интервью Молодежной газете
С писателем, поэтом Ниной Турицыной (Ниной Тур)
беседуем о ее новой четвертой книге, о литературе и о многом
другом.
- Нина, расскажите о вашей новой книге.
- Она называется «Модная кража», в нее вошли 11 рассказов и
детективов, а также мемуары о знаменитых людях из первых рук. Она
издана в конце 2021 года в Санкт-Петербурге при поддержке
Союза российских писателей и Министерства культуры РФ.
У меня уже целый цикл детективов с одним протагонистом. Он, Виктор Черкавин, сыщик-любитель, поскольку сам пишет детективы, черпая сюжеты своих историй из реальной жизни.
- Вы тоже берете свои сюжеты из жизни?
- Как сказать. Если бы я описывала работу милиции – это были бы не детективы, а фантастика. На встречах с читателями обычно нравится, когда я в шутку говорю: Как пишу детектив? Беру обычную историю и добавляю к ней убийство.
Конечно, это не совсем так. Главное, почему это совершено? Простые бытовые случаи что ж описывать? Это мы и так видим каждый день. Интерес читателя - к психологии. Почему кто-то решился на преступление? У меня есть рассказ, где героиня вынуждена совершить убийство. Страшная история, но сюжет подсказан жизнью.
Дмитрий Быков верно говорит, что сейчас век детектива – интересно разгадывать, чем дело кончится. Потому даже в обычных рассказах у меня всегда неожиданный конец, который на поверку оказывается логичным. Увы, часто ли мы можем представить, к чему приведут наши действия…
- Чем отличается четвертая книга от предыдущих?
- Первая была – «Белое на белом», тоже детективы и рассказы. Тогда я принесла свой первый рассказ в Бельские просторы, и его взяли. Потом были публикации в журналах Юность, Аврора, Невский альманах, Урал, Волга, Сибирский огни. Вторая «Средство от измены» - название по реальной истории очень знаменитой женщины. В ней я проанализировала три разных решения вопроса измены, и лишь в четвертом случае она нашла единственно верное.
Третья – «Русская парижанка» - знаменитая уфимка, прожившая первые 27 лет в Париже и затем в 1953 приехавшая за мужем в СССР.
Почему «Модная кража»? Потому что нынче такими кражами занимается Интерпол, настолько они стали модными!
Вторая часть нынешней книги – мемуары о знаменитых людях, ценность их лишь в том, что они – из первых рук.
Согласна с Михаилом Веллером, который говорит, что сегодня писатели боятся затрагивать нынешнюю реальность и больше тяготеют к описанию прошлого. Есть блестящие образцы такой литературы! Но когда у Водолазкина средневековый врач – действие происходит на Руси в 1470-х -
герои говорят:
- Что до спасения души, то эту информацию я тебе предоставлю тет-а-тет.
-Он подумал, что я его кинул.
- Дитя умрет? Мне нужна консультация.
- Вас, засранцев, ознакомлю со следующими фактами.
- Если собираешь замерзающие элементы на моей территории, ничтоже глаголю…
Это не анекдот - есть фото страниц книги. Кстати, получившей премию.
- На ваш взгляд, способна ли сегодня литература менять жизнь?
- А как же! Ведь мы суть ( суть в данном случае – мн. число от есть) то, чему нас научили, что мы прочитали, что увидели в кино, театре, музеях. Этот феномен давно известен и пример его приводит Быков ( ведь он еще и учитель в школе) : В самых диких классах, в которых никто не хочет работать, я начинаю говорить о чем –то интересном и на очень хорошем литературном языке, и через несколько уроков они начинают говорить так же! А литература и меняла жизнь. Пример: после романов Диккенса начались судебные реформы и улучшения в работных домах. А после чеховского «Острова Сахалин» многое изменилось на этой страшной каторге.
- Можно ли сейчас говорить о конце культуры?
-Когда-то культура была элитарной. Современная культура уходит в массы и неизменно становится массовой. «Труба пониже, дым пожиже», но гораздо шире. И этот процесс не остановить. Мне кажется, не надо обзывать интернет большой помойкой. Открыты огромные пласты информации. Мы жили в особой стране, которая от всех была закрыта железным занавесом. Париж, а тем более Нью-Йорк были дальше Луны. Мы о своей стране знали только то, что разрешали знать. Тут Сталин и иже с ними был гением. И это до сих пор тянется с тех времен. Особая страна. «Умом не понять, аршином общим не измерить»… Поэтому такой острый интерес к историческим романам. Люди хотят докопаться до корней, до причин! Слава богу, возможностей стало больше.
- Благодарю за интервью. О творческих планах теперь не принято спрашивать, потому просто пожелаю Вам в них успеха.
- Спасибо!
Свидетельство о публикации №222030100337