Ты мне в душу... 33

                Как увидеть Париж и не умереть.

    Подготовительная суматоха закончилась, все инструктажи были пройдены, деньги обменяны, документы получены, размеры записаны, списки подарков составлены, сувениры закуплены – через день вылет из Шереметьево. Алексей Иванович волновался,-
 -Что там меня ждёт? Могут же и спровоцировать, как никак Запад, пусть даже и дружелюбно улыбающийся и приветствующий «Perestroika!». Как себя вести? Как донести до них, что мы такие же люди, что хотим жить мирно, дружить, взаимовыгодно торговать, обмениваться культурой? Как не подвести страну, СП, друзей? А как мы будем представлять страну на русской неделе? Что им говорить? На каком языке? Эх, жаль не знаю языков, забыл! В школе немецкий учили, как там «здравствуйте и спасибо»? Почему-то в голове вертится «Хенде хох!» и «Гитлер капут».
  Последние ночи перед отлётом он почти не спал, днём был рассеян, Светлана сама съездила к Людмиле, получила от неё двести долларов взамен отданных  рублей и список адресов самых дешёвых магазинов, где часто устраиваются распродажи, а так же инструкцию, где можно обменять закупленные «сувениры» на французские дензнаки.
  Светлана не один раз повторила мужу инструкции, от которых у него тёк пот по спине. Вначале он хотел отказаться,-
- Не буду я этим заниматься! Что я – валютчик какой?
Но Светлана, напирая на перестройку и новую политику партии и правительства, убедила мужа,-
 - Это не подпольные операции, это бизнес!  Мы входим в цивилизованный мир и тебе нечего стесняться, тем более это выгодно твоей семье. Мы скоро получим участок, дачу строить будем, понадобятся и деньги, и связи. В конце - концов, кто из нас мужик и глава семьи? Ты? Тогда действуй, создавай для семьи условия. Я тебе создаю? Панику отставить!
  Алексей Иванович сдался, принял доводы жены к сведению и стал тщательно готовиться к предстоящей заброске в тыл классового врага.
   В назначенный день он с собранным чемоданом прибыл на Аэровокзал, где собралась их группа под присмотром Игоря, чтобы отбыть в Шереметьево. Игорь вёл себя нейтрально, подчёркивая, что Алексей Иванович для него всего лишь один из многих, но сел рядом с ним и в автобусе.      Алексей Иванович часто летал на внутренних линиях Аэрофлота, полётов не боялся, наоборот, любил, если выпадала такая возможность, посмотреть из иллюминатора на землю. Сейчас ему повезло, его место было около иллюминатора.
 Игорь сел с краю на ряд впереди.
  Взлетели. Экипаж лайнера обратился к пассажирам, миловидная стюардесса покатила тележку с напитками, Алексей Иванович стал смотреть в иллюминатор, сердце его чуть сжалось, душа наполнилась умилением,-
- Моя Родина, огромная, необъятная, прекрасная! А я её мелкая частичка. Кто я без неё? Никто!
Его спутники, выпив, расслабились: кто-то дремал, кто-то читал, кто-то делал пометки в блокнотах.
   Пересекли границу, пролетели над  Балтикой. Алексей Иванович вспомнил, как они отдыхали в санатории в Юрмале, вспомнил дюны, густой смолистый воздух перемешанный с морским и холодное море, купался только он, Светлана загорала, Маринка строила домики из песка, вспомнил кусочек янтаря, найденный после шторма на пляже. Их много возили на экскурсии по крепостям и городам, они словно попали в Европу, но вокруг были свои, все друг друга понимали, переводчики были не нужны. Он вдруг почувствовал одиночество, очень хотелось вернуться домой, но он взял себя в руки и сам отдал приказ,-
- Панику отставить!
  Они взлетели утром, приземлились к вечеру, быстро прошли контроль, их встретила миниатюрная женщина, некрасивая, но с «изюминкой», представилась,-
-Николь!
Говорила она по-русски чисто, но с характерным прононсом и лёгким грассированием.
Игорь опять сел рядом с Алексеем Ивановичем, кивнул на Николь,-
- Из семьи белоэмигрантов. Её дедушка бывший генерал царской армии, отец – водитель такси, а она закончила Сорбонну, славист. Стажировалась в МГУ у нас. Ты с ней поосторожней.
  Николь немного рассказала как экскурсовод об аэропорте Шарль де Голь и о программе мероприятий, в которой они будут принимать участие, о культурной программе,-
- Жить ваша группа будет рядом с Монмартром в семейном пансионе, запишите, пожалуйста, адрес и телефон, если вдруг кто-то потеряется.
  Потом замолчала, и до пансиона ехали молча. Алексей Иванович смотрел в окно, впитывая в себя проносящийся аккуратный пейзаж, от чего-то опять взгрустнулось и вспомнилось «Белое солнце пустыни». Ему как Фёдору Ивановичу захотелось увидеть жену, и он  мысленно стал писать ей письмо.
   В пансионе их ждали, был накрыт стол, но, при великолепной сервировке, еды было мало, так что спать отправились как советуют диетологи: «С лёгким чувством голода». Стали расселяться по комнатам, Игорь спросил Алексея Ивановича,-
- Ты не храпишь?
- Нет.
-Тогда я с тобой. Не возражаешь?
-Нет.
 Комнатка была маленькая, чистенькая, окна выходили на Монмартр, который уже переливался огнями реклам и фонарей.
- Прямо иллюминация, как у нас на праздник,-
заметил Алексей Иванович.
- Да, здесь праздник каждый день, были б деньги. Хочешь, выйдем, пройдёмся.
- А можно?
-Со мной можно.
- А как же группа?
Игорь махнул рукой,-
- Сейчас соберутся, выпьют, закусят и лягут баиньки.
- Может, кто-то ещё захочет пойти посмотреть?
- Да все в основном уже здесь были, всё видели, но можем спросить.
Они подошли к соседней комнате, Игорь распахнул дверь без стука. В комнате было полно народа, почти вся группа собралась, как в пионерском лагере после отбоя, при виде Игоря смолк смех, да и бутылка коньяку исчезла. Игорь прошёл именно туда, наклонился, взял бутылку, посмотрел, поцокал языком,-
- Наполеон! Уже обменять успели на армянский! Молодцы! Закусь есть или на сухую?
  Поняв, что разбирательств не будет, литераторы дружно загалдели и показали ему большую тарелку с  щедро нарезанной сырокопчённой колбасой и сыром, провезённых через границу из Москвы ради такого случая, было ещё и печенье «Юбилейное», и коробка шоколадных конфет и даже лимон.
- Ладно, празднуйте, чёрт с вами! В комнате не курить, не орать, морды друг другу не бить, бычки из окон не бросать! Помните, вы представители великой страны и должны нести культуру в массы. Не дай Бог, хозяйка вызовет полицию, тогда вместо недели русской культуры в Париже я вам обещаю месячник по уборке снега на улицах Москвы. Мы уходим в город, как понимаю, желающих составить нам компанию нет. За старшего оставляю Николая. Всем всё ясно?
   Поднапрягшиеся было члены делегации, расслабились, к ним вернулось благодушие, что надзора не будет и они смогут спокойно заложить за воротник, потравить анекдоты, вот с курением напряг, придётся бегать в туалет и курить там, но всё равно- свобода!
 Игорь ещё раз строго взглянул на них, как сфотографировал, погрозил пальцем и они вышли.
  Игорь к удивлению Алексея Ивановича на чистейшем французском предупредил мадам внизу, что он и его друг пойдут прогуляться, а те, кто наверху, скоро лягут спать,-
- Если Вы дадите мне ключ, вы можете не ждать нас и уходить.
Мадам, с минутку поколебавшись, протянула ключ и напомнила, чтобы они долго не гуляли и вернулись на ночлег в « нормальном состоянии».
 Игорь заверил её, что он малопьющий,-
- А мой спутник вообще не пьёт.
У мадам вытянулось лицо, и она посмотрела на Алексея Ивановича с искренним изумлением, наверное, это был первый русский, встреченный ею, который не пил совсем.
   Алексей Иванович поинтересовался, о чём Игорь беседовал с хозяйкой? Игорь хмыкнул,-
- Это не хозяйка, хозяйка дома спит или с друзьями в кафе прохлаждается. Это её какая-то дальняя родственница, так и живёт при пансионе. Всё на ней.
- Как? Пожилая женщина убирает целый пансион?
-Не сама, конечно. Для этого есть негритянки, разные иммигранты. Горовит нам, например, алжирец. Завтра будет кус-кус с овощами.
- А что такое кус-кус?
- Из пшеницы блюдо такое.
- Вкусное?
- Со специями, вкусное.
  Они вступили на Монмартр. Яркая необычно одетая и причёсанная толпа, лилась им навстречу, везде вспыхивали огни, была слышна музыка, за ярко освещёнными окнами виднелись уютные кафе и ресторанчики. Прямо на улице сидели художники, готовые за пятнадцать-двадцать минут нарисовать ваш портрет, около мастерских стояли картины на продажу. Они прошли квартал до улицы Сен-Венсен, Игорь с видом заправского гида, махнув рукой показал,-
- А здесь виноградник Монмартра.
- Как, прямо в центре города виноград растёт?
- Да и из него делают вино, сейчас мы его попробуем.
- Я же не пью.
- Да оно слабое, как сок. Неужели не попробуешь?
Алексей Иванович сдался. Они зашли в маленький кабачок, Игорь заказал по бокалу вина и сырную тарелку, сам расплатился, поднял бокал,-
- Что ж, за Париж!
Они стукнули бокал о бокал, выпили по глотку. Вино было терпким, от него разлилось тепло, голова оставалась ясной.
- Ну как тебе здешний напиток?-
спросил Игорь.
- Хороший.
-То-то же! Меня нужно слушаться, я плохого не посоветую. Давай на брудершафт выпьем!
- Давай!
Они выпили, троекратно поцеловались.
- Переходим на ты, я не люблю, когда мне выкают.
- А ты здорово по-французски говоришь, долго учил?
- Почти всю жизнь, начиная со школы. Я, братец мой, почти все европейские языки знаю.
- Как же это тебе удалось?
- Да так, в процессе. Жизнь, она такая, не умеешь- научит, не хочешь- заставит.
- А ты часто за границу ездишь?
-Часто.
-А семья у тебя есть?
- Была. Всё, вечер вопросов окончен. Пора домой, а то как бы там мои подопечные пансион не разнесли.
   Они вернулись, закрыв дверь, Игорь повесил ключ за буфет, поднялись на второй этаж, было тихо, лишь в коридоре пахло сигаретами, а в туалете плавал одинокий бычок.
 

-






-




-

 


Рецензии
Какие они разные, Игорь и Алексей. Опытность против наивности, желание сблизиться, но зачем? Лучше бы Алексею оставаться со всеми литераторами на равных.
Чувство одиночества в самолете, желание вернуться домой - это мне знакомо. Но за всей этой поездкой бескомпромиссное наставление Светланы: "В конце - концов, кто из нас мужик и глава семьи? Ты? Тогда действуй, создавай для семьи условия. Я тебе создаю? Панику отставить!"
Человек познается в беде, в труде и в счастье. Счастье - увидеть Париж и умереть.
Посмотрим, настоящее ли это счастье?
Эм, опубликуйте роман цельно, хочется выбрать время и прочитать весь сразу. Давно не читалось запоем! Зеленый свет!!! Творческих успехов!!!

Ли

Лидия Мнацаканова   11.01.2024 16:31     Заявить о нарушении
Вы меня балуете! Хотелось бы, конечно, опубликовать, но пока не встретила мецената, а сама не потяну. Издательства предпочитают зарубежных авторов или наших раскрученных. Подожду, возможно появится запрос на то, как мы жили когда- то.

Эм Филатова   12.01.2024 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.