Дмитрий Урнов плохая проза

Дмитрий Урнов «Плохая проза».
(Статья из книги «Пристрастия  принципы».1991 г.)
Смысл рассуждений автора: запрещённая литература знает, что запрещённость-надёжнейшая для неё защита. Попробуй тронь!
Во времена КПСС были и нелепые политические запретительства. Запрещали справочники мировых рекордов, поварённые книги, албомы по истории балета(в них упоминались нежелательные лица!).
По этому поводу ещё В.И.Ленин негодовал; как возмущался он при виде то ли вредителей, то ли просто безграмотных: это сознательный саботаж или же обычное головотяпство? Так могут работать либо дураки, либо провокаторы-говорил Ленин.
Соединение глупости и гнили (часто в одном лице) создавало среду необычайно питательную для запрещённой литературы. Часто такую литературу называют «другой» или «альтернативной».
Многие извлекли из этого заколдованного круга свою выгоду, попади в этот круг, под запрет, и за писателя, даже талантливого сойдёшь!»Всё в порядке, меня уже запретили!»_ сказал один писатель и какую выгодную позицию получил: и страдалец (за правду!), и благополучнийший человек, и власт не признаёт и совсеми сильными мира на дружеской ноге, всё время его запрещают и всё время разрешают, и боятся его, включая притеснителей, и горой стоят за него…
Тип этих писателей отчётлив: поносители тех самых условий, которые их же, этих людей, и породили…
Имея ввиду литературу прошлого века, Горький говорил о блудных детях буржуазии, теперь,с поправками на время, появились блудные дети нашей высшей бюрокртии, как яркий пример ренегатства.
Стало как-то неприлично сказать о запрещённой литературе то, что думаешь о ней-что она без таланта, лжива и пуста.
Нам общественное мнение просто не позволяет сказать о ней то, что мы думаем о ней. Читать её большей частью  совершенно невозможно, и не потому, чтоочернительство или клевета, а прост никуда не годится…
Напечатайте подобную литературу и её завтра забудут.
Запретительство романов В.Войновича «Иван Чонкин» и «Путём взаимной переписки» сделало его не по таланту известным и популярным. Имено по этой причине за рубежом В.Войновича ставт в один ряд с гоголем, Иосифа Бродского- с Пушкиным, А.Солженицына с Достоевским, Б.Пастернака с толстым, Ю.Трифонова с Чеховым…
Так уж получилось, если автору плохо от властей_ то н смей сказать, что он плохой писатель, если он тысячу раз этого заслуживает…
Если бы не запрщали, о многие бы сказали бы:»Зачем это печатать! Такого добра во всём мире уже столько напечатано!»
Разрешить запрещённое нелегко. Все выгоды своего положения запрещённое знает и будет всеми средствами, вплоть до саботажа или провокаций, будет бороться за сохранение статуса наибольшего благоприятствования для себя- запретного плода.
Может вдруг откроется, что запретители находятся на содержании у запрещённой литературы.
Главное -найти, чем шибануть публике в нос, а кто не поддался, не оказался огорошен, тот записывается в «не понимающие», что такое искусство…
PS. Около двадцати лет назад выписал мысли выше приведённые в каком то журнале, возможно «Литературной газете». Они были столь созвучны мне, что по старой привычке занёс их в «Стародавнюю тетрадь».
Прошедшие годы только укрепили меня в правильности, наблюдательности и честности писателя.
Сколько примеров каждый прилежный читатель приведёт из своего читательского опыта. Найдутся и книги подобные, получившие Нобелевскую премию.
Несколько слов об Урнове Дмитрии Михайловиче- советский и американский литературовед, член Союза писателей СССР, окончил филологический факультет МГУ, автор нескольких книг…
Отмечу, его особо не жаловали те литературные деятели, получившие в те годы звание «диссиденты», он им отвечал тем же…
Мне показалось, что высказанные Дмитрием Михайловичем нестареющие мысли особенно актуальны в развитие трагических событий между Россией и Украиной и роли Запада в этой трагедии.
Март 2022 года.


Рецензии