Истоки фамилии
В Индии есть разрушающий препятствия бог мудрости Ганеша. Ганеша, как правило, изображается четырёхруким богом, держащим предметы-символы: топор (отсекающий привязанности к объектам материального мира, он же символом власти), аркан, или крюк (необходимость уметь обуздывать свои эгоистичные желания), трезубец (олицетворяющий власть), лотос (символ духовного просветления), сломанный бивень в правой нижней руке. Количество рук на его изображениях может быть от двух до шестнадцати. Но этот Ганеша никак не связан с этой фамилией. Но, наверное, в Индии человек с такой фамилией вызывал бы интерес местных жителей.
Откуда такая интересная фамилия, задумалась я лет 7 назад. Мне ответили родственники, что из Москвы. И я стала искать. Первыми, конечно я нашла купцов Никиту и Василия Ганешиных и их маму Губкину Матрену. У Ганешиных был свой дом на Девичьем поле, а потом и фабрика и училище для работников. Я считала фамилию редкой. И собирала все, что могла найти о людях с такой фамилией.
Оказалось, что все Ганешины из Москвы - действительно родственники. И связаны они узами брака и родством со многими известными фамилиями и в Калуге, и в Москве. Например фамилии: Домановы, Алексеевы, Губкины, Кузнецовы, Рябушинские, Баклановы, Писаревы, Лонгиновы, Поповы (с. Воскресенское), Гравины, Костромнины, Расторгуевы, Дрогобужниковы, Коншины, Слободские, Серебряковы, Вишневские, Сакулины, Решетниковы, Земцовы.
Родоначальник известный мне - Григорий Тимофеевич (Трофимович?) Ганешин 1722г.р. женатый на Дрогобужниковой Домне Фёдоровне.
*Считается, что девичье поле названо по Новодевичьему монастырю, к которому эта местность примыкала и которому была пожалована царским указом 1685 года. Однако, по другим источникам, в частности, согласно ЭСБЕ, «местность получила название от того, что здесь во времена монгольского ига отбирали девушек, отправляемых вместе с данью к татарским ханам». Все эти данные я легко нашла через онлайн библиотеки, т.е. в печатных изданиях.
*Фамилия – это наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
Зная историю своих предков, род деятельности и места их жительства, можно найти и историю фамилии.
Была когда-то у наших предков традиция давать ребенку 2 имени. Одно которым крестили-церковное (в честь какого-то святого), второе, которым называли – нецерковное. И оно могло быть: «Козел», «Волк», «Медведь». И смеяться над таким именем не стоит. Ведь называя таким именем ребенка, родители хотели его наделить и качествами животного, например, ловкостью и силой, здоровьем. Крестильное имя было тайным, в честь какого-то святого, который считался покровителем или ангелом-хранителем. Считалось, что его не надо называть. И знали его только близкие, кто не мог причинить зло.
Фамилия Ганешин. По одной из версии произошла от личного имени Гавриил, ласкового – Ганя. Архангел Гавриил часто изображался на северных дверях иконостаса в церкви. Также он — один из щитодержателей на Гербе Российской империи. Само имя Гавриил на русский переводится как «божественный воин». Возможно, один из моих предков имел имя Ганя, и от него произошла фамилия. Фамилии сохранили упоминание не только имени отца, но и матери. Например, Аленочкин, Софьин, Неонилин, Федорин. И имя Ганя могло быть и женское. Ласкательная форма имен - Агафья, Гаяния, Гания, Галина, Ханна и более вероятно имени Иоганна. В стихотворении Агнии Барто «Девочка-рёвушка», встречается женское имя Ганя. Возможно Агнию саму в детстве называли Ганя?!
Но подтвердить версию происхождения фамилии от личного имени пока не удалось. Мы еще не нашли, предка с именем Ганя, хотя собрали многих мужчин и женщин нашего рода. У всех у них была уже фамилия Ганешин начиная с 1702 года.
Сейчас, в нисходящей родословной схеме (это значит построенной от известного предка, рожденного примерно до 1702 года) Ганешиных 210 персон - схема построена от родоначальника! 102 женские и 108 мужские персоны.
В древе по прямой линии от меня и относительно известного нам потомка Ганешиных 1928 года (Восходящее родословное древо!) 47 персон. 20 женщин и 27 мужчин.
У нас есть фотография Ганешина Николая Константиновича, который родился 16 февраля 1899 года. Родился он в Москве, и там же в Николо-Покровской церкви его крестили, через 2 дня после рождения.
*Церковь Николая Чудотворца в Покровском. - Адрес: город Москва, улица Бакунинская, 100. Проезд: метро Электрозаводская. Год постройки: Между 1765 и 1766.Церковь. Действует.
Родители его Московский мещанин Гончарной слободы Константин Иванов Ганешин и жена его Елена Павлова (Попова), жили они в доме Стрелкова. Крестными Николая были родная бабушка - Аграфена Федорова Ганешина и какой-то Спиридон Емельянович Стрелков.
Позже в интернете я нашла его. Стрелков - это фамилия - крестьянина деревни Овсянниково Спиридона Емельянова Стрелкова. Он построил Покровский храм в Жестылево (под Москвой). Видимо он был хорошим каменщиком! Но, наверное, его предок был и хорошим стрелком.
Для нахождения истока фамилии важно знать и чем занимался предок, и где жил. Ганешины со временем стали заниматься тканями и нитками в Москве. Бабушка Константина Ивановича Ганешина - Аграфена Федоровна Ганешина, занималась басоным производством. Басон - плетеное изделие (тесьма, шнур, бахрома и т. д.), предназначенные для украшения одежды и мебели. У гусаров, например, были такие украшения на форме из золотой нити. Этими же красивыми тесьмами украшали внутреннее убранство карет, подушек и прочего. Поэтому встречая фамилию Басонов и зная это забытое производство, мы тоже можем предположить откуда у человека может быть такая фамилия.
В Москву Ганешины переехали после 1844 года. До этого времени они жили в городе старинном Калуга, что недалеко от Москвы.
Когда-то Екатерина II посещала Калугу. В честь этого даже выпустили монету с ее изображением в одежде калужской купеческой женщины. Так красив был наряд купеческих женщин! После посещения Калуги, царицей было принято решение о застройки Калуги по регулярному плану архитектора Петра Никитина (от имени собственного «Никита» образована фамилия) вместе с калужским губернатором Михаилом Кречетниковым («Кречет» — птица семейства соколиных, а еще Кречет - это имя боярина в Смоленске в 1609 году, т.е. имя собственное, не церковное). План этот был с прямыми линиями улиц в форме шестиугольника (что совсем недавно было доказано одной дизайнерской компанией Калуги).
Ганешины были первыми строителями города Калуги по регулярному плану: «Родные Братья Михаил, Григорий и Родион Григорьевы дети Ганешины заключили условие: на каменные печные и плотничьи работы. 1796 г.». Там же была запись, что «купец Илья Мешков поставляет Родиону Григорьеву сыну Ганешину бутовый камень» (1796 г.) Вот у этого купца Мешкова, тоже ясно откуда фамилия взялась. Возможно он мешками торговал.
А еще Фёдор Михайлович Ганешин в Калуге был женат на купеческой дочери Домановой Марье Васильевне. Ее фамилия произошла от сложения двух слов «дома» и «новые». Возможно, ее предки тоже были строителями новых домов.
Вот такая запись найдена о рождении моего предка: «Восприемники Дмитровского уезда Тимоновской волости деревни Овсянниково крестьянин Спиридон Емельянов Стрелков и московская мещанка Гончарной слободы вдова Агрипина Феодорова Ганешина». Восприемники – так раньше назывались крестные.
Крестьяне, мещане и купцы – это разные сословия, люди должны были быть приписаны к какому-то обществу или сословию и месту своего обитания. Для чего? Для порядка, чтоб точно тебя знал кто-то с твоего места жительства. При случае, мог за тебя поручиться, что человек ты благонадежный, от воинской повинности не сбегал и ничего дурного не сделал. (Отсюда еще и слово "Поручитель" на свадьбе. Их сейчас называют словом "свидетель" на свадьбе. Созано это было для того, чтобы не было вторых свадеб, особенно во времена "отходничества", это когда люди уезжали со своих мест в разные города на промысел - заработать денег в семью). И еще для того, чтобы платить налоги на содержание армии и прочих необходимостей. Но были и те, кто не был приписан. Может сам не мог определиться. От того, к какому сословию ты приписан, зависело, сколько ты должен платить в казну денег – налог. Крестьянин Стрелков не больше купца платил налог. Но он был хорошим мастером, построил свой собственный дом в Москве, и еще безвозмездно строил церкви. А еще и дал крышу над головой семье Аграфены Федоровны, когда та уже была вдовой и занималась рукоделием на продажу.
В гончарной слободе Москвы обычно селились гончары, их переселили за реку от Кремля, чтобы не было пожара, ведь они обжигали глину. Кроме гончаров, здесь селились кузнецы-оружейники. Возможно Стрелков и имеет свою фамилию от предка оружейника.
Но мало, кто знает, что существуют еще и такие истории рода, где есть 2 фамилии. Одна из них «уличная», которую все используют, а вторая по документам. Так как семьи были большие и подросшие сыновья, отделяясь, уходили жить в другой дом. Их надо было как-то отличать. Например, в истории моих предков из села Черкасского-Поречного в Курской области. Они имели 2 фамилии: Снегиревы (уличная) и Каплуновы (в документах на владение землей, чтобы было понятно, что из одного рода). Вот например Василий Емельянович Каплунов имел с супругой 19 детей. И такая история у всех жителей этой местности. Фамилия Снегиревы - произошла от нецерковного мужского имени «Снегирь». А фамилия Каплуновы – «Каплун» происходит от польского слова “kaplan”, означающего - священник, капеллан. Для обозначения фамилии использовался польский язык, можно судить, что фамилия эта была получена на территории Польши. Конкретно - на Украине, которая входила в этот период в состав Польши. И действительно, мои прадеды переселились в Курскую область в село Черкасское-Поречное, что 15 км от российско-украинской границы. Эти места стали заселяться беженцами из Украины черкасами, как их называли в те времена.
Мне рассказывли, что Черкасское-Поречное - это украинское поселение людей, по берегу русской реки.
Многие старинные имена, которыми раньше называли наших предков уходят из нашего оборота речи, и мы забываем о них. Такие имена, как Фёгор, Елевферий, Диев, Хиона (Фиона), Фирс, Игнат, Рамислов и так далее. Но все это легко найти, если задаться такой целью, помнить историю своей семьи и историю своей Родины.
Прозвища были всегда. Надо относиться к ним, как к исторически сложившейся традиции. Никогда не обзываться и не дразнить. Ну, а если вас дразнят, то вообще не обижайтесь. Поищите истоки вашей фамилии, и вы обязательно найдете что-то интересное, что позволит вам так сильно полюбить свою фамилию, что никто не сможет вас задеть, дразня.
Уважайте свою и чужую фамилию, за ней ведь наверняка стоят сотни талантливых, неповторимых и отчаянно храбрых, мужественных людей, оставивших яркий след в истории.
Узнать прошлое своей фамилии – это значит выбрать любимое дело по плечу, добиться успеха и благополучия, гордиться своим родом и фамилией.
И в заключении, хотелось разместить стихотворение по теме родословной или фамилии. Их много у меня в собрании, мало известных и известных. Но я хочу напомнить стихотворение самого известного поэта нашей истории.
Пушкина Александра Сергеевича.
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудренных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава Богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало... но - я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукий,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин.
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала
И пал впервые Наварин.
Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?... он в Мещанской дворянин.
А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
Свидетельство о публикации №222030100524