Два мальчика

Родился Андрюша 1 сентября 1901 года в селе Ломакино (Нижегородская область). Русский. Он был тринадцатым ребёнком, младшим сыном. Семья жила в бедности, что мешало отцу выполнить его желание — дать всем своим детям образование. За обучение Андрея пришлось платить старшему брату — Ивану, который послал брата получить духовное образование в Нижегородскую семинарию. Обучение в семинарии прервала революция 1917 года. В 1918 году Андрей пошёл учиться на агронома, но в 1919 году был призван в Красную армию.

Война для Андрюши началась под Львовом, где он занимал должность командира 4-го механизированного корпуса. За умелые действия получил благодарность, и по рекомендации Н. С. Хрущёва был назначен командующим 37-й армией, защищавшей Киев. После окружения войск Юго-Западного фронта 15 сентября 1941 года разрозненные соединения этой армии сумели пробиться на восток, а сам Андрюша был ранен и попал в госпиталь.

20 апреля 1942 года Андрюша был назначен командующим 2-й ударной армии, оставаясь по совместительству заместителем командующего Волховского фронта. В ходе операции по выводу из окружения 2-й ударной армии в течение мая — июня 2-я ударная армия под командованием решительного Андрюши предпринимала отчаянные попытки вырваться из мешка. Действия войск 52-й и 59-й армий Волховского фронта с целью пробиться ей навстречу также были неудачны.

25 июня противник ликвидировал коридор. Андрюша отказался бросить собственных солдат, когда за ним прилетел последний самолёт, чтобы эвакуировать командующего вглубь советской территории. Показания различных свидетелей не дают ответа на вопрос, где же Андрюша следующие три недели — бродил ли в лесу или же существовал некий запасной командный пункт, к которому пробиралась его группа. Раздумывая о своей судьбе, Андрюша сравнивал себя с генералом А. В. Самсоновым, также командовавшим 2-й армией и тоже попавшим в немецкое окружение. Самсонов застрелился. По словам Андрюши, его отличало от Самсонова то, что у последнего было нечто, за что он считал достойным отдать свою жизнь. Андрюша посчитал, что кончать с собой во имя Сталина он не станет.

11 июля, в поисках продовольствия, Андрюша и единственная спутница, с которой он остался из всей первоначальной группы, повар Воронова, зашли в деревню староверов Туховежи. Дом, в который они обратились, оказался домом местного старосты. Пока Андрюша и Воронова ели, староста вызвал местную вспомогательную полицию, которая окружила дом и арестовала окруженцев, при этом Андрюша настойчиво выдавал себя за учителя-беженца. Полицейские заперли их в сарае, а на следующий день, 12 июля немецкий патруль прибыл в Туховежи и опознал Андрюшу по портрету в газете. Староста деревни за выдачу его получил от командования 18-й немецкой армии корову, 10 пачек махорки, две бутылки тминной водки и почётную грамоту.

Находясь в Винницком военном лагере для пленных высших офицеров, Андрюша согласился сотрудничать с нацистами и возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА), которые состояли из пленных советских военнослужащих.

За тридцать три с небольшим года до этих событий, 1 января 1909 года в галицком селе Старый Угринов, входившем в состав Австро-Венгерской империи родился Степка. Его отец, Андрей Михайлович, был греко-католическим священнослужителем. Семья не имела собственного жилья и проживала в служебном доме, принадлежавшем Украинской греко-католической церкви. Первые годы своей жизни Степан провёл в большой, дружной семье, где царила, как он впоследствии вспоминал, «атмосфера украинского патриотизма и живых национально-культурных, политических и общественных интересов». Отец Андрей был убеждённым украинским националистом и детей своих воспитывал в этом же духе. Дома у Степкиной семьи была большая библиотека, в гости к его отцу часто приезжали родственники и знакомые, принимавшие активное участие в украинской национальной жизни Галиции.

Вместе с тем, несмотря на усилия представителей украинской интеллигенции в Галиции, украинское образование здесь находилось на низком уровне: и в провинции, и в крупных городах в сфере образования доминировали поляки, пользовавшиеся большей благосклонностью австро-венгерских властей. Кроме того, школьные годы детей пришлись на затяжную военную пору, школа в Старом Угринове закрылась в 1914 году, и отец Андрей был вынужден дать начальное образование своим детям в домашних условиях: обучением сыновей и дочерей священник занимался сам, и лишь иногда с детьми занимались приходящие учительницы-украинки. Воспитывавшийся в крайне религиозной семье, мальчик с ранних лет был привержен вере в Бога, утром и вечером подолгу молился.

В 1919 году Степка поступил в одну из немногих украинских классических гимназий, которая находилась в городе Стрые. Изначально организованное и содержавшееся украинской общиной, со временем это учебное заведение получило статус публичной, государственной гимназии. Несмотря на то, что по своему национальному составу стрыйская гимназия была почти исключительно украинской, польские власти города старались внедрить в тамошнюю среду «польский дух», на почве чего нередко сталкивались с протестами преподавателей и гимназистов. Проживая в доме родителей своего отца, Степка обучался в гимназии на протяжении восьми лет, изучал греческий язык и латынь, историю, литературу, психологию, логику, философию.

Ещё в школьные годы мировоззрение Степки формировалось под влиянием националистических идей, популярных в среде западноукраинской молодёжи того времени: наряду с другими гимназистами он примыкал к многочисленным молодёжным националистическим организациям, крупнейшими из которых были Группа украинской государственнической молодёжи (ГУГМ) и Организация старших классов украинских гимназий (ОСКУГ). В 1926 году две эти организации объединились в Союз украинской националистической молодёжи (СУНМ).

Тем временем, польское правительство проводило в Галиции политику насильственной ассимиляции и полонизации украинского населения, оказывая на него политическое, экономическое и культурное давление. В 1920 году в Чехословакии возникла нелегальная Украинская войсковая организация (УВО), использовавшая вооружённые методы борьбы против польской администрации на территории Западной Украины. Первоначально в её состав входили в основном ветераны армии УНР и Украинской Галицкой армии. В 1929 году на базе УВО и нескольких националистических организаций была создана Организация украинских националистов.

Степка признавал лишь радикальные, радикально-националистические движения и решительно отвергал все политические течения, придерживавшиеся левых, демократических либо умеренно националистических взглядов. Семейное воспитание, специфическое окружение и напряжённость польско-украинских отношений способствовали формированию склонности к национализму и «бытовому, традиционному антисемитизму». Донцов и идеологи ОУН, такие как Евгений Онацкий, познакомили молодых галичан поколения Степки с концепцией «вождь — партия — массы», научили их восхищаться Муссолини и Гитлером и ненавидеть коммунизм, марксизм, евреев и демократию.

Мы видим двух мальчиков из бедных семей, угнетенных революцией, западными интервентами, сбитых с пути, который мог бы вывести их страны к процветанию и дружбе народов. Андрюша предал свою страну, людей, которые жили с ним, своих родственников, друзей и сослуживцев. Он считал себя обладателем спасительного знамени, обратная сторона которого горела красным, белым и черным цветами. Степка же, будучи ярым, до национализма, патриотом своего народа, действовал с лучшими, как он считал, побуждениями. Вскормленные западной пропагандой, мальчики шли против своей крови, желая ее освободить. Тысячи убитых женщин, дети, прибитые к воротам домов гвоздями, все те ужасы, что сеяли мальчики не забываются нами по сей день. Но трактуют их теперь по-разному. Запад взял моду переписывать историю, вносить свою изменения, как самовлюбленный учитель наводняет штампами сочинение талантливого школьника.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто прочитал эту маленькую историю двух жизней. Не позволяйте загнать себя в замок лжецов, относитесь к ситуации с анализом действий обеих сторон. Я хочу сказать, что Украина сейчас тонет в последователях Степки, а в России снова возрождаются люди с крестом Андрюши. Не тому вас учили родители, это ваша страна, ваша земля и независимость.

Я ни в коем случае не поддерживаю кровь, что была пролита за эти дни, не поддерживаю ужас, который творится сейчас на территории братской страны.

Я хочу, чтобы каждый из вас помнил то, что говорили нам старшие: не ведитесь на улыбку чужих, не жмите руку незнакомым дядям и тетям. Помните, пожалуйста, то, что сделали ваши прадеды в борьбе с тем злом, которое снова стоит у наших ворот. Не топите страну изнутри.


Рецензии