Истоки фамилии
В Индии есть разрушающий препятствия бог мудрости Ганеша. Ганеша, как правило, изображается четырёхруким богом, держащим предметы-символы: топор (отсекающий привязанности к объектам материального мира, он же символом власти), аркан, или крюк (необходимость уметь обуздывать свои эгоистичные желания), трезубец (олицетворяющий власть), лотос (символ духовного просветления), сломанный бивень в правой нижней руке. Количество рук на его изображениях может быть от двух до шестнадцати. Но этот Ганеша никак не связан с моей фамилией. Но, наверное, в Индии я бы вызывала интерес местных жителей.
Откуда такая интересная фамилия, задумалась я лет 7 назад. Мне ответили родственники, что из Москвы. И я стала искать. Первыми, конечно я нашла купцов Никиту и Василия Ганешиных и их маму Губкину Матрену. У Ганешиных был свой дом на Девичьем поле, а потом и фабрика и училище для работников.
*Считается, что девичье поле названо по Новодевичьему монастырю, к которому эта местность примыкала и которому была пожалована царским указом 1685 года. Однако, по другим источникам, в частности, согласно ЭСБЕ, «местность получила название от того, что здесь во времена монгольского ига отбирали девушек, отправляемых вместе с данью к татарским ханам». Все эти данные я легко нашла через онлайн библиотеки, т.е. в печатных изданиях.
И связаны они узами брака и родством со многими фамилиями известными и в Калуге и в Москве. Например фамилии: Доммановы, Алексеевы, Губкины, Кузнецовы, Рябушинские, Баклановы, Писаревы, Лонгиновы, Шервуд, Поповы (с. Воскресенское), Гравины, Костромнины, Расторгуевы, Дрогобужниковы, Коншины, Слободские, Серебряковы, Вишневские, Сакулины, Решетниковы, Земцовы.
Родоначальник известный мне - Григорий Тимофеевич (Трофимович?) Ганешин 1722г.р. женатый на Дрогобужниковой Домне Фёдоровне.
Фамилия – это наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
Зная историю своих предков, род деятельности и места их жительства, можно найти и историю фамилии.
Была когда-то у наших предков традиция давать ребенку 2 имени. Одно которым крестили-церковное (в честь какого-то святого), второе, которым называли – нецерковное. И оно могло быть: «Козел», «Волк», «Медведь». И смеяться над таким именем не стоит. Ведь называя таким именем ребенка, родители хотели его наделить и качествами животного, например, ловкостью и силой, здоровьем. Крестильное имя было тайным, в честь какого-то святого, который считался покровителем или ангелом-хранителем. Считалось, что его не надо называть. И знали его только близкие, кто не мог причинить зло.
Фамилия Ганешин. По одной из версии произошла от личного имени Гавриил, ласкового – Ганя. Архангел Гавриил часто изображался на северных дверях иконостаса в церкви. Также он — один из щитодержателей на Гербе Российской империи. Само имя Гавриил на русский переводится как «божественный воин». Возможно, один из моих предков имел имя Ганя, и от него произошла фамилия. Фамилии сохранили упоминание не только имени отца, но и матери. Например, Аленочкин, Софьин, Неонилин, Федорин. И имя Ганя могло быть и женское. Ласкательная форма имен - Агафья, Гаяния, Гания, Галина, Ханна и более вероятно имени Иоганна. В стихотворении Агнии Барто «Девочка-рёвушка», встречается женское имя Ганя. Возможно Агнию саму в детстве называли Ганя?!
Но подтвердить эту версию, пока не удалось. Мы еще не нашли, предка с именем Ганя, хотя собрали многих мужчин и женщин нашего рода. У всех у них была уже фамилия Ганешин начиная с 1700 года.
Сейчас, в нисходящей родословной схеме (это значит построенной от известного предка, рожденного примерно до 1702 года) Ганешиных 210 персон - схема построена от родоначальника! 102 женские и 108 мужские персоны.
В древе по прямой линии от меня и относительно известного нам потомка Ганешиных 1928 года (Восходящее родословное древо!) 47 персон. 20 женщин и 27 мужчин.
Вот фотография моего предка Ганешина Николая Константиновича, который родился 16 февраля 1899 года. Родился он в Москве, и там же в Николо-Покровской церкви его крестили, через 2 дня после рождения.
*Церковь Николая Чудотворца в Покровском. - Адрес: город Москва,улица Бакунинская, 100. Проезд: метро Электрозаводская. Год постройки: Между 1765 и 1766.Церковь. Действует.
Родители его Московский мещанин Гончарной слободы Константин Иванов Ганешин и жена его Елена Павлова (Попова), жили они в доме Стрелкова. Крестными Николая были родная бабушка - Аграфена Федорова Ганешина и Спиридон Емельянович Стрелков.
Стрелков - это фамилия - крестьянина деревни Овсянниково Спиридона Емельянова Стрелкова. Он построил Покровский храм в Жестылево (под Москвой). Видимо он был хорошим каменщиком! Но, наверное, его предок был и хорошим стрелком.
Для нахождения истока фамилии важно знать и чем занимался предок, и где жил. Ганешины со временем стали заниматься тканями и нитками в Москве. Бабушка Константина Ивановича Ганешина - Аграфена Федоровна Ганешина, занималась басоным производством. Басон - плетеное изделие (тесьма, шнур, бахрома и т. д.), предназначенные для украшения одежды и мебели. У гусаров, например, были такие украшения на форме из золотой нити. Поэтому встречая фамилию Басонов и зная это забытое производство, мы тоже можем предположить откуда у человека может быть такая фамилия.
В Москву мои предки Ганешины переехали после 1844 года. До этого времени они жили в городе старинном Калуга, что недалеко от Москвы.
Когда-то Екатерина II посещала Калугу. В честь этого даже выпустили монету с ее изображением в одежде калужской купеческой женщины. Так красив был наряд купеческих женщин! После посещения Калуги, царицей было принято решение о застройки Калуги по регулярному плану архитектора Петра Никитина (от имени собственного «Никита» образована фамилия) вместе с калужским губернатором Михаилом Кречетниковым («Кречет» — птица семейства соколиных, а еще Кречет - это имя боярина в Смоленске в 1609 году, т.е. имя собственное, не церковное). План этот был с прямыми линиями улиц в форме шестиугольника (что совсем недавно было доказано одной дизайнерской компанией Калуги).
Ганешины были первыми строителями города Калуги по регулярному плану: «Родные Братья Михаил, Григорий и Родион Григорьевы дети Ганешины заключили условие: на каменные печные и плотничьи работы. 1796 г.». Там же была запись, что «купец Илья Мешков поставляет Родиону Григорьеву сыну Ганешину бутовый камень» (1796 г.) Вот у этого купца Мешкова, тоже ясно откуда фамилия взялась. Возможно он мешками торговал.
А еще Фёдор Михайлович Ганешин в Калуге был женат на купеческой дочери Домановой Марье Васильевне. Ее фамилия произошла от сложения двух слов «дома» и «новые». Возможно, ее предки тоже были строителями новых домов.
Вот такая запись найдена о рождении моего предка: «Восприемники Дмитровского уезда Тимоновской волости деревни Овсянниково крестьянин Спиридон Емельянов Стрелков и московская мещанка Гончарной слободы вдова Агрипина Феодорова Ганешина». Восприемники – так раньше назывались крестные. Крестьяне, мещане и купцы – это разные сословия, люди должны были быть приписаны к какому-то. Но были и те, кто не был приписан. Может сам не мог определиться. От того, к какому сословию ты приписан, зависело, сколько ты должен платить в казну денег – налог. И вот крестьянин Стрелков меньше всех платил налог. Но несмотря на это он был хорошим мастером, имел свой собственный дом в Москве, и еще безвозмездно строил церкви.
В гончарной слободе Москвы обычно селились гончары, их переселили за реку от Кремля, чтобы не было пожара, ведь они обжигали глину. Кроме гончаров, здесь селились кузнецы-оружейники. Возможно Стрелков и имеет свою фамилию от предка оружейника.
Но мало, кто знает, что существуют еще и такие истории рода, где есть 2 фамилии. Одна из них «уличная», которую все используют, а вторая по документам. Так как семьи были большие и подросшие сыновья, отделяясь, уходили жить в другой дом. Их надо было как-то отличать. Например, в истории моих предков из села Черкасского-Поречного в Курской области. Они имели 2 фамилии: Снегиревы (уличная) и Каплуновы (в документах на владение землей, чтобы было понятно, что из одного рода). Вот например Василий Емельянович Каплунов имел с супругой 19 детей. И такая история у всех жителей этой местности. Фамилия Снегиревы - произошла от нецерковного мужского имени «Снегирь». А фамилия Каплуновы – «Каплун» происходит от польского слова “kaplan”, означающего - священник, капеллан. Для обозначения фамилии использовался польский язык, можно судить, что фамилия эта была получена на территории Польши. Конкретно - на Украине, которая входила в этот период в состав Польши. И действительно, мои прадеды переселились в Курскую область в село Черкасское-Поречное, что 15 км от российско-украинской границы. Эти места стали заселяться беженцами из Украины черкасами, как их называли в те времена.
Мне рассказывли, что Черкасское-Поречное - это украинское поселение людей, по берегу русской реки.
Многие старинные имена, которыми раньше называли наших предков уходят из нашего оборота речи, и мы забываем о них. Такие имена, как Фёгор, Елевферий, Диев, Хиона (Фиона), Фирс, Игнат, Рамислов и так далее. Но все это легко найти, если задаться такой целью, помнить историю своей семьи и историю своей Родины.
Прозвища были всегда. Надо относиться к ним, как к исторически сложившейся традиции. Никогда не обзываться и не дразнить. Ну, а если вас дразнят, то вообще не обижайтесь, поищите истоки вашей фамилии, и вы обязательно найдете что-то интересное, что позволит вам так сильно полюбить свою фамилию, что никто не сможет вас задеть, дразня.
Уважайте свою и чужую фамилию, за ней ведь наверняка стоят сотни талантливых, неповторимых и отчаянно храбрых, мужественных людей, оставивших яркий след в истории.
Узнать прошлое своей фамилии – это значит выбрать любимое дело по плечу, добиться успеха и благополучия, гордиться своим родом и фамилией.
И в заключении, хотелось разместить стихотворение о теме родословной или фамилии. Их много у меня в собрании, в том числе и мало известных. Но я хочу напомнить стихотворение самого известного поэта нашей истории.
Пушкина Александра Сергеевича.
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудренных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало... но - я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукий,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин.
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Post scriptum
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?... он в Мещанской дворянин.
А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
Свидетельство о публикации №222030100523