Армения

Из Севана я решила дрбраться на маршрутке (по сути 7ми местное авто). В салон забрался очень пожилой мужчина, такой, знаете, киношный.. Вот точно, как вы себе представляете старейшего и уважаемого горца очень преклонных лет. Увидев меня, сел почтительно не рядом, а через сиденье. Сразу стал дремать. Тоже так классически, киношно, поклевывая носом. В какой то момент я оторвалась от окна и, уловив движение слева, повернула голову к дедушке. Он молча протягивал 2 большие шоколадные конфеты.
- это Вам.
Я взяла, поблагодарила и, конечно, разулыбалась.

- Ваш профиль.. он не такой, как здесь, не как у всех. Нос, губы. Губы можно чуть добавить (вы только не обижайтесь, я художник любитель, пропорции и все такое..) и идеал..
Я растеряно продолжала улыбаться.

Он говорил на очень хорошем русском, правильном, красивом.
- Вы разве не армянин?
- Армянин, но.. (вздохнул).. я здесь (в Армении) 30 лет.. Жил, учился в Баку, там все говорили на русском. И я. Потом вся та плохая история.. Вы знаете.. И мы бежали. Как многие. Я инженер-механик, диплом. Но здесь нужно читать и писать по армянски. А я не могу. Я здесь армянин второго сорта..

.. Но я жил в Ереване. Я не всегда был старый хрыч, знаете. (Я не удержалась, засмеялась. И он:). Раньше, вот, старики говорили, - душой я молодой. Я смотрел, думал.. как это? (подбирает слоао).. Как молодежь говорит? О! .. ТЫ ГОНИШЬ, - думал я. А сейчас.. сейчас сам так говорю - душой я молод. И уже кто то другой (кивает в сторону молодого водителя) думает, - да он гонит.. Морщин вон сколько.. меня тут спрашивают, - от чего столько морщин? Что я скажу? Мало воды пил? Нет. Думаю, я долго жил, много смеялся и возмущался. От этого вот так, морщины во все стороны. Старый... пенсия маленькая. Но купил квартиру в Севане когда то, там дешево. Так мне еще часть платят за лекарства, за то, что одинокий.

Одинокий, да.. я предпочитаю говорить, - ХОЛОСТОЙ  (смеется).. жена была, но так давно. Лет 16 назад.. Я даже крестил ее сам, там, в церкви на острове (на оз.Севан).. Помните, были разные свидетели иеговы, разные белые братства?..  И вот, ее куда то туда повело. Но я успел. Там (монастырь Севанавак) хорошее место, там и покрестил.. Она успокоилась..

Наша вера, она немного похожа на католиков, но не совсем. Своя. Какой была тысячи лет назад, такая и остается. Мне кажется, это хорошо. Сохранять, как было, не пересказывать по другому, не раскалываться.. Но... честно сказать, я не очень.. по этому делу..
- По религии? - уточняю я.
- Да ... Вы верите в религию?
- Не очень. Скорее в высшие силы.
- Вот. Верить в религию и в высшие силы/ бога - это же разное. Вы согласны?
- Очень даже...
- Бог он здесь (касается сердца).. вот знаете.. есть Совесть в человеке (снова показывает на сердце), душа.. она или есть, или нет.. "жить по совести" - вот с этой я религией.. "бессовестный" и "бездушный" мне кажется, синонимы..
- Интересный взгляд. Да, пожалуй, так.
- Вот и я так думаю...

Мы подъезжали. Я достала кошелек, он хмуро на меня посмотрел:
- Что это Вы делаете?
- Деньги достаю, за проезд, - растерялась я.
- Уберите (строго сказал и рукой накрыл мою руку с кошельком), не надо этого.
В руках держал уже сумму ровно за 2 билета.
- Да Вы что! Зачем. Сами говорите - пенсия маленькая и вообще.. с чего Вам за меня платить, нет, даже не думайте, я сама..
Я потерялась. Я не знаю, как не обидеть пожилого человека и, при этом, отказаться от такого внезапного жеста.
- Я даже не спросил, как Вас зовут (вздохнул)
- Ольга
- А я был Левой.. Левушкой.. 30 лет назад стал Левоном.. Знаете, был такой правитель тут, Левон.. а Вы - Ольга, как княгиня. В вас такая кровь, Вы не забывайте. И Ваш профиль.. должен быть всегда гордым. Вы держите его. Это красиво. И у Вас такая кровь. И я, как Левон, как тот царь, могу сделать хоть такое малое для княгини.. оплатить этот билет. Пожалуйста. Не обижайте старика. Я, как старый хрыч, не могу купить Вам москвич (хитро подмигнул и засмеялся на мое недоумение).. Это песня такая была.. а проезд купить могу)
- Ну, хорошо. Я тогда оплачу чей нибудь билет в следующий раз
- Нет, не надо. Но если у кого то будет нужда - Вы помогите. И все. Ольга. И если мы встретимся случайно где то в другом городе, другом месте, Вы уж узнайте меня. И просто скажите, как старому знакомому, душевно - О! Привет, Левон!..

На том и разошлись. Он пошел шаркающей походкой.. а я стояла, немножко ошарашенная.. под вречатлением. И почему-то чуть щемило сердце..


Рецензии