Томилов

Вспоминается мне ещё человек один,из старшего поколения,Томилов,такой, Николай Алексеевич,работал у нас с электриком,но это уже на моей другой работе ,куда я перешёл в 1982 году,это был целлулозный завод номер один,пыхтевший у нас с1934 года,что ли.
Томилов уже дорабатывал последние ,года полтора перед пенсией ,вот мне и пришлось с ним в это время познакомиться.Странный был человек,замкнутый,суровый- побаивались его,даже..!Был умён,грамотен,работу любил копошистую,как говорил про него Саша Млёхин,бывший его ученик.Томилов был глуховат и это его ещё в большей степени обосабливало.Он был неожиданнен вспыльчивостью своегохарактера и ни одного изнас ставил ,как говорится на место,но по сути своей,как ни странно, был человеком не злым,просто жизнь во многом его таковым сделала.Сидит,бывало,с нами за одним столом и не дай бог зайдёт речь о политике,за жизнь,заводился он тут с полоборота и говаривал такие речи,что дух захватывало..!Всю советскую жизнь он знал изнутри,великолепно разбираясь в подоплёке любого события из истории или настоящего.Совслужащих называл холуями,а жизнь их холуйством- это запомнилось капитально,доставалось всем ,горяч был в своих рассуждениях.И ещё я понял,что он был совестливым человеком,он говаривал: - Мне стыдно за то,что мы оставляем своим детям и внукам...!Он имел ввиду, ту, начинавшуюся разруху 90х годоа,конечно.
Ответственым был, высоким человеком,теперь уже и не знаю,жив ли ,нет ли....
Он при уже,чем то всё болел,нервным,ходил на уколы,лечился.
В молодости служил на флоте,лет семь, в 50е годы ещё- основателен был во всём до тонкости.
Ко мне относился как то очень хорошо,видя во мне как бы родственную душу,что ли..Был у нас ещё работник,такой,Толя Фофанов,царствие небесное(погиб на пожаре),
Смешной мужичок,своей необыкновенной флегматичностью и он к нему тоже благоволил,правда посмеиваясь,так по доброму.Толя был смешон своим безразличием  и похренизмом к своей жизни и тяжко пил,потому как несчастен был в личной жизни,был в разводе.Его похмелье, было, каким то бесконечным.Прийдёт с утра, сядет на стул у стола,лицо пунцовое,цвета клюквы -сидит молча,с какой то потешной флегматичностью.,над ним всё время подкалывали,называя Фофаном.На голове у него бывала синяя лыжная шапочка,он поворачивает голову ,а шарик из ниток при этом перекатывается по кружку,очень потешно было наблюдать.Толя в своём горе, был как то необыкновенно смешон..!


"2"


И вот ,как ни странно к нему наш Томилов,был наиболее снисходителен,хотя к другим за какие то грехи,  не спускал совершенно..!  Принесли,помню, из гаража стартёр автомобильный для ревизии;в грязи,в мазуте,прямо ,что называтся, с пылу из под машины,какой есть,а поручили Николаю Алексееевичу,на ту беду. Возмущению его,тут,не было предела !_- Я что здесь, прачка вам ,молодой человек, по имени халява..?! Молодому человеку,Липскому Серёге,пришлось тот  час заворачивать оглобли и  счищать добросовестно накопленную грязь,со стартёра,вверенной ему машины...! В гневе своём,Алексеевич был неожиданен и суров - воспитывал нас во мгновение ока...В тоже время была в нём и какая то деликатность.Я помню послали нас с ним в котельную посмотреть какой то не значительный насосишко ,то есть движок к нему ,по нашей электрочасти,Движок ,как оказалось,накрылся,то есть сгорел,вышел из строя,но рядом был резерв, сразу переключили ,а сгоревший попёрли в цех на ремонт,так вот, Томилов не решился, меня ,молодого заставить его нести,а понёс сам,сказавши,что" одному легче, чем вдвоём..!" Я то не  понял сразу,не знал его достаточно ещё,а Саня Мелёхин рассказал, всё,объяснив..Деликатный был человек ,порядочный ,хотя и суровый...
Уже перед самым уходом на пенсию,задумал он для себя тележку сделать.Два колеса у него давно было припасено,хорошие ,такие,дутыши  от мотороллера.Потом он натащил солдатских  кроватей,благо воинская часть была под боком ,вернее дуг от них ,спинок, и очень ловко скомпоновал из них каркас,используя, как ему надо было,где сами трубы,а где сами дуги.Если всё это сваривать   из водопроводных труб,это было бы раза в три тяжелее..А вот он додумался из кроватей...!
Потом,через годы спустя,я и сам использовал эту ловкую идею, для своей тележки,правда, несколько развив её, по своему.Дуги у меня пошли;  и под короб,и для стоек колёсной оси...совсем уж красиво получилось..
Потом он не один год проходил с этой тележкой,что то всё время перевозя по хозяйству.Он, выполнял свою директиву убеждения о том ,что"главное в жизни ,это трудотерапия..!"
В последствии, и он меня увидел, уже с моею телегой,встал как вкопанный и смотрит,было видно, что он признал "родню" ,что ли,в моей уже конструкции и наверное оценил..!


Рецензии