Симон Бокканегра, опера Верди, Благородный дож-мир

 Благородный дож-миротворец

"Симон Бокканегра", опера Верди,  новая сцена Мариинского театра,  26 февраля  2022 года

Вчера "Симон Бокканегра" прозвучал совсем по-особенному - ярко, взволнованно, свежо. Возможно, исполнители успели соскучиться по этой опере за полтора года, что ее не было на сцене Мариинки, возможно, ее посыл с урегулированием внутренних конфликтов в государстве и призыв к миру стал близок всем, как никогда, и тем, кто на сцене, и тем, кто в зале, но это был тот редкий случай, когда воздействие оперы было феноменальным!
Замечательный состав исполнителей - Владислав Сулимский, Татьяна Сержан, Владимир Ванеев, Александр Михайлов, Павел Янковский, Глеб Перязев - позволил полностью сосредоточиться на восприятии оперы.
Мятущийся, страдающий и постоянно разрешающий многочисленные и разнообразные конфликты Симон Бокканегра, корсар, а впоследствии генуэзский дож, был явлен нам необычайно выразительно вокальным талантом Владислава Сулимского. Ему очень удались и лирические сцены обретения потерянной дочери, и полные драматизма объяснения с Фиеско (Владимир Ванеев). Кульминацией, как и обычно, стала финальная картина первого действия - усмирение бесконечно, веками, противоборствующих плебеев и патрициев, гвельфов и гибеллинов, сторонников папской власти и власти монархов. Призыв к миру, предложение оливковой ветви врагам, с особым чувством звучали у Владислава Сулимского и отозывались в каждом сердце. И было ясно, слушая властный баритон Владислава Сулимского и видя перед собой его героя Симона Бокканегру, что только мудрый, сильный, непоколебимый правитель может найти способ привести к миру свой враждующий народ, что яростная борьба за власть внутри государства губительна, что опасно прощать непримиримых врагов, они обязательно ударят в спину, что нельзя держать около себя фаворитов-предателей, они быстро превращаются в убийц, что дети всегда создают проблемы, разрешение которых, порой, может стоить родителю жизни, как Симону, что браки решали многие политические проблемы в монархические времена.
Эмоциональный апогей оперы - сцена проклятия Паоло (Павел Янковский) - получился у Владислава Сулимского потрясающим. Казалось, искры летели у него из глаз!
Мария-Амелия Татьяны Сержан в этот раз, помимо прекрасного пения, подарила зрителям и яркую миротворческую струю своей роли, которая стала особенно заметна, видимо, благодаря общей озабоченности происходящими событиями. Она удерживала своего вновь обретенного отца от мести его врагу, ее жениху, а Габриэля Адорно - от убийства дожа, ее отца. Благодаря Амелии все в опере примирились, задружились, и хотя сам Симон умер, отравленный его же приближенным Паоло, все, вроде, разрешилось благополучно. Мир настал ценой смерти главного героя! Но, если вдуматься, финал-то в истории открытый. Каким правителем будет Габриэль Адорно (Александр Михайлов)? Не похоже, что мудрым, да и Фиеско (Владимир Ванеев), ставший, по воле дожа, его советником, - упертый фанатик своих убеждений. А все это неизбежно должно породить виток новой вражды и недовольства. Без железной руки и драконовских правил кровавые распри граждан внутри страны не остановить...
Сколько опер, в том числе итальянских, посвящено этой проблеме! И не только опер. Ведь и "Ромео и Джульетта" про то же!
Музыка в исполнении оркестра под управлением Кристиана Кнаппа лишь усиливала трагическое звучание оперы.
Только в театре все легко и быстро... Дай Бог, чтобы и в жизни все оказалось разрешимым!


Рецензии