Абхазия. Мало людей, дешевле Сочи, крутые заброшки

Сегодня уже Хэллоуин, а в Гагре пару дней назад было +26! Мониторила в прошлом году погоду в Абхазии - даже в ноябре там +20. Минус отдыха осенью - световой день заканчивается рано. Но очередей точно нет - идеально во время эпидемии. Рассказываю про плюсы и минусы самого известного курорта СССР - не говорите снова, что заказуха ) Тест на ковид я имею в виду тот, отрицательный результат которого нужно чудесным образом продемонстрировать в течение трех дней после возвращения из путешествия.

Минус. Могут обдурить

В Абхазии не стоит покупать вино по дороге на озеро Рица и в рамках других экскурсий. Об этом пишут на разных отзовиках, об этом нас предупреждал сам водитель джипа. Но разведенный порошок вместо мандаринового сока в лавке на площади Гагарина нам таки продали! Правда, я сразу отхлебнула, бешено удивилась, и деньги вернули. Площадь Гагарина - это вообще какое-то адское место, куда ссылают грешников и в адской столовой подают им борщ без мяса после целого дня дороги. Еще мы жили в современном гостевом доме с тропическим садом, виноград рос прямо у нас над головой, но хозяйка постоянно возилась с младенцем, и номер был грязный после предыдущих постояльцев. Я бы громко выразила свое недовольство, однако подруга не любит конфликты и помыла душевую кабинку сама.

Плюс. Мало русских (но все по-русски!)

Когда после окончания путешествия мы поехали назад через Адлер, к нам в автобусе пристал пьяница, отогнать его было невозможно, в Абхазии ничего подобного нет. Как я увидела, местные женщины довольно тяжело работают, но я ни разу не почувствовала неуважения. Благодаря этому действительно хорошо отдохнула: мне не нужно было все время себя защищать от хамства, приставаний, зависти - я могла спокойно общаться, смеяться, наслаждаться. При этом все вокруг говорили по-русски, платили мы русскими рублями, но менталитет совсем другой, в Абхазии мы были слабым полом и дорогими гостями. Возможно, у мужчин-отдыхающих какие-то другие ощущения, было бы интересно послушать )

Минус. Беда с продуктами

Настя дико боялась кишечной палочки, но в Гагре из крана течет идеальная вода с гор, ее даже нет необходимости хлорировать, в итоге кожа и волосы отдыхают. А вот с продуктами настоящая беда: на всю Гагру один супермаркет, в ларьках на площади Гагарина российские продукты ветхозаветных времен. Так что вам нужны лайфхаки, где поесть ) Крупненькие чебуреки и настоящий мандариновый сок по 40 рублей за стакан ищите в Приморском парке в 100 метрах от моря, как я хочу пить такой каждый день! В 10 метрах от площади Гагарина колоритная "Чайхона" с безупречной "лодочкой", живым огнем, толстенькими котиками и расторопными официантками. Прямо на морском берегу роскошный "Причал" с мраморными туалетами, и все там, как в лучших домах Европы, даже у въедливой меня ноль вопросов. При этом цены такие же, как в "Чайхоне", или в обычной московской кафешке типа "Шоколадницы", 300-400 рублей за блюдо. На озере Рица мы поели самую простую и самую вкусную уху (такую же, какую в детстве варил мой отец-рыбак на Сахалине): картошка, форель, укроп, 200 рублей за порцию. В целом в Абхазии доминирует грузинская кухня, местную мамалыгу я не вижу смыла пробовать. Это бурда из кукурузы, которая спасала в голодные времена, в кулинарном смысле никакого интереса не представляет, вот хаш я бы попробовала, его приготовление - целая традиция. Удивительно, но в Москве шаурму крутят буквально на каждом углу, а до Абхазии эта мода не дошла!

Плюс. Смешные цены

Активным отдыхом мы наслаждались шесть дней - уложились в 25 000 рублей с носа за все. На перелет ушло по 3000 + 6000, на двухместный номер с огромной кроватью по 4500, экскурсии на Гегский водопод + озеро Рица и в Новоафонский монастырь + Новоафонская пещера стоили примерно по 1500. Мы покатались на резвом кораблике на десяток пассажиров, видели стаи дельфинов во время охоты, купались в открытом море и отдали за эти крутейшие впечатления всего по 1000. Так как авиарейсы были бюджетные, и у нас могло быть только по 5 кг багажа + зеркальный фотоаппарат, мне (и моему многострадальному позвоночнику) очень понравилось путешествовать с одним рюкзаком! Лямки, конечно, должны быть широкими.

Минус. Вся страна в заброшках (но для меня это не минус!)

В 90-х Абхазия воевала с Грузией за свою независимость и до сих пор в руинах (кстати, поддержку русских помнят и говорят о ней с благодарностью). Много оставленных домов, которые захватила тропическая растительность. Часто можно видеть здание, от которого остались только наружные кирпичные стены с дырами окон, а внутри джунгли! Лично меня это завораживало - не похоже на тоскливые заброшки провинциальной России, такое ближе к руинам античности. Рассыпаются в прах грандиозные здания времен СССР. Санатории, дома культуры, железнодорожные вокзалы с колоннами, балясинами, балкончиками, каминами, мозаикой. Практически у площади Гагарина стоит замок принца Ольденбургского - основателя курорта Гагра, который в Царской России должен быть составить конкуренцию Ницце и Марокко. За мзду в 100 рублей ушлые мужички пускают побродить по остаткам роскоши, вскоре замок окончательно станет частным владением, там начнутся ремонтные работы, и для туристов объект будет потерян. Я, получается, еще успела постоять у огромного круглого окна в стиле модерн, фото которого увидела когда-то в Интернете и захотела в это волшебное место (тогда я даже не знала, что это в Абхазии). После замка вас ждут еще четыре километра бывших дворцов для советских чиновников вроде санатория "Грузия". Теперь ужасно хочу снять там фотосет "Спящая красавица" - для меня стало сюрпризом, что ходить по заброшкам можно совершенно свободно. В Абхазии иностранцам нельзя купить недвижимость или делать бизнес, а сами абхазцы - типичные расслабленные жители городов у теплых морей, так что в ближайшее время руины никуда не денутся, я думаю.

Плюс. Сказочно красивая природа

Пишу для вас эту статью и слушаю запись, где умиротворяюще тарахтят сверчки, звук ночного тропического ливня тоже люблю. Такой начался сразу после того, как мы вошли в гостевой дом в день приезда, шуршал по широким листьям. Заснули мы, как младенцы ) В Гагре крупные звезды висят низко, как на моем родном острове Сахалин, в Москве звезды хорошо видны только кремлевские, я скучаю по звездному небу. Абхазия - это субтропики без жары и влажности, которые я не переношу. Прозрачное море и горные ущелья, изумрудные озера и пенные водопады, причудливые самшитовые рощи и целебные эвкалипты вдоль дороги. Кстати, к дорогам нет вообще никаких претензий - катишься, как сыр в масле ) Воздух Новоафонской пещеры невероятно полезный, лишенный бактерий, вот где коронавирус не страшен. Это самая глубокая в мире пещера с туристическим маршрутом, получается примерно час живительных вдохов, в сказочную глубь горы везет маленький поезд. В хваленую Пицунду из Гагры ехать долго, и я считаю, мы зря потратили время (но подруге-архитектору понравился суперстаринный храм, а мне пирожные на местном "Арбате" перед входом на пляжную зону). Больше нигде в Абхазии я не видела такую кучу народа, в плане чистоты море абсолютно такое же. В итоге мы поехали еще дальше в сторону Рыбзавода ради песчаного пляжа, но на поверку там вообще не песок, это ракушечная крошка, а я фанатка именно нежного песочка. Еще для меня огромный плюс, что я нигде не встречала кучи мусора, как повсеместно в России, в Приморском парке у пальм как раз подрезали пожухшие листья.


Рецензии