Гранатовый браслет. Еще одна версия событий. 5

- Так, - повторила я, уже сомневаясь, не послышался ли мне разговор о сердце, о человеческом организме? Баба Оля ехидно улыбалась, не делая ни малейшей попытки объясниться, уши Володи пламенели, он уставился в пол и виновато сопел, как напрудивший лужу щенок. - Что здесь происходит? - я поняла, добровольных объяснений от них не дождешься.
- Что именно тебя интересует?
- Почему вы говорите так, как... - я чуть не сказала, как нормальный, адекватный человек.
- Ну, ну, как...?
Умела она вывести меня из себя! Я закричала:
- Что вообще тут происходит? Кто вы на самом деле? Зачем вы меня сюда заманили? - последний вопрос прозвучал жалко и театрально! Баба Оля тут же расхохоталась.
- Заманили! Сокровище ты наше! Тебя и на органы не продашь! Сама пришла не помнишь?
- Браслет отдайте!
- Пожалуйста!
Бабка встала, достала из шкатулки браслет и положила его на белоснежную скатерть. Я опешила. Чего угодно ожидала, только не такой покорности.
- Забирай, что же ты?
Осторожно, опасаясь подвоха, я взяла браслет, повертела его, вроде бы мой, вроде бы ничего с ним не сделали.
- Боишься?
Вот старая карга! Она мысли читает!
- Оля, у тебя все на физиономии написано! Смело надевай браслет и садись, сейчас я тебе травок заварю.
- Нет! Сначала объясните.
- Что?
Я не знала, злиться или плакать, поэтому попыталась воззвать к своему и их разуму.
- Все. Кто вы такая, кто он такой, что это за представление с травами и прочим.
- Наконец-то связная мысль! А то ворвалась, требуешь чего-то, сама не знаешь чего... Володенька, дружок, завари ты травы, разговор долгим может получиться и...
- Ничего пить не буду! Ваши травы, как свисток зайцу, только внутренности в клубок сворачиваются, я вообще...
- Где твои ходунки? - перебила меня бабка.
- Что?
- Ходунки где? Быстро отвечай! - она хлопнула ладонью по столу.
- Они... я... не знаю, вроде бы в комнате стоят, я не помню, - до меня внезапно дошла простейшая мысль: я давно ими не пользуюсь! Я даже не помню, когда я просто вышла из дома сама, без этого удобного приспособления, в городе удобного, а здесь они помогали, конечно, но и колесики постоянно то застревали в траве, то в ямки проваливались, и я решила... Нет, я вру сама себе, ничего я не решала, просто когда я смогла ходить сама, я о них забыла! Эта "новость" огорошила меня! Я хожу сама! И до дома бабы Оли добираюсь без привалов! Да, что же творится в моей голове! Я ничего не анализирую, не понимаю, не осознаю, что мне стало намного... лучше?
- Мне стало лучше? - глупо спросила я у бабы Оли и Володи. Они кивнули. - Но почему? Как? Вы действительно ворожея? Отвар волшебный?
- Ох, дурочка! Не буду кур оскорблять, у них мозги покруче твоих замешаны будут, - баба Оля так покраснела от смеха, что мне за нее страшно стало, еще инсульт нахохочет, - намеков ты не понимаешь, садись и слушай, объясню все, как недоумку.
- А вы сама кто...
- Тебе что в первую очередь объяснить: про тебя или про меня?
- Про меня, пожалуйста.
- Ишь, какой вежливой стала! Взглядом не испепеляешь! Не дуешься и не злишься! Идеальная пациентка!
Я хотела ей сказать, что я не такая уж и идеальная и желала ей таких пакостей, что самой страшно, но она строго взглянула на меня и я решила высказаться попозже. Интересно стало, чем же меня поили таким чудодейственным.
- Олечка, признаюсь, Володя показал мне схему вашего лечения и я...
- Ты рылся в моих вещах? - выцарапать бы этому милому мальчику глаза!
- Вовсе нет! Вы сами мне лист назначений дали, а потом на столе оставили, я просто сфотографировал, - Володя так сильно обиделся, что мой гнев растаял, мне тут же стало стыдно.
- Извини.
- Я продолжу? Кстати, Оля, я бы на твоем месте, Володю очень благодарила, он настоял на твоем лечении, я бы не стала помогать, уж сильно ситуация была плоха, но он увидел шанс и уговорил меня. Теперь я уже уверена: из мальчика получится превосходный диагност! Видите ли, мои дорогие, это редкий дар, умение пользоваться не только знаниями, но и интуицией, которую, конечно же можно объяснить с научной точки зрения, но...
- А можно про Володю чуть позже?
У меня закружилась голова и я почти упала на стул. Баба Оля сочувственно, так мне показалось, посмотрела на меня и кивнула, а я поразилась, как она изменилась: внешне все та же деревенская бабка, но взгляд другой! Глаза такие... другие. Я не знаю, как описать изменения. Ее взгляд был просто хитрым, пронзительным, а стал добрым и понимающим. Нам все время твердят: глаза - зеркало души, и эта фраза так часто повторяется, что уже никто и не обращает на эту мудрость внимание, а я, посмотрев в бабы Олины глаза, вдруг и увидела ее душу. Всепрощающая и милосердная, так мне подумалось.
- Кто вы?
- Тебя не поймешь! То про себя, то про меня. Ладно, все связано. Расскажу, как есть. Ты пока травки пей, не бойся, ничего такого там нет. Сбор для хорошего настроения и немного полыни для аппетита. Он лучше стал? Аппетит? Прекрасно!
Баба Оля довольно потерла руки и все-таки начала свой рассказ. Я пила отвар и старалась даже дышать потише, чтобы услышать каждое слово. Я чувствовала, что ее рассказ будет безумно интересным.
- Мой батюшка был врачом, еще старой школы, когда диагноз ставили, не глядя в результаты анализов. "ГПУ - глаз, палец, ухо - вот главные инструменты хорошего врача, а еще внимательность, память, глаз зоркий и умный, заметь! А также способность анализировать, думать", - так говорил мне батюшка. "Внимательно смотри, как пациент входит в твой кабинет, но еще внимательнее, буде такая возможность, смотри как он выходит из больницы! Почему? Потому что в каждом человеке погиб великий актер!"
- Все врут? - я не удержалась, перебила, но баба Оля не обиделась и охотно ответила.
- Нет, не все и не всегда. Могут неосознанно желать угодить врачу и тогда соглашаются со всем, что им говорят. Тут больно? Да! А тут? Тоже да. Лишь бы врач остался доволен. Есть такие, кто врет специально, а куда без этого? Вот батюшка и советовал мне выглянуть в окошко и посмотреть, как же недавний умирающий выходит из подъезда. Батюшка часто принимал больных у нас дома и мы с ним вдвоем внимательно наблюдали за посетителями, как они выходят, насколько быстро, или же с трудом, как идут, в общем, немножко играли в Шерлока Холмса и тоже разыскивали крайне опасного преступника - болезнь. Был у нас и помощник, свой доктор Ватсон, можно сказать. Наша овчарка Вольф. Нюх у него был необыкновенный и когда он приветствовал человека рычанием (то есть защищал хозяина от больного), батюшка мрачнел. У Вольфа был нюх на умирающих, пусть даже и чувствовали они себя неплохо и были вполне полны сил, как казалось окружающим. Но собака чуяла запах смерти.
- Мистика какая-то! - снова не удержалась я.
- Абсолютно никакой! Каждая болезнь имеет запах, даже приближающийся инсульт пахнет, а уж про диабет и вовсе молчу. Беда в том, что мы - люди, не чувствуем этот грозный аромат, а вот собаки... Да и то не все. После кончины Вольфа батюшка снова взял овчарку, редкостный добряк нам попался, назвали его почему-то Мишкой и вот он за конфету мог пустить в квартиру любого больного, хоть сама Хозяйка с косой явилась бы, он бы лишь хвостом повилял. Как мы не пытались "уговорить" его помогать нам, ничего не вышло. А вот Вольф был талантом. Да, да, представьте себе! Гениями рождаются не только люди, но и собаки!
- А кошки? - я вспомнила Чижика, который согревал мне ноги и сердце.
- И кошки, конечно, - улыбнулась баба Оля. - Вот так я и начала свое учение, которое и до сих пор не прекратилось! Как же я люблю учиться, ты себе не представляешь! А уж сколько нового сейчас! Жаль, соображаю уже не так хорошо. Старость. Вот какую болезнь бы победить! Возможно, у Володеньки получится!
Володя еще гуще покраснел.
- Ты врач? - мне все еще было немного неприятно, что он не то, чтобы рылся в моих вещах, обсуждал мою болезнь с бабой Олей, сплетничал. Я тут же заругала себя. Как можно так думать о человеке, который, как я поняла, спас мне жизнь.
- Я бросил институт, думал, не получится из меня медик, но встретил бабу Олю и...
- Он раскусил меня примерно также, как и ты! Я сражалась с одним трудом по иммунологии на немецком, некоторые слова просила гугл перевести, а тут Володя под окном своего кота искал, услышал и...
Я не думала, что меня хоть что-то может удивить больше Хьюстона! Но баба Оля постаралась, она знала, что такое гугл! Мне стало даже страшновато, что еще я могу услышать?
- Услышал и...?
- И я, как красиво пишут в романах, открылась ему! Смогла побыть самой собой! Ох, Оленька, ты бы знала, как тяжело играть роль днями напролет! Я ведь в юности разрывалась между медициной и театром! Выбрала врачебное искусство, там тоже много игры и притворства, не только пациенты играют, врачи тоже! И думала, даже в любительском театре никогда не сыграю, но жизнь удивительна и непредсказуема и теперь эта деревня - мои зрители и каждый день я выдаю им представление! Поначалу было интересно и весело, потом утомительно. Хотелось поговорить искренне, не играя, но репутация вещь капризная. Одно слово может ее разрушить, а я хочу здесь дожить до своего конца и мне важно, чтобы ко мне относились именно как к лекарке - противной, строптивой ворожее.
- Но почему?
- Так намного проще. Не надо объяснять, почему я вышла на пенсию и приехала из Москвы сюда, где меня никто не знает.
- Почему именно сюда?
Наш разговор начал напоминать допрос, но я не могла сдержаться, мне было невероятно интересно.
- Потому что я поступила почти как в кино. Ткнула пальцем в карту.
- С закрытыми глазами?
- Конечно! Иначе, какой смысл?
- И почему вы переехали сюда из Москвы?
Баба Оля рассмеялась:
- Какая ты любопытная! К сожалению, я вырастила хороших врачей, но неблагодарных детей. Когда мне стукнуло пятьдесят пять, а я еще была бодра, полна сил и продолжала работать, они почти приказали мне продать батюшкину квартиру, себе купить однокомнатную на окраине, а остальное отдать им. Они молодые, им нужнее.
- И вы согласились? - я представила себе большую квартиру, наполненную воспоминаниями, тенями, призраками прошлого и мне стало невероятно ее жаль. Я прекрасно знала, что сейчас может сделать ремонт с хрупкой стариной.
- Нет! После моей смерти пусть делают, что хотят, я им так и сказала. Сдала хорошей женщине одну комнату, все остальные заперла и уехала. Езжу в Москву раз в год, гуляю по городу, несколько дней живу в квартире, вспоминаю прошлое и возвращаюсь сюда. С детьми иногда говорю по телефону. Они делают вид, что переживают. Катерина наверняка тебе про денежный заговор говорила, так? - неожиданно она сменила тему.
- Да, - я не успела прикусить язык.
- Это деньги за аренду квартиры, не заговоры и не денежная жаба, но ты ее не разочаровывай, не надо! Люди любят сказки! Пусть думают, что у них под боком живет страшная ведьма! - баба Оля скорчила зверскую физиономию, я засмеялась и, странным образом, только тогда и смогла поверить во все происходящее.
- Значит, вы - врач на пенсии и лечите людей дедовскими методами? А как же травы, заговоры?
- Оля, Оля, не разочаровывай меня! Ты же умная женщина! Во-первых, не дедовскими, батюшкиными, а во-вторых, я просто помогаю людям. Травы самые обыкновенные, пойди в лес, нарви, брось в чай, пей, наслаждайся. Змеиные языки не сушу, жаб не фарширую. А вот расспросить, посмотреть, осмотреть внимательно, вдумчиво могу. Ты и сама не знаешь, насколько "разговорчиво" твое тело! Оно болтливо, и опытному глазу сразу станет понятно, что не так с человеком.
- Хотите сказать, анализы совсем не нужны?
- Ну, что за крайности! Хотя, иногда, результаты анализов - это деревья, за которым не видно леса, то есть самого больного. Лечить надо не болезнь, а человека, понимаешь? Ведь твоя печень не просто так, сама по себе висит в сейфе в твоем правом боку, она связана со всеми органами! Ты сама подумай! Вот ты - архитектор, если в подвале дома вода будет, только подвал пострадает?
- Нет, конечно, но вы слишком утрируете!
- Зато понятно.
- А зачем вы мой браслет забирали? - я почему-то очень хотела услышать нечто магическое, необычное. Может быть она все-таки колдовала над моим браслетом?
- У тебя глаза были мертвые, тусклые, тебя надо было расшевелить.
- Расшевелить?
- Да. Вот скажи, ты хотела выздороветь?
- Да.
- Зачем?
- Чтобы дальше жить.
- Расплывчато. Еще зачем?
- Девочек вырастить, внуков понянчить.
- Далекие цели. Тебе нужно было зацепиться за жизнь здесь и сейчас, понимаешь? Ты сама себя приговорила, дала телу команду на умирание.
- Неправда! - мне стало обидно. Послушать ее, так я и не болела вовсе, а так, придумала себе нечто.
- Правда. Ты, твоя семья, врачи... Скажи, тебя раздражало, что они все с постными, тревожными физиономиями вокруг тебя скакали? Провоцировала их на эмоции яркие, живые?
Она попала в точку, но признавать мне это не хотелось. Я промолчала.
- Ты сама не замечала, как все время поглаживала браслет. Он много для тебя значил, вот я и решила, что здоровая злость на мерзкую бабку обманом отнявшую браслет, тебя взбодрит.
- Говорят, злость - разрушительная эмоция, - я все никак не хотела признаваться себе, что баба Оля немножко права.
- Правильно говорят, но тебе нужна была любая сильная эмоция, чтобы хорошенько встряхнуть тело, изменить программу, чтобы дать команду на жизнь. Ты не двигалась, не жила, прозябала. Поэтому я и велела тебе приходить и по вечерам. Ты не поняла, что я просто заставляла тебя ходить?
- Нет, - как же я была глупа и слепа! Мне стало стыдно. - А таблетки?
- А что таблетки? Их надо принимать, я тебе это внятно сказала. А организму надо дать время и силы на восстановление. Знаешь, в математике есть такая формула или просто выражение, я не знаю, как правильно сказать: горизонтальная стрелка и знак бесконечности. Расшифровывается, как "стремится к бесконечности". Вот так и наши тела стремятся к здоровью. Им всего-то надо помочь, а иногда просто не мешать.
- Вы хотите сказать, что мои родные своей заботой мешали мне? - я снова на нее разозлилась, теперь мне уже было обидно за девочек и Костю.
- Ольга, а зачем ты сюда приехала?
- Спокойно умереть, - я ляпнула правду, не думая о последствиях.
- Вот ты сама и ответила на свой вопрос. Да, они тебя затиранили любовью и лаской, тревогой и ожиданием неизбежного. А тебе нужно было, чтобы с тобой обращались, как с немного приболевшим человеком. Ты такая по натуре, боец, тебя почти задушили их пляски.
Я допила горький отвар и встала. Володя и баба Оля выжидающе посмотрели на меня.
- Твой ход! - хихикнула вредная бабка, снова вживаясь в роль.
- У тети Кати сегодня день рождения, она напекла пирогов и курник уже должен быть готов. Пойдемте с нами, Ольга Константиновна, отпразднуем!
Ехидная лекарка встала из-за стола, подошла ко мне, крепко обняла и шепнула на ухо:
- Спасибо, милая.
* * *
Так и закончилась эта история и немедленно началась новая. Моя новейшая история, которая длится и поныне. "Устойчивая ремиссия" - был вердикт удивленных врачей. Да, они не думали, что когда-нибудь увидят меня бодрой, на каблуках, в новом платье и с дерзкой стрижкой. Я же была уверена в себе, в своих силах и в том, что ее величество опухоль отправлена в ссылку. Надеюсь, она оттуда не вернется, но если вдруг это случится, я буду во всеоружии. Я не жду ее, но знаю: на самом деле, она не королевская особа и с ней можно не церемониться.
Мне стало интересно, почему люди считают себя бессмертными и нужна именно встряска, грань, прогулка по острию бритвы, чтобы понять: мы все смертны и никто за нас не проживет эту жизнь, не исполнит мечту, не будет любить или ненавидеть.
Мне понадобилось напиться мутного бульона из слабости, безысходности и тяжелой болезни, чтобы я решилась исполнить мечту детства: встретить Новый год в старом деревенском доме в кругу родных и друзей, чтобы первыми поприветствовать Деда Мороза с мешком подарков еще таким большим, что можно выбрать все, что твоей душе угодно: моему дому - новую веранду, бабе Оле - роскошный гранатовый браслет, тете Кате - меховую тужурку, Костику - велосипед, мне тоже велосипед, девочкам по платью, Володе - хорошую бритву, а также неожиданный визит взволнованных родителей (этот негодяй звонил им раз в месяц, скрывая, где он и что с ним, ох уж эти юношеские кризисы!), а лучшей подруге Таньке... Что же подарить человеку, который и заварил всю эту кашу? Чем можно отдарить свою собственную жизнь? Ответа на этот вопрос у меня нет. Пока нет. И мне это нравится. Сама не знаю, почему. До Нового года еще есть время и, возможно, я встречу какую-нибудь коробейницу, у которой и куплю подарок лучшей подруге. Подарок столь же прекрасный, как и мой гранатовый браслет.
©Оксана Нарейко


Рецензии