Сады Марии Игониной

Когда мы молоды, то редко задумываемся о том, что рано или поздно придет осень жизни – пора с грустью воспоминаний, но с теплым светом в глазах и сердцем, полным любви, прощения и благодарности.

Марии Емельяновне Игониной девятый десяток. Но в душе она воспринимает себя все той же молодой девчушкой, которая окончила сельскохозяйственный техникум под Старым Осколом и свои первые сады начала выращивать в суровых степях Казахстана, около озера Балхаш.

В поселке, куда прибыла по направлению молодая украинская девчушка с русского нечерноземья, жили репатриированные немцы, корейцы, итальянцы и представители многих других национальностей. Проработав там четыре года агрономом, она научилась ценить людей не по национальности, а по их делам и поступкам.

Когда умерла мама, Маша вернулась на родину в Воронежскую область, но жизнь там была такой тяжелой и голодной, что она вскоре уехала искать лучшей доли на Урал. Сначала работала бригадиром в Челябинской области в МОСе, а в 1963-м году, когда в поселке Спасском Верхнеуральского района создавали совхоз Приуральский, ее позвали закладывать сады.

Приехала Мария в Спасск и видит: в деревне ни одного кустика, ни единого деревца. И вот именно здесь она стала агротехником овощеводческой бригады и начала закладывать сад в 30 гектаров.

– Привезут саженцы для посадки, – вспоминает Мария Емельяновна, – Мы их прикопаем, а наутро приходим – деревца уже растащили. Я, было, пожаловалась руководителю, а он мне: «Пускай, пускай себе посадят. Люди в наших степях где еще яблони возьмут?» Вот как он к этому отнесся.

Сад разбивали в районе Ивановки. Сначала высаживали ранетки, а потом уже и хорошие, крупные яблоки выращивать стали. Сажали по всем правилам: буром ямы бурили, землю из бочки проливали, перегноем удабривали.

Работы всем хватало: на телеге подвозили саженцы, перегной с ферм возили большими тракторами, а ребятишки-школьники вытаскивали из него железо, камни. Помимо 30 гектаров сада, на 40 гектарах выращивали овощи. Бригада выросла в цех.

М. Игонина вспоминает многих, кто работал с ней бок о бок. Это благодаря их стараниям, знаниям, умениям совхоз неоднократно снимал рекордные урожаи, снабжал овощами и фруктами близлежащие города. Под ее профессиональным руководством работа ладилась. Хотя не обходилось и без «сюрпризов».

Заложили целый квартал яблонь, они приживаться стали. Весной приходит агротехник проведать молодой сад, а там всю кору зайцы погрызли, одни голые тоненькие стволики из-под снега торчат. Не раз приходилось и от заморозков молодую рассаду спасать.

Первый урожай пошел на пятый год. Реализовывали ранетки и яблоки других сортов через «Потребсоюз». Люди с удовольствием покупали их на варенье.

Постепенно в саду развели облепиху, сливу разных сортов, малину, смородину, викторию. Работники овощецеха обрабатывали землю, высаживали, поливали. Часть овощей убирали комбайнами. А на прополку, как это раньше было принято, приезжали студенты, работники ММК и обувной фабрики.

Ухаживали за садом по науке. М. Игонина неоднократно возила бригаду садоводов, в которой работали Маша Хлебникова и другие девчата, на учебу под Челябинск, где им показывали, как надо обрезать плодовые деревья и кустарники, как обрабатывать сад от вредителей, как сохранять растения зимой и т.д.

В 1987 году М. Е. Игонина вышла на пенсию. А когда совсем разрушился совхоз, начали приходить в упадок ее сады. При виде неухоженной земли сердце агронома сжималось от боли.

Жизнь не слишком баловала Марию Игонину, много трудностей выпало на ее долю. В такие времена она спасала себя работой, заботой о семье. Даже самые тяжелые потери помогало пережить доброе отношение односельчан и песни – русские, украинские, которые всегда сами из души льются.

Годы сменялись все незаметнее. Однако бабушка Маша продолжала выращивать сад на своем участке да помогать соседям. Теперь уже на участках жителей Спасска плодоносят не только яблони, груши да сливы, но и абрикосы да виноград. За эту садовую науку да за отзывчивую душу своего главного садовода очень уважают и ценят в нашем степном поселке.

Соседи постоянно обращаются за советом, а иные и по сей день просят прийти и правильно яблони обрезать.

– Еще в прошлом году я могла понемногу что-то сама делать, а нынче уже трудно, но пойду хоть подскажу, – говорит Мария Емельяновна.

В душе она кажется себе все такой же молодой, глазами бы все переделала... Но у каждого возраста – своя мудрость. Раньше бабушке Маше казалось, что дети и внуки, когда ухаживают за плодовыми деревьями да цветами – все делают не так. А нынче она решила: ну и пусть ошибутся – это же будет их наука. «Мы-то ведь тоже свою науку сами постигали».

В ее южноуральском саду по-прежнему плодоносят яблони, слива, виноград. И растут дивной красоты цветы, просто теперь о саде заботится дочка Люба и ее семья. Сады живут, пока за ними есть уход. Человек живет, когда его любят и о нем заботятся близкие люди.


Рецензии