Бриллиантовая свадьба

Шесть десятков лет в любви и согласии прожили Жемотай и Сакып-Жамал Дусановы. А главный секрет их длительного счастья в том, что она – истинная женщина, почтительная сноха, мудрая жена, строгая мама и добрая бабушка. А он – настоящий мужчина, любящий и заботливый муж, рачительный хозяин и ответственный глава семейства.

ОТЦОВСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Когда в доме Дусановых собираются дети, убеленные сединами и полные собственной жизненной мудрости – первое и последнее слово всегда остается за отцом. В клане аке остается главным не только из-за почтенного возраста. В его мудрых советах и душевной теплоте нуждаются. Его высокую ответственность и волевой характер уважают.

После перенесенного инфаркта Жемотай Мизамович не пьет, не курит. И когда кто-то из сыновей в молодости пытался закурить – отец пресекал сразу, и всю семью миновала эта пагубная привычка.

Сам Жемотай родился и вырос в Южноуральском селе Нововоронинск, в семье шахтера. Кроме него у родителей было еще два сына и четыре дочери. Всю жизнь помнит он голодное военное детство, когда приходилось собирать колоски и мерзлую картошку, когда есть доводилось только раз в сутки, когда пришлось бросить школу и за еду пасти скот.

В военные годы мальчишкой он пас табуны. Но в конце 40-х в Нововоронинском случился пожар. Телефонов тогда не было, один казах на лошади отправился за пожарными в Верхнеуральск. Пока помощь подоспела, полностью сгорели два дома, родителей Жемотая и соседский.

А вместе с домом сгорели все документы, и работа в военные годы не вошла в стаж, и он не получил статус труженика тыла. Обидно, конечно. Но у Жемотая и без того полвека рабочего стажа, в трудовой книжке всего две записи: принят на работу и вышел на пенсию. После армии он пас лошадей, овечек, совхозных коров. Работал на тракторе. А последние пятнадцать лет был завхозом.

Никто не знает, откуда у сына степей созрела в душе морская романтика, но служить он хотел только в морфлоте. 16 октября 1952 года верхнеуральский военком капитан Иван Данилович Скороходов призывал Ж. Дусанова в армию.

Узнав о непостижимой мечте паренька, в графе об образовании он поставил «6 классов». Благодаря этому уральский призывник стал моряком Северного флота и прослужил на торпедных катерах почти пять лет.

Однажды в армии как передовика боевой и политической подготовки матроса Дусанова сфотографировали около развернутого знамени, командование со словами благодарности отправило газету родителям. Так отец с огромной гордостью возил ее по деревням, показывал и делился радостью.

Сам Жемотай до сих пор помнит имена сослуживцев, все оборудование катера, каждую семизарядную пушку. Сколько раз он рассказывал о своей службе сыновьям, прививая им гордость за свою отчизну, честность, порядочность и усердие в любом деле, за которое берется настоящий мужчина.

И сыновья с малых лет впитали отцовскую основательность, трудолюбие, высокую ответственность и – широту интересов. Старший Рамазан, например, разводит племенных лошадей и участвует в организации региональных скачек.

Сегодня Жемотай Мизамович – уважаемый человек не только в Верхнеуральском районе, но и во всей области. У него отменная память, и он знает биографии и родословные всех казахов в округе.

МАМИНО БОГАТСТВО

Жамал родилась в Сибири, куда репрессированная семья Таскарановых была сослана в 1930-м году. На родину ее родители с пятью дочерьми вернулись в 1947-м году, обосновались в совхозе Челябинской области, который все называли ЖОС. Отец на каменном плесе пас совхозные табуны, мама ему помогала.

Есть было нечего, и девочкам пришлось работать с малых лет. Ведь работающему человеку полагалось хлеба вдвое больше – по 400 граммов в сутки.

Коровы были очень дорогие. Только года через три-четыре родители смогли купить первую кормилицу. С молоком жить стало немного полегче.

Жамал была средней дочерью в семье. Наверное, из-за того, что в годы репрессий почти на двадцать лет ее семья была оторвана от корней, исконные казахские традиции в ней в некоторой степени ослабли. И Женя (так называли ее по-русски) росла девушкой вполне современной, носила открытое по тому времени платье.

Работы никакой не боялась и всегда была в передовиках, возглавляла бригаду, училась в вечерней школе, два года была депутатом районного совета. Все знали ее активисткой, воспринимали как человека серьезного, но вместе с тем общительного и веселого.

Выйдя замуж, Жамал переехала в Нововоронинск к родителям мужа. Попав в традиционную казахскую семью, она сознательно приняла этот образ жизни и стала жить по обычаям. Но сохранила свой гибкий ум, собственное суждение о вещах и событиях, умение быстро вникать в самую суть и грамотную речь.

Эти ее качества и унаследовали дети. Все они закончили Спасскую среднюю школу и получили разные профессии. Сабыржан выучился в Троицке на ветеринара, Саим в Магнитогорске на строителя, Сабира работала проводником, продавцом. Дочка Загина, которую молодой унесла тяжелая болезнь, получила медицинское образование и работала старшей медсестрой в Верхнеуральской больнице.

Трудолюбие и добрый нрав Жамал помогли ей быстро привыкнуть к традиционному укладу казахской семьи. Да и почему не принять такой жизненно правильный закон, где семья живет кланом и все друг другу помогают, где люди заботятся о младших и чтут мудрость старшего поколения, где стариков одних никто не оставляет?

Больше двадцати лет Жамал и Жемотай прожили с его родителями в почитании и уважении. А теперь уже они окружены заботой и вниманием, живя в Верхнеуральске вместе с семьей младшего сына Саима.

Человек неуемной энергии, Жамал успевала всюду. И в совхозе работала, и большое хозяйство всегда держала, и огород выращивала, и в доме чистоту наводила. А как на пенсию вышла, всем своим детям внуков растить помогала. Потому и богатство нажила такое великое: одиннадцать внуков и десять правнуков.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Он приехал в ЖОС провожать в армию двоюродного брата. Она пришла вместе с подружками на те же проводы. Там они и познакомились. Высокий широкоплечий моряк с добрыми глазами и хрупкая озорная красавица – ну разве могли они не влюбиться друг в друга с первого взгляда? И он отправился сватать.

Шестьдесят лет назад, когда Евгений и Евгения (так нередко называли по-русски Жемотая и Жамал) играли свадьбу, первый мартовский день был совсем весенним. Ярко и радостно светило солнце, весело журчали ручьи. Все предвещало молодым долгую счастливую жизнь.

Сегодня, оглядываясь на много лет назад, супруги Дусановы понимают, что так и сложилось. Трудностей на жизненном пути хватило с избытком. Но все же они вместе, крепки устои их семьи, дети и внуки заботятся и почитают.

А бабушка с дедушкой по-прежнему друг друга любят. Надежный и обстоятельный аке всегда напомнит своей непоседливой апа, когда пора закапать глаза или принять лекарство. И эту его заботливость впитывают внуки, видя, как надо относиться к своей любимой женщине.

ХОРОШИЙ ВОЗРАСТ, ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ

И в почтенном возрасте Жемотай и Жамал не оторваны от жизни, они стараются быть в курсе событий. Следят за спортивными стартами разного уровня, знают всех спортсменов, болеют за них. Особенно аке любит биатлон и очень переживал за несправедливость, из-за которой его любимые биатлонисты не попали на предыдущую олимпиаду.

А по утрам они смотрят сериалы. И каково же было удивление, когда в одном из санаториев Башкортостана, куда три года назад сыновья отправили Дусановых отдыхать по путевке, те познакомились с актером Виктором Тереля, исполнителем роли барона сочинского табора Лекса Саппоро в их любимом сериале «Кармелита. Цыганская страсть».

– Завтракаю после очередной серии и переживаю, что же с Кармелитой завтра будет, – делился Жемотай Мизамович с актером, сыгравшим одного из главных героев сериала.

Они разговаривали с «Лексом», делились впечатлениями, смеялись, вместе сфотографировались на память. Это было для них настоящее событие. Домой вернулись очень довольные. А через некоторое время по почте пришел большой конверт, это актер Тереля выполнил свое обещание и прислал пожилым людям совместные фотографии.

– Сейчас мы хорошо живем, – любит повторять аке. – Слава богу, дети уважают, возят везде.

И действительно, старшие Дусановы практически не сидят на месте. Стоит им соскучиться, Саим с женой созывают гостей. Да и самих бабушку с дедушкой постоянно приглашают в гости, и они с радостью едут.

Примерно раз в три года предпринимают они и дальние поездки. Рамазан неоднократно возил их к родственникам в Астрахань, в Сочи. Собираются семьей человек пятнадцать, нанимают пассажирскую «газель» – и в путь.

Благодаря детям, Жемотай и Жамал сегодня отделены от бытовых проблем. Живут неспешно, встречают гостей и ждут звонков. Три сына Саима с удовольствием помогают дедушке и бабушке. Старшие внуки часто навещают, постоянно звонят.

В праздники телефон не смолкает, все в первую очередь стремятся выразить им почтение и поздравить старейшин своего рода.


Рецензии