Призрак революции
(Самая большая угроза специальной операции на Украине)
В нашей стране в каждой более или менее приличной организации имеются аналитики. Их достаточно много. Есть те, кто занят реальными делами (в 5 Службе ФСБ России, в Главном информационно-аналитическом центре МВД России, в различных структурах Министерства обороны, ФСО России и прочих серьёзных организациях), есть так называемые бизнес-аналитики, за высокие оклады с умным видом вещающие своим хозяевам о тенденциях на рынках, есть политические аналитики, которые, если не повезло попасть в штат Администрации Президента Российской Федерации или в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, кучкуются в различных фондах с хитрыми названиями типа «Северо-Запад» или Совета по внешней и оборонной политике. Есть целый Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента, когда-то работавший в интересах Службы внешней разведки России, а сейчас в интересах Верховного Главнокомандующего. Не буду останавливаться на этом. Я уж не говорю о телевизионных аналитиках вроде Артёма Шейнина и Ольги Скабеевой. Аналитиков море, но внятной аналитики нет.
Некоторые аналитики считают, что самой большой опасностью стало бы использование Россией тактического ядерного оружия или даже начало мировой войны с применением стратегического вооружения как в ядерном исполнении, так и с использованием оружия, созданного на новых физических принципах, но если применение ТЯО я бы полностью исключать не стал, то перспективу полного уничтожения жизни на Земле не стал бы рассматривать даже теоретически: выжившим в войне крысам и тараканам могут понадобиться тысячелетия для возникновения новой цивилизации на иных основах. Грустно об этом писать, но учитывать надо любые возможности.
Я не знаю, какая из названных выше структур давала советы Владимиру Владимировичу Путину по организации «специальной военной операции на Украине с целью её денафикации и демилитаризации». В целом замысел понятен, и при надлежащем исполнении он мог быть реализован вполне эффективно в течение двух-трёх суток. Тут только можно было бы рукоплескать специалистам Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Но почему-то забыли о том, что дьявол скрывается в мелочах. Первая – отсутствие внятной политической цели (кто мешал признать республики Донбасса в 2014 году, что позволило бы сохранить минимум 15 тысяч, а то и больше, человеческих жизней и промышленный потенциал), поэтому заявления о том, что мы терпели-терпели обиды и вдруг обиделись, звучат как-то не слишком убедительно, а отсылки к истории напоминают известное письмо времён смуты о том, что-де поляки «восхотели на Руси свой закон внести и построить их костёлы, лютерские кирхи и жидовские синагоги, и только православный царь защитил отеческую веру» (цитата неточная, но что такой источник попадался мне на глаза – точно). Второе – отсутствие внятного представления о настроениях украинского общества. Те, кто родился даже в начале 80-ых годов прошлого века, выросли уже в другой стране и считают именно её, а не Советский Союз, своей Родиной и готовы её защищать. С цветами «освободителей» не встретили даже в восточных регионах Украины, где всегда были сильны пророссийские настроения, и которые, возможно, вошли бы в состав Новороссии в 2014 году, но уже не стремятся туда в 2022 году. Третье – отсутствие украинского «правительства в изгнании», которое от своего имени могло бы подписать акты о денафицикации и демилитаризации и признать новорожденные Донецкую народную республику и Луганскую народную республику, а также признать присоединение Крыма. Звучат имена Олега Царёва, Николая Азарова и даже бывшего Президента Украины Виктора Януковича, но организационная работа проведена не была. А ведь именно такое «правительство в изгнании» могло бы назначить новых глав администраций и мэров крупных городов на занимаемой территории. Четвертое – непродуманность информационного обеспечения операции, организации пропагандистской работы как внутри России и среди российских военнослужащих, так и пропагандистской и контрпропагандистской работы среди населения Украины. Пятое – скоротечность операции не предполагала жесткого контроля за занимаемыми Вооруженными Силами России территориями, хотя решения так и напрашивались: 1) привлечение подразделений Росгвардии для создания сети контрольно-пропускных пунктов и военных комендатур на занимаемых территориях; 2) создание из сотрудников полиции временных структур органов внутренних дел в занимаемых населенных пунктах и организация работы совместно с украинскими правоохранительными органами по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, борьбы с преступностью и силовой поддержке действий наших специальных служб; 3) создание за счет ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний России сети лагерей для военнопленных и фильтрации населения, организовав, при необходимости, частичную эвакуацию наиболее опасных лиц на территорию России, а также обеспечение охраны и оперативной работы исправительных учреждений Украины на занимаемых территориях; 4) привлечение гражданских специалистов для помощи вновь формируемым местным администрациям; 5) формирование из части военнопленных и военнообязанных граждан Украины на занимаемой территории Украинской освободительной армии; 6) создание при активном участии наших спецслужб, прежде всего ФСБ России и ГУ ГШ ВС РФ разветвленных осведомительных сетей, способных оперативно давать необходимую войскам и органам правопорядка информацию (это должно было бы быть сделано задолго до начала специальной операции, но это уж не тема для публичного обсуждения). Названные мероприятия позволили бы перевести межгосударственный конфликт в статус гражданской войны внутри самой Украины и оказания практической помощи одной из сторон. Конечно, могут сказать, что имеются корпуса Народной милиции ДНР и ЛНР, но с формальным признанием их государственного суверенитета их использование может восприниматься как чужеземная оккупация украинской территории. Я понимаю, что украинские граждане могут обижаться на меня за эти предложения, но подобные структуры по-любому необходимы для наведения элементарного порядка.
А теперь перейдём к заявленной в заголовке теме. Итак, возможны три варианта развития событий. Первый вариант: с огромным напряжением в течение ближайших дней будут захвачены крупные украинские города, включая Киев, и тогда появляется возможность на правах победителя продиктовать свою волю побеждённым. Вариант вполне рабочий, но рискованный в плане потерь среди личного состава и мирного населения. Конечно, лучше бы, чтобы подобный ультиматум приняло нынешнее руководство Украины, но не исключено, что это может быть «правительство Украины в изгнании», которое примет эти условия по гуманитарным соображениям. Понятно, что в мире его признают лишь несколько стран, но ведь живут же без официального признания со стороны Запада Абхазия и Южная Осетия. А вот если нынешнее руководство Украины ультиматум не признает и будет эвакуировано на Запад, то вполне может развернуться партизанское движение на занятых территориях, и тогда потребуется мобилизация от 500 000 до 2 000 000 военнослужащих Запаса и существенный рост штатов специальных подразделений Росгвардии (отряды специального назначения, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения) и формирование поддерживающих их структур (тыловых, медицинских, авиационных). Это второй вариант развития событий. В этом случае пребывание наших войск и сил правопорядка на территории Украины может потребовать нескольких лет. Всё это стоит весьма дорого, при сохраняющихся санкциях со стороны Запада произойдет снижение жизненного уровня населения, но может быть частично компенсировано за счет развития сохранившегося промышленного и научного потенциала Украины и поставок сельскохозяйственной продукции в российские регионы и на экспорт. Третий вариант, как я говорил раньше, боевые действия с использованием тактического ядерного оружия. О последствиях такого варианта каждый может догадаться сам.
А теперь вернусь к заголовку. Проведение мобилизации при развитии событий по второму варианту, помимо извлечения из народного хозяйства сотен тысяч необходимых рук, приведет к нарастанию массового недовольства внутри России. Никакая пропаганда не сможет перебить снижение уровня жизни и необходимости смириться с потерями кормильцев. Призваны будут не юноши, но мужчины в возрасте, не испытывающие симпатий к руководству страны и проводимой им политике. Они будут вооружены. Остальное подсказывает история запасных полков в Петрограде в феврале 1917 года, без участия которых Февральская революция не состоялась бы. Потом была Великая Октябрьская революция, но в нынешних условиях пока что «нет такой партии», что не исключает реального государственного переворота.
В заключение скажу так. Роль Кассандры мне не нравится. Но и делать вид, что «всё хорошо, прекрасная маркиза», я не могу. Очень хотелось бы, чтобы эти заметки прочитали не только представители Центра «Э» МВД России и Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России на предмет выявления экстремизма или разглашения государственной тайны (допуска не имею, с совершенно секретными и секретными сведениями не ознакомлен), но и «лица, принимающие решения». Именно от них сегодня зависит, по какому варианту события будут развиваться. Правда, печальный опыт учит меня тому, что как не предсказывай возможные события, то, чему предназначено произойти, произойдёт обязательно, независимо от наших желаний.
Свидетельство о публикации №222030100783