Внутри мыслящих миров. Взгляд снаружи

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


«При изучении культурных феноменов мы имеем <…> дело с особо сложным объектом, который не заключается только в простой совокупности литературных, изобразительных, музыкальных и других произведений искусства. Гораздо более важными её составляющими являются, помимо уже названных идеологем, выступающих в качестве элементов всеобъемлющих ментальных систем (идеологий), разумеется, и их изобретатели, а также те, кто их пропагандирует, и те, кому они адресованы. В рамках подобной, в каждом случае специфической коммуникативной системы все они пользуются подходящими социальными институтами, чтобы распространять или усваивать соответствующую идеологию. Поэтому культура всеобъемлюща и пронизывает действительно все сферы жизни. Она открывает взгляд на мир в той же степени, в какой она его искажает, она освобождает от зависимости, но она и трясина, в которой истина и ложь переплетены  так тесно, что их не разделить. Поэтому наряду с оценкой степени сложности определенной культурной ситуации и ее процессуального характера, а также наряду с ее реконструкцией, среди важнейших задач – уяснение типов исследовательских методов и гипотез».
               
                (Карл Аймермахер)** 


«…Русская культура осознает себя в категориях взрыва.
    Пожалуй, наиболее интересен в этом смысле момент, который мы сейчас переживаем. Теоретически он осознается как победа реального, «естественного» развития над неудачным историческим экспериментом…».

                (Ю.М. Лотман ***)
               

                «Нам говорят «безумец и «фантаст»,
                Но, выйдя из зависимости грустной,
                С годами мозг мыслителя искусный
                Мыслителя искусственно создаст».

                (И.В. Гёте)



28 февраля 2022 года – Юрию Михайловичу Лотману, советско-российскому литературоведу, культурологу, известному во всем мире семиотику исполнилось бы 100 лет. Не удивительно, что юбилей этот будут отмечать не только в нашей стране, но и в разных странах мира. 

Конечно, в первую очередь  эта личность известна специалистам в области языкознания и культуры: семиотикам, лингвистам, филологам, фольклористам, культурологам, искусствоведам, историкам искусства и кино, религиоведам,  литературоведам и т.д. Однако деятельность, которой занимался Юрий Михайлович выходит далеко за рамки конкретных дисциплин. Поэтому, например, чествовать память юбиляра в Тарту на Международную конференцию  приедут не только те, кто был лично знаком с ученым или занимается вопросами культурологии, но и биологи, и физиологи, и психиатры, и психологи, и антропологи, и педагоги, режиссеры, художники, дизайнеры, композиторы, музыканты, писатели, поэты, не только философы, но и физики. Перечень, разумеется, весьма приблизителен, но главное, что мне хотелось подчеркнуть: деятельность Юрия Михайловича и созданной им «Московско-Татртуско семиотической школы» действительно имеет прямое отношение к таким разным, в привычном понимании, областям знания и сферам деятельности. (Прим. автора: Существует и другое название – «Тартутско-Московская…». Однако здесь мной указано название, соответствующее «контексту» возникновения данной школы, относящееся к годам её создания, а именно: первому и решающему  для российской семиотики событию – Симпозиума по знаковым системам – в декабре 1962 г., ключевую роль в котором сыграла московская группа). Таким образом, очевидно, что количество людей, так или иначе знакомых с деятельностью Ю.М. Лотмана, на кого эта личность оказала своё влияние непосредственно или через проделанную им работу, тех, кто использует предложенные Юрием Михайловичем знания и инструменты, как в работе, так и в своей жизни, огромен.  А  если прибавить тех, кто «оттолкнувшись» от подхода, предложенного Лотманом, пошел в свою сторону (разрабатывать иные подходы в семиотике или вставшие под знамена постструктурализма), то… одного города Тарту, пожалуй, было бы маловато)))

Если кто не знаком с личностью Ю.М. Лотмана и тем, чем он занимался, практически, на протяжении всей своей жизни, сделать это сегодня не представляет особой сложности. (До сих пор удивляюсь, как это - страшно сказать сколько лет назад! – удалось мне).

И ещё мне не то, что бы было <интересно> …  (не могу найти адекватного слова, прощу прощения, но смысл лежит в этой области): приедут ли в Тарту, ну, или будут отмечать этот юбилей «на местах» политики, экономисты, бизнесмены и прочие, иже с ними, «деятели»? Открыто? Или, хотя бы, втихушку? Поверьте, это не праздное любопытство.

А я присоединяюсь к тем, для кого личность и деятельность Ю.М. Лотмана значима и памятна.




=====================================

*) В заголовке использовано название работы Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров»


**) Карл Аймермахер – немецкий славист,   историк советской (российской) культуры и её связей с культурой Германии, коллекционер произведений современного русского искусства, почетный доктор  РГГУ (1998), почетный доктор Ассоциации исследователей российского общества (АИРО, 2003) – был практически первым, кто познакомил Запад с первыми опытами «московско-тартутских семиотиков. В период, когда это было невозможно сделать в СССР,  дважды издал библиографию семиотических работ «Московско-Тартутской школы»; благодаря ему впервые была издана антология избранных семиотических работ московско-тартутского круга; является автором статей, посвященных  семиотическим исследованиям в СССР (России), бескорыстно (особенно, в трудные годы) поддерживал усилия наших ученых и пропагандировал их на Западе.


***) Ю.М. Лотман «Культура и взрыв»


Рецензии