Наследство бабушки Зины

Ох и богатое наследство у бабушки Зины. Трое детей, пятеро внуков да шесть правнуков. Когда соберутся все вместе – душа радуется. Замуж Зинаида выходила в 1955 году. Сразу после поста в январе они с Василием Николаевичем Филипповым в Ивановке свадьбу сыграли. О чем мечтали? О детках. О доме своем. Так все и сложилось. И детей троих вырастили, и дом свой построили.

«Только на кой он мне теперь, этот дом-то», – в сердцах всплакнула баба Зина. Десять лет, как нет с ней любимого мужа. Три месяца до золотой свадьбы не дожил. Вот недавно поминали, всей семьей собирались в родительском доме.

Все трое ее детей в Спасском живут. Конечно, маму с собой зовут. Да только она никуда отсюда уезжать не хочет. И когда старую Ивановку затопили, многие в Магнитку, в Анненск, на север подались, а она и тогда наотрез уезжать отказалась. Нравится ей тут. Уже почти два века на этой земле корни ее прорастают. Крепкие корни.

Давно когда-то бабушка из Мордовии сюда переехала. Мама Олимпиада Федоровна Трубкина, в девичестве Азаркина, тут родилась и до 95-ти лет прожила. А вот уже и Зинаида Кузьминична встретила свое восьмидесятилетие, сестре помладше  75 исполнилось, а старшей Нине 85 будет. Обе сестры, слава богу, рядом живут. Да еще брат есть.

– Иван Кузьмич, Степан Кузьмич, Нина Кузьмовна… – начала перечислять своих братьев и сестер Зинаида Кузьминична Филиппова, вспоминая, которая же она была в семье по счету. – Шестая я была. А всего нас у мамы девять было.

У мамы – потому что отца своего Зинаида почти не помнит. Семи лет девчушке еще не было, когда он на фронте погиб. Самые старшие дети уже своими семьями жили, а средним в одночасье повзрослеть пришлось, ведь малышню маме надо было помогать поднимать.

Не припоминает Зинаида, чтобы ее мама песню пела или прибаутку рассказывала. «А когда ей было? Работала все время». С одной работы на другую. И в домашнем хозяйстве скотины полный двор: корова с телятами, овечки, гуси да куры.

Дети смала были приучены и на работе, и дома по хозяйству маме помогать. Без дела никто никогда не сидел. Вот и вышло, что главное наследство в ее семье – умение трудиться.

Еще девчушкой за колхозные трудодни Зинаида вместо мамы в конторе полы мыла. А в пятнадцать лет на быках корм на ферму возила. Покосы в старой Ивановке далеко были от села, ближе 12-ти километров пустых полей не найти.

Бывало, зимой привяжет девушка кусок хлеба на спину, чтобы не замерз. Наденет мамину фуфайку и – в путь. Моря тогда еще не было. Переведет быка с санями через замерзший Урал, нагрузит в телегу сено или солому и – обратно.

Потом на ферме дояркой да телятницей много лет работала. А когда руки болеть стали, на почту пошла. Так всю жизнь и трудилась. И детей к тому же приучила. Утром, на работу собираясь, старшей дочери наказывала: «Ты, Валя, сегодня – скотник. А Вера (младшая) – повар».

В выходные дни тесто утром мама Зинаида поставит, а вечером после работы с дочками пироги печет, чтобы было детям что с собой в интернат на неделю взять. В Ивановке-то они только 3 класса заканчивали, а в десятилетке тогда можно было только в спасском интернате выучиться.

Сын Николай с самого детства машины любил, отцу помогал. Так же, как отец, всю жизнь шофером и работает. Дочери обе на бухгалтера выучились, до самой пенсии в Спасске проработали.

А Зинаида Кузьминична так и живет в Ивановке. С хозяйством своим сама управляется. Корову только три года назад сыну пришлось отдать, тяжеловато одной ее содержать. А вот гуси, индюки, курушки – как без них-то?

– Правда, нонешней зимой повадилась лиса кур воровать, – рассказывает баба Зина. – Выхожу во двор, а она курицу в зубах держит и прямо в глаза мне смотрит, не убегает. Из 14-ти курей уже 6 осталось. У соседей плутовки повадились гусей воровать. Вот теперь и не выпускаю птицу из стайки.

– Столько лет на селе живете, а приметы какие знаете? – спрашиваю я у Зинаиды Кузьминичны.

– Кое-чего примечаю. Смотрю, к примеру, когда снег пойдет – и считаю, в какие месяцы дожди будут. Вот нонче в октябре снег пошел – значит, май дождливым будет, – делится народной мудростью баба Зина.

Поживем – увидим.


Рецензии