Вопрос, промолчать или ответить?

 На давние события в Польше, когда поляками под декоммунизацию «культурно» были подведены и обоснованы действия по осквернению или разрушению памятников и даже воинских захоронений нашим отцам, дедам и прадедам, помнится некоторыми депутатами, чиновниками, политологами и спикерами заявлялись ассиметричные и жесткие противомеры. На сайтах СМИ за 2016- 2017 гг. сохранились эти горячие обличительные сообщения. И что же? Прошло время и наглядным примером Польши воспользовалась Болгария, Чехия, Украина, Молдова и другие. Как же так получилось, что наговорив довольно громко много такого « героического», по сути, мы просто промолчали на все эти безобразия и беззакония. Ничего не предприняв в ответ, не защитив нашу память. Более того, наша такая невнятная позиция только подстегнула неонацистов к масштабному продолжению оскорблений нашей общей памяти.
  Сегодня мне ничего неизвестно о состоянии и содержании воинских захоронений в государствах, когда- то бывших в составе Союза. Я имею ввиду Грузию, Армению, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.
    Ничего неизвестно также о состоянии воинских захоронений в Польше, Германии, в Балканских государствах, в Чехии и Словакии, Болгарии, Венгрии и Румынии  и др.
Существует в составе Министерства обороны Российской Федерации УПРАВЛЕНИЕ по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Которое в рамках возложенных на Минобороны России задач, как на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, предпринимает соответствующие действия в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества. В частности, задачами Управления является:
Организация и обеспечение работы в сфере увековечения памяти  погибших   при   защите   Отечества   в   соответствии с установленными Министерству обороны Российской Федерации полномочиями и компетенцией Управления в данном виде деятельности.

Руководство деятельностью представительств (предста­вителей)   Министерства   обороны Российской Федерации  по   организации   и   ведению военно-мемориальной работы за рубежом.

Планирование и организация в Министерстве обороны Российской Федерации в установленном порядке мероприятий, связанных с поиском, эксгумацией и перезахоронением останков погибших при защите Отечества.

Организация деятельности по проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих и граждан, призываемых на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
    Казалось бы, все верно и остаётся только организовать процесс. Ещё в 90- е годы Россия заключила ряд  Межправительственных соглашений о воинских захоронениях, расположенных вне территории России: 
Перечень соглашений:

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о лицах, находившихся в лагерях для военнопленных, от 18 апреля 1991 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне, от 11 июля 1992 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об уходе за военными могилами в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии  от 16 декабря 1992 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о статусе мест погребения российских военнослужащих и гражданских лиц в Италии и итальянских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне, от 27 января 1994 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти героев войны и репрессий от 22 февраля 1994 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики об увековечении памяти павших военнослужащих и гражданских жертв войны и о статусе захоронений от 6 марта 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о захоронениях павших военнослужащих и гражданских жертв войн и о статусе захоронений от 6 марта 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 15 апреля 1995 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о статусе Российских воинских и гражданских захоронений на территории Монголии и монгольских гражданских захоронений на территории Российской Федерации от 14 ноября 2000 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о статусе российских воинских захоронений на территории Румынии и румынских воинских захоронений на территории Российской Федерации от 8 ноября 2005 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 1677-р «О заключении путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об осуществлении ремонтно-восстановительных работ на советских воинских захоронениях и мемориалах и переноса этих захоронений и мемориалов»;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о статусе латвийских захоронений на территории Российской Федерации и российских захоронений на территории Латвийской Республики от 18 декабря 2007 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких захоронений на территории Российской Федерации от 3 декабря 2012 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о статусе российских воинских мемориалов на территории Республики Сербии и сербских воинских мемориалов на территории Российской Федерации от 10 апреля 2013 года;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словении о воинских захоронениях от 3 мая 2013 года;
Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 3 сентября 2011 года;
Нота о статусе российско-американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести от 6.07.2009 г., № 3378/дса - Россия, № MFA/102/09 – США (Обмен нотами состоялся по решению президентов России и США в рамках российско-американского саммита, проходившего в Москве 6-8 июля 2009 г.).

      Однако, поскольку мы уже имеем печальный опыт, мне кажется, целесообразно принять решение о ежегодном открытом подведении итогов, что же было сделано за данный период.
   Нужна ли работа по поиску, эксгумации, установлению судьбы и перезахоронению солдат, погибших при защите Отечества?  Давайте исключим, не будем упоминать привычные высокопарные и красивые слова о душах погибших, которые обретут покой только после перезахоронения или о « тракторах/ машинах, которые ездят по останкам». Все эти слова от лукавового и ничего не имеют с настоящей памятью.
  Чтобы честно ответить на вопрос, нужно серьезно задуматься о том, достойно ли уважения государство, бросившее останки солдат, которые его защищали?
     Предав имена погибших солдат забвению, стерев с лица земли их могилы, государство и общество (в силу различных объективных и субъективных причин)фактически вычеркнули солдат из памяти, обезличили, лишили права на имя.
     Как же так и когда получилось у нас, что гражданин, надев военную форму и  взяв на себя обязанности по защите Родины (порой связанные с риском гибели)оказался беззащитным? Я могу привести сотни, даже тысячи имён погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества, могилы которых оказались утраченными, а имена забытыми!
   Как мне кажется, гражданин, ставший солдатом, должен быть уверен, что в случае гибели, его  имя будет пользоваться уважением сограждан, а семья не будет нуждаться. Память о нем будет достойно увековечена и защищена!
   Конечно, нужно помнить, что в войну огромное количество солдат и мирных граждан погибли при обстоятельствах, когда физически не было возможным достойное их погребение. Многие так и остались в безымянных могилах. Но даже воинские могилы тех, кого удавалось в войну похоронить, уже после войны не всегда были сохранены. Имена погибших воинов не были достойно увековечены на мемориальных плитах.
   Суть, смысл всей деятельности поискового движения заключается именно в установлении судьбы солдата и сохранении его имени на мемориальной плите. Чтобы потомки знали, что есть на карте Отечества точка,  где золотыми буквами горит родная фамилия, куда можно приехать и сказать:- Ну, здравствуй, дед!

     В соцсетях довольно часто можно увидеть видеоролики о поисковой работе. Порой складывается впечатление что авторы роликов специально центрируют внимание зрителей на « душещипательных эпизодах», «давят на жалость». Более того, по сути ролики в своей значительной части рассказывают о самих поисковиках, но не о погибших солдатах.
    Давайте задумаемся, а так ли нужна механическая работа по выкапыванию останков и последующему их перезахоронению? В чем заключается смысл такой деятельности?
Давайте посмотрим на поисковую деятельность с другой стороны. Например, при проведении выверки поименных списков воинов, похороненных в воинских захоронениях неоднократно были установлены крайне противоречивые сведения, разночтения и расхождения. Наверное, поисковые отряды должны быть сориентированы и нацелены именно на такую работу.
    А сколько погибших ( и тогда же, в военные годы) воинов оказалось забытыми? Отчего же поисково отрядам не провести исследования и не устранить « белые пятна» в нашей военной истории? Воздать справедливость по отношению к погибшим.
    Разве отчёт, что «поднято и перезахоронено столько-то безымянных, не опознанных останков» есть цель поисковой деятельности? Мне кажется, такой отчёт
скорее есть пиар - реклама поискового отряда и «хорошим отчетом» для  чиновников из администрации региона/ города/ района. Увы, можно с сожалением заметить, такая ситуация наблюдается повсеместно. Например, в Тульской области на протяжении нескольких лет чиновники никак не могут увековечить имена воинов, умерших от ран в госпиталях Тулы и похороненных на Всехсвятском и Зареченском (спасском) кладбищах. Даже неоднократные обращения к губернатору никак не помогли.
    Практический опыт показывает, что чиновники особо не задумываются о поисковой деятельности, о процедуре и регламенте поиска. А поисковики при встречах им говорят: - Мы подняли больше всех, дайте нам денег! Такое отношение к поиску говорит лишь о расчетливом и циничном подходе.
     Давайте подумаем, что сегодня нужно обычному человеку, потомку погибшего солдата? Прежде всего уверенность, что наше государство существует не само по себе, а служит целям и задачам гражданина, в том числе, и в таких вопросах, как сохранение памяти. Потомок должен знать и быть уверен в том,  что государство в силу разных причин в свое время не смогло отдать дань уважения его погибшему предку! И сейчас государство чтит и уважает память о тех, кто погиб за него! И делает все возможное для этого, для сохранения памяти!
   Порой, смотришь красочный репортаж о торжественном перезахоронении останков на благоустроенном мемориале и не понимаешь, какая же цель у этих поисковых отрядов? Возможно, корреспонденты не поняли чего- то и по этой причине не указали имена погибших, потому что солдатские медальоны до сих пор расшифровывают. Но, вот к примеру сообщения за 2017-18-19 гг. Есть даже два- три имени воинов. И что же? Могила не поставлена на государственный учёт, новые имена до сих пор не внесены в  поименный список паспорта воинского захоронения! По  информплатформам Минобороны России никаких изменений, никакой актуализации сведений не произведено!
  Такое же положение дел имеется и в том случае, когда останки воина передаются родственникам для перезахоронения на малой Родине. Чаще всего чиновники свежую могилу не ставят на учёт как воинское захоронение, не оформляют паспорт захоронения.
   В чем же тогда смысл такой деятельности, в результате которой по сути, ничего не происходит и не меняется в учетах Минобороны? Учетные карточки (паспорта) на воинские захоронения, даже те, где имеются установленные имена, так и не оформлены. Солдаты как числились пропавшими без вести или погибшими в других местах, так и числятся до сих пор...
    В самом начале настоящей заметки упоминалась ситуация в Польшу. Как отметила Елена Моисеевна Цунаева из поискового движения России, в составе организации состоит более 40 000 участников. Но есть ещё участники в составе других структур. Есть юнармейцы, кадеты, суворовцы, волонтёры и участники ОНФ. Так вот, на моей памяти нет случаев, чтобы в ответ на хамское поведение по отношению к памятникам и захоронениях, кто- то организовал акции протеста, митинг негодования, выразил своё негативное отношение к произошедшему…
    Неужели поисковое движение ограничивается только поиском и подъемом останков?
   Мне кажется, что именно из - за нашего пассивного отношения к сохранению памяти в Европе и происходит глумление, осквернение и разрушение памятников и могил советским воинам!


   


Рецензии