Фермер Александр Алякин сам себе глава

ФЕРМЕРСКИЙ ТЕХНОПАРК

Алякин даже и не предполагал никогда, что станет фермером. И только теперь понимает – сама судьба все время вела его к этому. Если оглянуться назад – ни одна встреча не была случайной, ни один опыт не был напрасным. Еще в старших классах школы обучали трактору Борис Талеевич Батурбаев и Александр Николаевич Головин. Всю жизнь Александр их мысленно благодарит за то, что заложили в нем тягу к технике.

Хорошо сдав выпускной экзамен, вместе с аттестатом Алякин получил права тракториста 3 класса. А первым трактором, который он сам разобрал и отремонтировал, был гусеничный ДТ-75. В 70-х он на нем междурядья в лесополосах обрабатывал. Тогда сосны, березы, карагачи, которые высаживали в заградительных полосах спасские школьники, были не больше метра высотой. А когда Александр вернулся из армии – деревья были уже большие.

После армии он водителем работал, возил механика Н. И. Телемисова. Вот это была школа для будущего фермера! В пору жесточайшего дефицита Николай Иванович был просто бог по добыванию-доставанию узлов и запчастей. Берет одно, меняет на другое, к агрегату приспосабливает. Не голова, а дом советов. А иначе в те времена такой большой совхоз техникой не обеспечишь. Как, впрочем, и сейчас.

Однако современный российский фермер должен не только в севообороте и экономике разбираться – он обязательно должен быть еще и «кулибиным». В мастерской у Алякина стоит не только токарный станок, но и сверлильный, точильный, деревообрабатывающий, есть собственный компрессор. И всем этим «технопарком» он владеет сам. В период подготовки техники к сезону за каждой запчастью не набегаешься. А уж в страду, когда погода в лучшем случае отводит 10-12 дней на посевную, да 10-15 на уборку – и вовсе каждая минута дорога.

Опытным путем фермер Алякин пришел к тому, что технику лучше покупать б/ушную. Цены на нее доступнее, да и служит она, увы, надежнее. И еще: вся техника у него дублируется. Случилось что-нибудь с трактором, комбайном – он тут же запускает «дублера», а потом только разбирается с агрегатом, вышедшим из строя. Вот и сейчас Александр приобрел два недорогие МАЗ-551. Случись что, в любой момент он нужный узел с одного автомобиля на другой «перебросит» – и снова в работу.

СОБСТВЕННЫЙ БАНК АЛЯКИНА

Куда только не бросала судьба Александра Алякина. После спасской 10-летки и Верхнеуральского СПТУ он работал шофером. И до армии, и после. А пока учился заочно на агронома, работал бригадиром, агрономом, управляющим в отделении и даже председателем товарищества в своей Ивановке. Принципиальный, неуемный, в начале 90-х он стал и вовсе неудобным ворующему начальству.

Ушел. И шесть лет работал агрономом в Ржавке. Каждый день ездил на работу туда, а душа болела, видя, как разрушается хозяйство родного совхоза, бывшего когда-то богатейшим.

Все это время Александр вместе с женой Татьяной, тоже уроженкой Ивановки, держал личное подсобное хозяйство. Оно семью и кормило. Сын Евгений и дочь Ирина тоже всегда были первыми помощниками. Женя и сейчас на выходные приезжает из Магнитки, чтобы отцу помогать, а на время уборочной каждый год берет отпуск.

В первое время семья Алякиных сама справлялась со всем ЛПХ. Но постепенно Александр Иванович стал брать на сезон работников, которых оформляет официально и делает за них все положенные отчисления в пенсионный фонд. Многие земляки за такую возможность Александру Ивановичу благодарны, ведь так они могут летом работать в поле, а зимой выращивать скот в личном подсобном хозяйстве. Практически с первого дня кормить бригаду помогает повар Любовь Ивановна Синицких.

На людей, которые поддерживают в том числе и финансово, фермеру Алякину тоже всегда везет. Кредитов он боится, как огня. Насмотрелся в 90-е, как одно за другим гибли фермерские хозяйства. Рынок обваливается, а кредитные-то ставки не падают. Элеватор тоже цены снижает, принятые объемы иногда чуть ли не до половины уменьшает. А если еще и неурожай…

– Новая техника – это, конечно, хорошо, – считает Алякин. – Но вот возьмешь комбайн, сеялки и все необходимые приспособления даже по-минимуму на 7-8 миллионов, плюс сумасшедшие проценты. Несколько лет все вырученные деньги будут уходить только на оплату кредитов. А если эта техника сломается? Да и на что каждый год расходники покупать?

Поэтому на элеватор Алякин зерно не сдает, да и кредиты старается не брать. Благо, у него много друзей, которые не раз выручали деньгами. С пониманием к сезонности фермерского хозяйства относятся и партнеры, откладывая его платежи на осень.

Все знают, что Урал – зона рискованного земледелия. Урожайным был год или нет – на следующий сезон все равно нужно сеять, полоть, проводить внекорневую подкормку и химобработку. Вот и приходится постоянно думать, считать, предпринимать. Одним словом, обеспечивать резерв.

И главным резервом для сезонного земледельческого хозяйства у Алякина стало хозяйство животноводческое. Вот «ясли» для КРС, где в отдельных клетях стоят около десятка коров с телятами, еще от трех вот-вот ждут приплода. В отдельном блоке живут два красавца-бычка с белыми кудрявыми челками.

В мини-свиноферме содержится тоже чуть более десятка голов. Для каждого возраста отдельная клеть, чтобы выдерживать правильный режим кормления. Малышей кормят чуть чаще, да молочком поддерживают.

– Вот это хозяйство и есть мой собственный банк, моя кредитная организация, – делится фермер. – Корма у меня свои. Свинья растет восемь месяцев, и если на какие-то выплаты или на покупку семян, запчастей срочно понадобятся деньги – я их возьму именно отсюда.

А КТО ЖЕ ЕСЛИ НЕ Я

Под раздачу Алякин не попал, как многие другие фермеры, выходившие из коллективных хозяйств и наделенные за это землей да техникой. Поэтому начинал с самого что ни на есть нуля. Необработанные поля, отсутствие денежного оборота. Первые урожаи кормов были от 6-ти центнеров с гектара.

Сегодня с учетом севооборота и выделения части земли под пары на некоторых полях он уже снимает до 20-ти центнеров. Выходит на обработку 700 га, из которых 600 отводит под зерновые вместе с парами, а 100 – под сено. В зимние месяцы фермер чертит и рассчитывает разные варианты расклада своих полей, пока не добьется, с его точки зрения, самой выгодной схемы.

Каждый год расширяя осваиваемую территорию, парами Александр начал заниматься только год назад. В минувшем же сезоне фермер выкупил у пайщиков 71 гектар земли. Но в основном его земля арендована у администрации поселения и у пайщиков, которым в качестве оплаты фермер выдает по 300-400 килограммов зерна пшеницы.

Когда семья Алякиных получала жилье в самом крайнем доме на улице, они и не предполагали, что это тоже – рука судьбы. Приватизировали землю сразу 50 соток. И все пригодилось. Здесь Александр разместил всю свою технику. Из того, что было, «слепил» мастерскую, куда поставил все станки.

А в прошлом году на этом участке фермер построил большой ангар. Осенью ангар служил как зерносклад, а к концу зимы, как только немного потеплеет, Александр переведет сюда всю технику – и будет готовить ее к посевной.

Но не только фермерским хозяйством занят Александр Алякин. Несколько раз подряд земляки выбирали его депутатом поселкового совета. Многие люди стараются избегать общественных нагрузок. Только не Алякин. Он убежден, что именно депутатская работа во многом стимулирует его активнее участвовать в жизни поселка и всего спасского поселения.

И с проведением новогодних праздников он старается помочь. И трактор с ковшом всю зиму у него стоит наготове. Как только выпадет снег – Алякин выезжает на расчистку ивановских улиц. Потому что никогда от работы не бегает. Все вокруг себя стремится только улучшать. И неустанно повторяет «А кто же, если не я!»


Рецензии