Прощай, кавалерия!

    (Из мемуаров Д.Я.Гуревича,директора Музея коневодства в Москве).

    В начале 1950-ых годов в Средней Азии,на Памире были проведены окружные учения,в которых приняли участие 13-ый кавполк,саперный эскадрон,эскадрон связи из 6-ой кавдивизии  и горно-стрелковый полк,все из Среднеазиатского военного округа. В те годы в СССР оставались еще в составе вооруженных сил четыре кавдивизии, 4-ая и 5-ая на Северном Кавказе,6-ая в Казахстане и 7-ая в Забайкалье. Из трех полков 6-ой кавдивизии, два стояли в Алма-ате,а третий в Семипалатинске.
    Выгрузившись из ж/д теплушек на станции Карасу под Ошем,войска двинулись на Памир по Памирскому тракту.Конечная цель-поселок Мургаб,райцентр на Восточном Памире.Все бойцы были хорошо экипированы в зимнее ватное обмундирования-ватники,штаны,теплые шапки-ушанки. Весь л/с прошел противочумную вакцинация,так как тогда на Памире была обнаружена чума,разносчиками которой являлись горные сурки. Также все бойцы получили тюбики с бесцветной губной помадой,что поначалу вызывало смех,а впоследствии оказалось весьма кстати.Кто был на Памире,знает, как обгорает лицо и трескаются губы на безжалостном памирском солнце.
    Колонну кавалеристов сопровождали машины Зис-5 с ветслужбой,медиками и даже военторговским буфетом. Ветеринары обычно проезжали вперед,и пропуская колонну,оказывали необходимую помощь конскому составу.Некоторых лошадей грузили на машину с наращенными бортами и отвозили к месту очередного привала.Низкое атмосферное давление и недостаток кислорода трудно переносили и люди и лошади. Некоторых возрастных офицеров пришлось эвакуировать вниз,а лошадей за время похода погибло 20 голов. Основной причиной падежа были колики с заворотом кишок.Особенно поразила всех гибель коня командира саперного эскадрона.Утром подполковник сел на своего любимца,как обычно,но через несколько шагов конь упал на бок,дернулся несколько раз и умер. Вскрытие показало разрыв большого кровеносного сосуда передней брюшной артерии.
    Колонны кавалерии обеспечивали фуражом,продуктами и даже водой машины ошского пограничного автобата. Хотя дело было в августе-сентябре,по ночам часто замерзала вода в горных реках.а с середины дня постоянно дул сильный ветер с тучами пыли Но не все страдали от сурового климата высокогорья. Так,дивизионный ветврач полковник Забудкин на одной из стоянок на спор легко забрался на горный хребет,а спустившись и получив выигрыш(два литра водки) спокойно распил его с товарищами.
    Но это,как говорится частности,а вообще учения 1952 года показали полную несостоятельной кавалерии,как войсковой единицы, в условиях памирского высокогорья. Эскадронам было негде укрыться,рассредоточиться,они были беззащитны перед налетом авиации противника.Также было весьма затруднительно снабжение кавалерийских подразделений прежде всего фуражом,т.к надеяться на подножный корм на Памире не приходилось.К тому же выводы веткомиссий определили несостоятельность в высокогорье  неаклиматизированного конского состава.
    Вскоре было принято решение о расформировании армейской кавалерии. В 1953 году расформировали 7-ю кавдивизию, в 1954- 6-ю,а на следующий год и остальные.Также были расформированы кавалерийские военные училища,Высшие офицерские кавалерийские курсы(КВОКШ) и штаб кавалерии.Лошади в строю остались лишь в конно-спортивном эскадроне в Москве,в милиции и конечно в пограничных войсках.


Рецензии