На вираже Крыловича окончание
В июле 1943 года война переходит в новую фазу – стратегическая инициатива уже в руках Советской Армии. Это понимают все, в том числе и немецкие штабисты, которые, тем не менее, разрабатывают наступательную операцию – «Цитадель». В самой Германии дела обстоят уже не так радужно, как в начале войны. Союзники высадились в Италии, хваленая немецкая армия уже претерпела внутренние изменения. Теперь под ружье сгоняют всех. Пресловутый арийский тип непобедимого немецкого солдата уже разбавлен всеми национальностями. И только Геббельс продолжал вещать о непобедимости немецкого оружия, и Гитлер ему верил. Для большинства же немцев, Восточный фронт уже стал «страшным сном».
Железнодорожная магистраль Минск – Осиповичи еще оставалась артерией снабжения противника, стратегически важной базой вермахта. Здесь располагались склады важных грузов, формировались эшелоны, как воздух, необходимые на передовой.
Секретарь Могилевского подпольного обкома ЛКСМБ Павел Воложин после личной встречи с Федором Крыловичем весной 1943 года в своем донесении руководству сообщил: «Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по Осиповичам. Ф.А. Крылович – энергичный, инициативный и исполнительный. Вот что он проделал со своей группой за это время в Осиповичах: уничтожили 21 цистерну с горючим, 13 платформ. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции не работал 6 месяцев. При участии Федора в партизанские отряды было переправлено 52 человека. Парень хорошо знает работу подполья, условия конспирации, поставил перед ним ряд новых задач и основную – активизация практических действий, способных нанести урон фашистам».
В середине июля Воложин встретился с командованием спецотряда наркомата Госбезопасности БССР «Храбрецы», базировавшегося в Октябрьском районе Могилевской области. В отряде он получил две магнитные мины. Далее последовала цепочка передачи мин исполнителю намеченной диверсии. Со слов старшего научного сотрудника Осиповичского историко-краеведческого музея М.С. Саканцевой, мины Федору Крыловичу непосредственно передали Елена Пармон и несовершеннолетний Коля Потоцкий. Эти двое, вероятнее всего не осознавали, какой опасности подвергают себя, провозя на велосипеде корзину с минами через весь город. Николай позже попал под немецкую облаву и впоследствии был расстрелян фашистами в Бобруйском концлагере.
В ночь на 30 июля 1943 года электромонтера Крыловича в срочном порядке вызвали устранить неполадки с семафором в вагонном парке станции. Не использовать такую возможность Федор не мог. С невероятным риском для себя, спрятал мины в переносном ящике для инструментов, и в сопровождении охранника, отправился к нужному семафору. На станции в это время готовился к отправлению эшелон с горюче-смазочными материалами в направлении Курска. За время, отведенное на починку неполадки, Федору удалось прикрепить две магнитные мины на цистерны состава, готового в любой момент отправиться со станции. Причем прикрепил их в начале, и в конце эшелона. Предполагалось, что состав взорвется в пути следования.
Однако, поступило срочное распоряжение немецкого руководства железнодорожной станции, перевести эшелон на запасной путь. Этот же факт подтверждает в своей монографии «Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков. 1941–1944» П.К. Пономаренко. Описывая события, автор подчёркивает: «Из-за взрывов железной дороги, произведенных гомельскими партизанами, на станции Осиповичи скопился ряд поездов, в том числе один с горючим, два с боеприпасами, и один эшелон с танками «Тигр»».
Федор Крылович, насколько возможно, пытался предупредить людей работающих в эту ночь на станции, о сложившихся обстоятельствах, и предполагаемом взрыве.
Ночное небо озарилось. Над станцией взметнулся гигантский огненный столп. Осиповичи не один час трясло, как при землетрясении, а детонировавшие снаряды рвались и рвались. Пламя охватило депо, где находились составы. Казалось, горело всё – вагоны, техника, земля, даже небо. Оглушительные взрывы, разлетающиеся в разные стороны на сотни метров осколки и неразорвавшиеся снаряды, бушующий в разных местах огонь – всё слилось в сплошном смерче. Так продолжалось около 10 часов подряд.
В результате взрывов, боеприпасы были разбросаны по всей территории станции и за ее пределами. Для обезвреживания снарядов и бомб немцы вынуждены были затребовать пиротехников из Минска и Могилева. Отблески пожара долетели и до Берлина, последствия диверсии разбирались в немецком Генштабе. Отдельные генералы охранной службы были сняты со своих постов. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли, столь необходимые для немецкой армии эшелоны. Только на одни сгоревшие танки было затрачено порядка месяца работы германской промышленности.
Диверсия также имела еще один непредвиденный результат. Когда стали рваться вагоны с боеприпасами, разбежалась не только станционная охрана, но и те, кто охранял фашистский концлагерь, а его узники, в основном пленные красноармейцы, оказались все на свободе. Большинство из них, в последствии пополнили партизанские отряды.
После всего произошедшего на станции, ни Федор Крылович, ни его
единомышленники-подпольщики: Н.Потоцкий, А.Пискун, В.Ругалёв, А.Вышинский, В.Тимофеева и другие – не могли больше оставаться в городе. Они ушли в лес к партизанам, продолжая вести борьбу с фашистами.
Разведывательно-диверсионная группа од руководством Крыловича провела ряд успешных операций: 7 сентября был взорвал генератор железнодорожной электростанции; в ночь с 15 на 16, опять же в сентябре (Н. Потоцкий, Л. Верещагин, Ф. Крылович) на железнодорожной станции Осиповичи в вагонном парке уничтожили блокпост; 5 ноября (Крылович, Потоцкий, Пармон Елена, Курганович) взорвали трансформаторный киоск вагоноремонтного пункта в Осиповичах; 23 ноября – на минах, заложенных Н. Потоцким, взорвались две немецкие легковые автомашины. И все это было проделано в конце 1943 года.
При выполнении этих и многих других боевых операций, командир разведывательно-диверсионной группы 1-й Бобруйской партизанской бригады Ф. Крылович несколько раз был ранен, имел контузии. Именно эти обстоятельства и не позволили ему продолжить боевой путь в составе Красной Армии после освобождения Осиповичей.
В июле 1944 года Фёдора комиссовали, а спустя некоторое время он возвратился на железнодорожную станцию, где по-прежнему стал трудиться электромонтером.
В своем письменном отчете о проведенной им операции Федор Крылович сообщил: «В результате взрыва уничтожено: 8 цистерн авиамасла, 23–25 цистерн с бензином, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков «Тигр», 3 танка «Л-20», 10 бронемашин, 12 вагонов с продуктами, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад».
Диверсия Крыловича стала своего рода сигнальной ракетой к последовавшей вскоре «рельсовой войне», которая впервые в истории войны привела к единому замыслу ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории, которые были тесно связаны по времени с действиями Советских Вооруженных Сил. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» снизили пропускную способность железной дороги на 40%. Это срывало планы противника по накоплению материальных средств и сосредоточению войск, серьезно затрудняло проведение перегруппировок и в этом, безусловно, есть определенная заслуга Федора Крыловича.
За весь период оккупации, партизаны и подпольщики Осиповичского района пустили под откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2235 тонн горючего. Патриоты разгромили 13 гарнизонов и разрушили 17 километров железнодорожного пути, перебили 5306 рельсов, взорвали 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров телефонно-телеграфной связи.
Фёдор Крылович, безусловно, один из тех, кто рискуя собственной жизнью, внёс огромнейший вклад в срыв перевозок так необходимой тяжелой техники для успешных действий фашистской армии на передовой, приближая тем самым победу над врагом.
28 июня 1944 года в ознаменование освобождения Осипович, по Приказу Верховного Главнокомандующего Советского Союза в Москве был произведен салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Вечерняя Москва салютовала и в честь нашего героя Федора Крыловича.
Бывший офицер генерального штаба вермахта Э. Миддельдорф, спустя несколько лет после войны в своей книге – «Тактика в русской кампании», напишет: «Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра. Крупного успеха добились партизаны в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр».
Война закончилась. Люди налаживали мирную жизнь. По праздникам, мужчины надевали свои боевые награды, демонстрируя горожанам признание своих заслуг руководством страны.
Что должен был чувствовать в этой ситуации, Фёдор Крылович, не имеющий не одной награды до конца 1948 года?
В документах, касающихся партизанского и подпольного движения на территории Белоруссии, есть информация:М.С. Шведов, один из руководителей Осиповичского подполья, а также командир партизанского отряда Н.Ф. Королёв подавали рапорты о награждении Фёдора Крыловича Звездой Героя Советского Союза, в соответствии с категорией выполненных задач.
В декабре 1948 года указом Верховного Совета СССР, Фёдор Крылович был награжден орденом Ленина, в 1949 году – медалью «Партизану Отечественной войны».
Умер Ф. Крылович в 1959 году. Ему было только 43 года.
Гораздо позже, в 1970 году, в интервью популярному в Советском Союзе молодежному журналу «Смена» Пантелеймон Пономаренко, бывший первый секретарь ЦК КП(б)Б, в годы Великой Отечественной войны – начальник Центрального штаба партизанского движения, сказал: «Если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в июле 1943 года. Их взорвал комсомолец Федор Крылович».
Именем героя-подпольщика названы улицы в Осиповичах и Минске.
В 2009 году благодарные осиповчане, на собранные средства, при участии Белорусского республиканского союза молодежи, установили на железнодорожном вокзале мемориальную композицию с бюстом Фёдора Крыловича, как знак памяти о своем герое-земляке.
Смотрит сегодня Фёдор на грохочущие грузовые составы с военной техникой и ужасается. Что происходит с народом, заплатившим неимоверную цену за Великую Победу.
Свидетельство о публикации №222030101810