Дядя Коля и пацаны

Отличаются ли деревенские дети от городских? С одной стороны, интернет и сотни телевизионных каналов со всего света стирают эти границы. С другой стороны, у сельских ребятишек гораздо меньше возможностей посетить познавательные экскурсии, курсы, мероприятия. Да и редко какие родители, занятые не только на работе, но и в личном подворье, могут выезжать с детьми за границы своих населенных пунктов.

Поэтому когда «дядя Коля» (так зовут мальчишки и их родители Николая Петровича Макарова, депутата и заместителя совета ветеранов Спасского поселения, профессионального рыбака да и просто неравнодушного человека, уже не раз водившего местную ребятню в походы) предложил спасским мальчишкам съездить в областной музей боевой славы, родители согласились сразу же.

На 15 февраля, день вывода российских войск из Афганистана, верхнеуральский «Союз десантников» наметил такую поездку с подростками района.

К счастью, и в Спасске нашелся человек, который взялся за организацию. Так пять пацанов из этого поселка оказались в составе общей группы района и отправились в Челябинск.

Мальчишки и сегодня, спустя полгода с горящими глазами рассказывают о том, что увидели и услышали тогда в областном музее боевой славы. В афганском, чеченском залах и на экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, им показали и даже дали подержать в руках самые разные виды оружия: пистолеты, гранаты, «калаши», пулеметы, пушки, подлодочные торпеды.

Они взахлеб поведали о своем открытии – об устройстве двух видов ППШ, с круглым и рожковым магазином. Вспомнили историю о солдате, ценой своей жизни вынесшем из-под огня раненого боевого офицера. Видели они и страшные террористические бомбы, которые были изъяты и обезврежены на территории Челябинской области и не взорвались по счастливой случайности.

На пожарно-технической выставке мальчишки на макете увидели, как из-за неосторожной случайности их сверстников сгорела целая деревня. Макет этот воспроизвел реально случившуюся трагедию в Челябинской области. У них до сих пор перед глазами языки пламени, которые перелетали через дома, распространяясь в одно мгновение.

Именно поэтому в очередном походе нынешним летом пацаны с особой внимательностью усваивали науку дяди Коли о том, как найти для костровища максимально безветренное место, как его окопать и обложить камнями, а для дополнительной безопасности поставить недалеко ведро с водой.

Для деревенских мальчишек поход – это чрезвычайная редкость. Казалось бы, эка невидаль: река, горки, перелески – у них все итак под боком. Да только разве передать словами особую атмосферу настоящего похода, где пацаны очень быстро взрослеют, становятся ответственными, самостоятельными?

Поэтому когда, возвращаясь с мальчишками с челябинской экскурсии, Николай Петрович сказал, что летом снова «пойдем в поход на ключ», пацаны начали сборы на следующий же день. С самой зимы складывали палатки и одеяла, закупали бычки в томате – консерву, которую, по словам родителей, они сроду дома не ели.

Зато в походе их собственное варево из лапши, картошки и консервы в томатном соусе, которое мальчишки прозвали «мужская версия борща» – показалось им необыкновенно вкусным.

В походе мальчишкам нравится все. И рыбалка, и футбол, и обязательная пробежка перед сном, и страшилки у костра. И то, что есть командир и авторитет «дядя Коля», который все знает и все умеет. И все же не опекает их, а просто говорит, что и как делать.

Хоть и под присмотром взрослого руководителя, но все же сами пацаны ставят палатку и утепляют ее, собирают сушняк и пилят дрова, готовят еду, убирают посуду и содержат в чистоте территорию стоянки. Они сплачиваются, учатся слышать друг друга и поддерживать. А возвращаясь домой, ставят в огороде палатку, чтобы продлить мальчишеское удовольствие от спартанских условий.

Сам Николай Петрович с детства помогал отцу ухаживать за двумя группами коров, а в свободное время бегал на конный двор. Мальчишкой часто ходил в школьные походы, отправлялся в ночное с соседом-пастухом, а иногда ему доверяли самостоятельно переправлять табун через речку и путать лошадям ноги, чтобы табун не разбежался.

Макаров по себе знает, что именно в труде и в походе мальчишка превращаются в мужчину. А что делать, если современная школа в поход не водит? Как же повзрослеть тогда пацанам? Как им научиться быть самостоятельными и брать на себя ответственность?

И он придумал первый поход на ключ. Всего на два дня. Мальчишки загорелись, родители поддержали. Потом была поездка в музей боевой славы, а нынешним летом – новые походы. А постепенно за сыновьями в походную романтику потянулись и родители.

Спасские «солдаты», как зовет своих подопечных Николай Петрович, пойдут кто в седьмой, кто в восьмой класс, но уже сейчас у них есть бесценный опыт самоорганизации. Перед походом они собираются и договариваются, кто что возьмет. Уже умеют учитывать любые неприятности погоды и разные непредвиденные обстоятельства.

Да и родители рассказывают, что когда мальчишки начали ходить в походы, они стали гораздо больше помогать дома, более уважительно относиться ко взрослым.

Беседовала с «дядиколиными» пацанами я на детской площадке, которую форштадские мальчишки и девчонки создают вместе с родителями. А уходя, услышала, как буквально за полминуты они приняли решение провести на площадке субботник, коротко обозначая, кто берет метлу, кто грабли, кто мешок для мусора.

Ответственность – вот та самая граница, которая отличает взрослого человека от ребенка. Не важно, в каком возрасте это происходит, но если ты начинаешь брать на себя ответственность – тебя можно считать взрослым человеком.


Рецензии