Мадам Адель

Отблеск фонаря казался  пятном в углу комнаты, где на старом диване виднелась Адель. Лёжа на спине и боясь возникновения спазма, она медленно сделала руками несколько круговых движений, этому упражнению её научил когда-то  учитель  музыки.  Как долго  она здесь?  Целую вечность. Каждый день, ежеминутно  она ждала, что Альберт  заберет её  из  этого мрачного места.
Воспоминания о счастливых   годах  прихлынули,  внося отраду.

Адель вошла в кафе, где обычно собиралась парижская богема.  Ее сразу узнали и позвали к себе. Художник в синей блузе говорил о своем видении света и цвета. Она обратила внимание на крупного лобастого мужчину, который молчал, в то время как присутствующие обменивались фразами,  спорили  или  непринужденно вели беседу.
- Не тушуйся, Поль, ты не на академическом экзамене, поверь, и на твоей улице будет праздник, - парень  подал молчуну рюмку абсента.

В кафе вошел маленький человек и направился в компанию.
- Анри, как дела? Когда ты покажешь твой новый шедевр?
- Пощадите! не все сразу. Я рад вас видеть, мадам. Не вижу Эрика и Клода.
- Они так оголтело обсуждали приколы музыкальных новинок, что потеряли голос, а у меня  от них до сих пор в ушах звенит.
- Порадую вас: ожидается появление кого-то из поэтов - символистов

Адель слушала разговоры, наслаждаясь артистической атмосферой.   Веселые, талантливые, каждый из них был  личностью.
Вернувшись к себе, она достала из ящика комода тетрадь и стала тщательно записывать  впечатления от проведенного вечера.
После полуночи вернулся отец и застал  Адель,   сидящую возле камина.
- Почему ты не спишь, дочка?
- Тебя ждала. Где ты был так долго?
- Ты прямо как твоя мать. Я был у друзей-литераторов. Говорили о моей пьесе.
- Какие прозвучали мнения? Ты ведь у нас талантище!
- Большинству собратьев по перу пьеса понравилась, но, признаюсь, мне  больше по душе, когда меня критикуют. Где-то под ложечкой рождается холодок, появляется азарт спорить, сопротивляться.
- Молодец, папа, я тоже могу дать отпор, если меня заденут.
- Ты возбуждена, Адель, посмотри-ка на меня. Глаза блестят, признавайся, тебе дали выпить?
- Все пили и мне бокальчик налили.…
- Ты пила абсент? …Ты с ума сошла, тебя нельзя! При твоих нервах алкоголь можно  приравнять к яду!
- Папа, я не маленькая!  Как мама поживает, ты был у нее?
- У твоей мамы все хорошо, она пуленепробиваемая. Сообщила мне, что я никуда не гожусь как отец. Расскажи мне, кто сегодня появился на творческом сборище?
- Туда пришел странный художник маленького роста, звали его Анри. Все восприняли его как манну небесную.
- Ага, Тулуз-Лотрек! Но что он делал в   нашем  районе? его место в Мулен  Руж, там  он  днюет и ночует.  Мне нравятся  его работы.  Анри   неповторим,  не стесняется бросить вызов красивости и манерности,  его уродливые  кокотки  вызывают сострадание, это сломанные судьбы, впрочим, как и у самого  художника. Он  несчастный   человек,   но каков талант!  Еще  кого-нибудь  запомнила,  мой  ангелочек?
- Там был художник в синей блузе,  все  звали   его Жорж.  Больше всего он говорил   с парнем ,  постой,   как же   его звали? Ах, да, Камиль!   Художник  с  артистической шеелюрой и  почти античным  профилем. 
-  Вижу,  он тебе понравился. Насчет Жоржа: Жорж Сера заядлый  спорщик    и оригинал, у него есть  будущее.  Что касается  Камиля Писсарро, то  он  непостоянен: он то  импрессионист, то вдруг увлекся пуантилизмом.  Могу представить,   как они поносили друг друга.  Наверное,  у окружающих  трещали барабанные  перепонки.   Кто-нибудь более  или менее  нормальный  там находился?
- Я обратила внимание  на  Поля,   он сидел,  суровый, молчаливый, в нем чувствовалась какая-то первобытная сила.
- Думаю, что это не Гоген,  того   сейчас нет в Париже. Наверняка   тебе удалось увидеть   Сезанна,  художника  из провинции,  он редко  бывает в столице. Некоторые считают его гением,  во всяком случае,  так высказался  Золя;  а теперь  и я   присоединяюсь  к его мнения,  ведь Сезанн сумел понравиться моей   доченьке. Аделюшка, пойдем  спать, это самый лучший выход из  всех  запутанных   ситуаций.   

В понедельник  Адель, не дожидаясь вечера,   появилась  в артистическом   кафе. Посетителей было раз - два и обчелся. В глубине зала она заметила лобастого молчаливого художника, сидящего в углу в красноватом свете бра. Она подошла, застенчиво спросила:
- К вам можно присоединиться?
Сезанн  вскочил, галантно придвинул стул:
-Пожалуйста, мадам,
- У вас что-то произошло? –  девушка обратила внимание на трагически сдвинутые брови  художника.
- Пожалуйста, не обращайте внимания,   я в порядке.
- Расскажите немного о себе, если   для вас  это возможно.
- Мне придется вернуться в Экс,   мои картины снова не приняли на выставку.
- Грустно. Но вы не сдавайтесь.
- Постараюсь. Я чувствую в себе силу и буду бороться.  Я обожаю Париж, но, увы, работать здесь мне не дано.
- Это грустно. В каком жанре вы пишете?
-  У меня пейзажи и натюрморты. Меня влечет природа, великая и непостижимая. Мало кому по душе полотна, когда, обуздывая свои впечатления, возвращаешься к стилю.
- Мне очень интересно с вами, - Адель улыбнулась, посмотрела прямо в глаза художнику из Экса.
- Спасибо. К  сожалению,  завтра меня уже не будет в Париже.

Воспоминания, воспоминания
На  празднике  в честь  дня рождения  подруги детства  Флер де Тур    Адель познакомилась с  молодым  офицером Альбертом П.  Он  отлично  вальсировал,    остроумно   шутил  и    улыбался   всем   присутствовавшим  дамам.
С тех пор Адель  постоянно думала о красавце  англичанине,  один  взгляд  которого   поверг   её  в трепет.   Подруга  свела  их.  Альберту льстило обожание красивой талантливой девушки,  они виделись  в различных гостиных,  он заигрывал  с ней,   бросал многозначительные  фразы,  томные    взгляды,    однако  черту  не переходил. 
Когда Альберт заявил, что их полк переводят в другой город,  Адель выпалила,  что поедет  за ним.  Дома  её ждала  буря, которую  устроили  отец и мать: 
-  Солдафон,   бездарь,  - бушевал отец,    -  послушай,  мать,  этот ловелас  умудрился  свести  с ума  нашу умную  дочь.  Где  твоя   гордость,  девочка?
Хлопнув  дверью,   он ушел  в свой  кабинет и   погрузился   в работу  над  новым романом.
Мать,    обняв  младшую   дочь,  плакала.

В комнату  лечебницы  вошел пожилой  человек  с густыми  седыми  волосами.  Адель  встрепенулась, спустила ноги  на пол.
- Здравствуй,  папа.
- Как ты,  доченька, тебя кто-нибудь здесь  навещает?-  отец протянул  кулек  с гостинцами.
- Я  никого не вижу из прежних  знакомых.
- Постой,   дочь,  я встретил  Флер,  и она  сказала,  что собирается  навестить тебя. 
 - Её   не было,  не настаивай, папа, тем более,  что   я не хочу ее видеть.  Только  Альберт приходил.
- Ты что-то путаешь, малышка,  Альберт сейчас далеко,  в другой стране,  я  точно  знаю.
- Он приходил,    мне неловко об этом говорить, но он остался   со мной  на     ночь…
- Как был одет твой гость,  какого цвета у него  глаза,  как звучал  его голос?
- Ты странные вопросы задаешь, папа,  я не понимаю…
- Девочка,   мне  хотелось бы услышать что-то конкретное о твоем кавалере.  Ты знаешь мое мнение о нем,   он   красивая  бездарность.     Не хватало только,  чтобы он стал играть  роль  привидения.   
-Папа,  я не желаю тебя слушать! –  Адель  заткнула  уши.

Почувствовав по голосу,  что у дочери сейчас  начнется   истерика,  отец тихо удалился.  Следующий его визит  проистекал  в спокойной   тональности.
-  Папа, я решила тебе отдать, – она достала из-под подушки толстую  растрепанную  тетрадь,   -   возьми,   это мой дневник.  Он  мне  теперь  не нужен, пусть  будет  у тебя.   

Зайдя в комнату   Адель,   доктор  вперил взгляд в    пациентку.
- Вы сказали отцу, что к вам приходил друг.
- Да,  а что в этом  ужасного?
- Успокойтесь.    Как долго продолжался  визит? И как часто друг  к вам приходит?
Адель призналась доктору, что Альберт   был у нее   несколько  ночей, она чувствовала его сильные руки,  его  поцелуи,   она любит  его,  и ей с ним   хорошо…
- У нас с Альбертом   давно  существует   ментальная связь,   я читаю  его мысли...  -  Адель порозовела   от нахлынувших   чувств.

Когда доктор покинул палату, Адель разрыдалась. Она поняла,что принимала желаемое за действительное,что посещения Альберта были лишь плодом ее воображения.  Она плакала от  нахлынувшей пустоты,   вдруг   осознав, что  не нужна  Альберту, он  никогда её не любил,  только разрешал  любить  себя.   Она не  нужна папе, который хотя и добр к ней,  но  витает  в  своем мире образов и  фантазий;    не нужна  доктору,   который внимателен,  исполняя  свою  работу.   
Подушка и часть простыни намокли от слез, и чтобы успокоиться, Адель стала считать белые и синие цветочки на обоях  у окна.

Однажды к ней пришел человек и сказал, что он от Поля, ласково посмотрел на нее и передал выполненный Полем её миниатюрный портрет.  Широко  распахнутые карие  глаза  на   нежном  овале лица, миловидная  девушка смотрела в мир, ожидая от него только хорошее.
Она пожалела, что отдала дневник отцу,   ей захотелось увековечить    этот удивительный  факт.
С   тех  пор  Альберт     к ней больше не приходил.


1.03.22


Рецензии
Ирина!

Прекрасный рассказ, очень увлёк меня.

Жму кнопочку.

С наилучшими пожеланиями,

Саша Щедрый   03.05.2023 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша!

Ирина Качалова   04.05.2023 07:19   Заявить о нарушении