Незримо рядом

Дом Инессы Ильиничны Куликовой в Острогожске Воронежской области помню только полным гостей, душевных разговоров и стихов. Хозяйки уже нет более 15 лет. Не названивает она острогожским поэтам, приглашая на очередную встречу с читателями и почитателями, не спешит со своими стихами на воскресное занятие литературно-музыкального объединения «Острогожские родники», не несет заметки о хороших людях в районную газету, не «пробивает» чье-то доброе начинание.
Строитель по профессии, она никогда не ограничивалась только выполнением служебных обязанностей, ее интересы всегда простирались чуть дальше: написать стихи в стенгазету, заметку в районку, выступить в концерте, организовать субботник, разделить с кем-то заботы, горе.
Мы познакомились с ней в редакции районной газеты на занятиях «Острогожских родников». Ее не устраивало то, что самодеятельные поэты просто собираются и читают друг другу стихи. Она всегда считала, что поэты должны «идти в народ». Она не стеснялась называть себя «заказным поэтом» - писала стихи на злобу дня. Относительно поэтических способностей у Инессы Ильиничны не было высокого самомнения. Конечно, она радовалась, когда ее стихи публиковались в районке, в областных газетах, когда встречала свою фамилию среди авторов стихотворных сборников.
В 2001 году ей удалось за свой счет издать небольшой сборник стихов, озаглавленный «Родной причал». Разные по уровню произведения вошли в него. Очень много стихов политизированных, что настоящей поэзии всегда вредит. Есть даже обращение к «поэту, который вне политики». Но есть и очень сильные образы. Вообще из всего творчества Инессы Ильиничны мне лично нравятся два стихотворения, которые я приведу полностью. Первое стихотворение – это пародия на известные строчки Виктора Бокова:
Часто сижу я и думаю:
Как мне тебя называть?
Добрую, скромную, милую,
Как мне тебя величать?
Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай,
Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.
Острогожская поэтесса на раздумья героя стихов ответила так:
Ты мне все ищешь название.
Ах, не ищи, не трудись!
Встань лучше в порушку раннюю
Да за работу возьмись.
Выгони в стадо коровушку,
С тяпкой пройдись по меже,
А как поднимешь головушку –
Солнце высоко уже.
Ты собери малых детушек,
В ясельки их отведи,
А вечерком не разгуливай,
В лавку за хлебом зайди.
Да не забудь, моя зоренька,
В кухне розетку прибить,
Не позабудь, мое солнышко,
В погребе люк починить.
Вот я б тогда и поверила
В то, что ты любишь жену,
Ну а пока тебя, мерина,
Словом другим помяну.
Второе стихотворение посвящено самой популярной картине великого острогожца Ивана Крамского «Неизвестная»:
Женский портрет в позолоченной раме
В доме, где люди, тепло и уют,
Призрачный город в морозном тумане.
- Кто вы, сударыня, как вас зовут?
Ах, да не все ли равно, в самом деле,
Важная дама, актриса иль кто!
Необъяснима, чиста ее прелесть
В строгом параде дворцов и мостов.
Вид неизвестной и свят и порочен.
Гордость осанки и взгляд сверху вниз…
Полуприкрыты прекрасные очи
Тенью опущенных темных ресниц.
Скрыты страданья под маскою гордой,
А у самой будто слезы блестят,
Только движенья спокойны и тверды
Да безупречно изящен наряд.
Многих красавиц воспели поэты,
В песнях прославили их имена,
Много красавиц живут на портретах,
А «Неизвестная» все же одна.
Вся переменчива, призрачна, нежна,
Милой загадкой осталась навек:
Словом неслышным, движеньем небрежным,
Вечной красой покорен человек.
Когда эти слова положили на музыку, получился прекрасный романс, который исполняется на острогожских праздниках.
Инесса Ильинична была инициатором издания альманаха «Острогожские родники», который получил высокую оценку литераторов-профессионалов и стал визитной карточкой местной литературы. А ведь сколько понадобилось кропотливого труда, терпения, чтобы собрать под одну обложку произведения авторов, разных по возрасту, характеру, таланту. Нужно было отобрать самое лучшее, нужно было объяснить каждому автору, почему не все, что он хочет поместить в альманах, достойно этого.
Инесса Ильинична открыла острогожским поэтам путь в областной авторский клуб «Созвучие», где состоялось их знакомство с коллегами по творчеству из разных уголков Воронежского края. Благодаря завязавшейся в клубе дружбе, острогожцы стали участвовать в поэтических фестивалях соседних районов: «Воронцовая Русь» в Каменском, «Калитвянский причал» в Россошанском, «Батька Дон» - в Павловском.
Когда на рубеже 80-90-х годов страну понесло под откос, редакции острогожской «Новой жизни» стало не до самодеятельных поэтов. И именно Инесса Ильинична своей неугомонностью смогла сберечь «родники», собирать их там, где принимали, привести в литературную группу молодежь.
Не коренная острогоженка, Инесса Ильинична искренне полюбила город, в котором довелось прожить большую часть жизни. Этому городу посвящены многие ее стихи. Много лет всех приезжающих сюда со стороны соседнего Россошанского района встречали слова: «Острогожск, ты – часть моей России». Это первая строчка стихов Инессы Куликовой. Эти стихи благодаря сотрудничеству поэта с самодеятельным композитором Николаем Ковровым стали песней, мелодия которой почти 20 лет открывала передачи местного радио.
Несколько лет Инесса Ильинична была ведущей острогожских радиопередач. Это были годы растерянности всего общества в связи с резким поворотом нашей страны к капитализму. Приспосабливаться к новым еще не выработанным правилам жизни или цепко держаться за старый уклад, явно рушившийся – каждый решал для себя. Инесса Ильинична свято верила в скорый возврат социализма и СССР. Ее чисто советские радиопередачи явно диссонировали и с тем, что говорилось вокруг и с тем, что вокруг творилось. Очень кстати для недовольных содержанием радиопередач подоспело не столько право, сколько обязанность Инессы Ильиничны уйти на заслуженный отдых. Но отдыхом ее дальнейшую жизнь можно было назвать условно. Все время посвящалось общественной работе: все те же «Родники», депутатство, поручения от КПРФ, заседания женсовета, концерты, встречи с интересными земляками, сотрудничество с районной газетой.
Нельзя сказать, что жизнь ее оборвалась внезапно - просто с определенного времени она стала быстро угасать. В одно из воскресений дочь Инессы Ильиничны – Людмила обзвонила всех «родниковцев» и попросила прийти. Мы стояли у постели больной. Она еще дышала и, наверное, слышала. Мы говорили ей теплые слова и понимали, что прощаемся со своим лидером. Через два часа Инессы Ильиничны не стало. И теперь острогожские поэты встречаются с ней, листая подшивки районной газеты, перечитывая альманах «Острогожские родники», да и на всех их встречах она незримо рядом.


Рецензии
Светлая память об Иннесе Ильиничне!

Спасибо, Слава.

С ВЕСНОЙ всю ВАШУ семью.

Леонова Еленушка   01.03.2022 22:23     Заявить о нарушении