рукой не поднимешь, лучше аккуратно
положить удочку, а подсак держать обеими руками. Если положить
удочку нельзя, уместив рыбу в подсак, не поднимайте его из воды,
а в притопленном состоянии выволакивайте на отмель, а потом
и на берег. Помните, что заднего хода рыба не имеет.
Вдвоём брать сазана удобнее: один маневрирует удилищем,
а другой — подсачивает.
Опытные местные рыбаки, которые ловят сазана на донку
со спиннинговым удилищем и достаточно прочной снастью, иногда
сразу после подсечки, пользуясь растерянностью рыбы, поднимают
его кверху и подводят к лодке, не давая сделать знаменитый рывок.
При ловле сазана с лодки остерегайтесь наваливаться на борт
и вынимайте подсак из воды с минимальным плечом, у самого борта.
Вы можете перевернуть лодку, и хорошо ещё, если леска не опутает
вам ноги, тогда и потонуть недолго.
Но если вы впервые собрались ловить сазана на удочку, заранее
запаситесь философским настроением и смиритесь с тем, что,
поначалу, не каждая клюнувшая рыба будет ваша.
Прикормкой я сазанов не баловал. Для начала бросал в воду
горсть замоченного и отжатого геркулеса с сухарными крошками
для создания запаха. По ходу ловли подбрасывал по 3 — 4 катышка
из того же размоченного геркулеса, причём достаточно крупных,
чтобы их не растащила мелочь. Но это годится только в тиховодье.
При наличии течения прикормка утяжеляется глиной. Прикормка
«бомбами» может испугать или насторожить сазана, поэтому её
нужно делать загодя, или после вываживания рыбы в расчете
на подход следующей.
Большинство сазанов я поймал на катышки геркулеса. Я брал
из магазинной пачки горсть хлопьев, высыпал их на достаточный
кусок марли, сложенный вдвое, завёртывал в виде кулька и помещал
в консервную банку. Затем я заливал кулёк кипятком из чайника или
термоса и немного выдерживал его в кипятке, пока он
не пропитается полностью. Затем я доставал кулёк из банки. Чтобы
не ошпариться, я надевал брезентовую рукавицу. Потом отжимал
из кулька воду, как можно сильнее, и разминал геркулес сперва
в марле, а потом освобождённый от марли комок, получая
однородную массу. При разминании я добавлял в тесто растительное
масло, немного сгущёнки, иногда — ароматизаторы. Чем плотнее
полученная масса, тем меньше вероятность, что насадку расщиплет
мелочь. Из этой массы я делал катышки по размеру крючка,
сообразуясь с размерами рта ожидаемой рыбы. В рот крупного
сазана свободно входят 3 — 4 пальца. Желательно, чтобы сазан при
опробовании насадки и в первые секунды после хватки
не почувствовал металл крючка. Одно время я сдабривал насадку
ароматическими маслами (гвоздичным или укропным), и клёв был
хорошим. Но в то время сазана в Воложке как раз было много, так
что не могу сказать, насколько эти масла действовали. Горсти
геркулеса (я опять заворачивал его в марлю, чтобы не высыхал)
хватало на зорьку, а то и на две, включая расход на прикормку.
Ловился сазан также на катышки из мякиша местного хлеба,
а также на хлебную корку соответствующей величины. Но корка
скоро размокает и может свалиться с крючка. Однажды, вытаскивая
из воды корку, я увидел поднимающегося за ней сазана. При выходе
в воздух корка свалилась с крючка, и сазан ловко её схватил. Я тут же
насадил другой кусочек, и не успела насадка уйти на дно, как
последовала поклёвка, и сазан был вытащен.
Берёт сазан, как правило, немаленький, на мелкий отварной
картофель (без шелухи).
На червя сазан тоже берёт. Но вблизи берега на умеренных
глубинах червя объедает мелочь, которая иногда попадается даже
на большой крючок. Частый клёв мелочи и её вытаскивание мешают
клёву сазана и отпугивают его. Один мой приятель успешно ловил
на червя крупных сазанов на большой глубине при дальнем забросе.
При этом сазаны чередовались с крупными окунями. Но он ловил
на спиннинговое удилище, оснащённое как донка. Некоторые ловят
на такую снасть, насаживая на крючок несколько распаренных зёрен
перловки.
Как-то я попробовал насаживать мясо ракушки. Сазаны охотно
брали на него, мелочь же не могла ухватить крупный кусок.
На цельного небольшого моллюска взял у меня рекордный сазан,
о котором я рассказывал выше. Иногда на эту насадку попадались
крупные окуни — до килограмма весом.
Когда берёт сазан? В принципе, его можно поймать в любое
время дня. Но чаще он клюёт, во-первых, на самом рассвете. Когда
солнце уже немного поднимется, у сазанов бывает утренняя
разминка — они выходят к поверхности, вертикально выпрыгивают
из воды, переворачиваются в воздухе, и с плеском ныряют обратно,
ударив хвостом по воде. Это очень красиво — прыжок огромной
рыбы, сверкающей на солнце золотисто-бронзовой чешуёй и алыми
плавниками. После этой разминки идёт второй, наиболее
выраженный, период активного клёва — часов до десяти. Третий
период наступает за полчаса до заката и затягивается на сумерки.
Когда из-за темноты поплавок уже не видно, можно попробовать
половить на донку.
Поклёвки сазанов не часты, каждая (вместе с вываживанием) —
событие. Так что сазанятнику нужно иметь терпение. Если поклёвок
нет втечении 20 минут, без шума и лишних движений выньте
насадку, оправьте или замените её. Вообще, при ловле сазана
не нужно зря показываться рыбе, ходить по берегу, бросать что-то
в воду. Даже подходить к месту ловли нужно пригнувшись
и бесшумно, ибо сазаны стоят иногда недалеко от берега, всё видят
и всё слышат. Незаметность — второе требование к сазанятнику.
Нужно также правильно оценивать ситуацию и силу рыбы, быстро
и верно реагировать на её манёвры, что даётся только опытом.
Наконец, нужна просто физическая сила и способность выдержать
длительное напряжение при вываживании рыбы.
Пятикилограммовый сазан сопротивляется как заяц или дикий кот
той же величины.
Если эти оговорки не отпугнули начинающего рыболова, желаю
вам удачи. Зато, какая радость одолеть достойную добычу! И какая
гордость — придти после зорьки на стан с двумя-тремя увесистыми
золочёными красавцами!


Рецензии