Когда обретаешь, теряя

Рецензия на книгу поэзии А.Товберга "Хронофагия"


Можно ли победить время словом, поймать его сетью из строк и увековечить? Или, наоборот, изувечить тем, что неуловимый поток мгновений мы расчленяем на отдельные открытки неверной памяти и волей-неволей даём имена, присваиваем ярлыки сбывшемуся и несбыточному?
Книгу поэзии «Хронофагия» Александра Товберга можно представить себе как одиссею в поисках утраченного времени (или, наоборот, обретённого?). Ведь если задуматься, то само время родственно поэзии, но ровно той самой – высшей – рождённой в отчаянии сохранить свою жизнь и свободе отречься от символов памяти ради чистого языка движения мира вокруг.
Стихи здесь переплетаются с прозой манифестов, стихи становятся вехами на пути, их проживаешь, будто ход времени, и помнишь, как вещие сны. О поэзии сложно говорить в тех или иных терминах, да и бессмысленно. На мой взгляд, поэзия – это молитва, слова которой повторяешь как оберег от хаоса, от безжалостности времени, веруя, что именно эти слова помогут тебе пережить и дождаться, отпустить и простить, понадеяться и обрести свою жизнь – настоящую, искреннюю, прожитую, наполненную.
Наше время – как дьявол – в деталях, и в стихах Александра Товберга, глубоко личных, открывается современность как единое поле для многих. И в этом суть – когда личное становится общим переживанием, обретает масштаб «героя нашего времени», в котором каждый способен узнать себя, свои надежды и разочарования. Когда слова одного человека перерастают его личную судьбу и превращаются в некий срез, образ, слепок – если не эпохи, то значимого для всех нас периода современности. Такие стихи способны передать само свойство времени – непреходящее в преходящем, а значит, и сохранить его для тех, кто придёт после нас.

Маргарита ПАЛЬШИНА. Журналист, писатель, лауреат Премии Золотое перо Руси.


Рецензии