Строительство Третьей Республики 1989-2010 гг

1. Строительство современной политической системы

Парламентские выборы, состоявшиеся в июне 1989 г., показали силу «Солидарности» и слабость политического режима ПНР. ПОРП потерпела сокрушительное поражение. Избрание президентом страны В. Ярузельского на совместном заседании Сейма и Сената стало возможным только потому, что часть депутатов от оппозиции не участвовала в заседании, а многие воздержались при голосовании. 20 августа Ярузельский вынужден был поручить формирование правительства известному деятелю оппозиции Тадеушу Мазовецкому. В коалиционный кабинет были приглашены и представители ПОРП, однако они оказались там в явном меньшинстве. В первоначальный состав нового правительства вошли 12 деятелей «Солидарности», по 4 члена ПОРП и ОКП, 3 члена ДП и один беспартийный. Таким образом, ПОРП лишилась привычной для нее роли правящей партии.
Во второй половине 1989 г. в Польше началось строительство новой политической системы. К ноябрю в стране официально зарегистрировали 154 политические партии, причем все существовавшие ранее партии переживали значительную программно-организационную перестройку. XI съезд ПОРП, состоявшийся в январе 1990 г., принял решение о самороспуске бывшей «руководящей и направляющей» политической силы. На ее основе возникли новые партии, самой сильной из которых стала СДРП (Социал-демократия Республики Польша) под руководством Александра Квасьневского и Лешека Миллера. Из правительства летом 1990 г. были выведены все министры, представлявшие ПОРП. Польская крестьянская партия (ПСЛ) заняла место Объединенной крестьянской партии, а Демократическая партия, пройдя через существенные кадровые перемены, так и не сумела найти себе достойное место в новой политической системе.
Сама Польская Народная Республика формально перестала существовать 29 декабря 1989 г., когда в текст Конституции 1952 г. были внесены изменения, закрепившие отказ от «социалистического характера государства». Новое государство стало называться «Республика Польша» или «Третья Речь Посполитая», что подчеркивало преемственность со Второй Речью Посполитой. Из текста старой Конституции были изъяты преамбула, а также статьи о руководящей роли ПОРП и союзе с СССР, но добавлены положения о свободном развитии политических партий, самоуправлении и свободе предпринимательской деятельности. Орел на государственном гербе вновь обрел корону. В Сейме и Сенате в конце 1989 г. началась работа над новой Конституцией страны, а в 1990 г. была ликвидирована цензура, появились реальные гарантии политических и гражданских свобод.
Профсоюз «Солидарность», который после легализации так и не достиг прежней численности, оставался важной политической силой страны (однако далеко не самой массовой). Его пользовавшийся большой популярностью лидер Лех Валенса, лауреат Нобелевской премии мира, почетный доктор многих университетов, до конца 1990 г. оставался практически на обочине политической жизни. Он все сильнее критиковал правительство Т. Мазовецкого за недостаточно энергичные действия. Под давлением сторонников лидера «Солидарности» в парламенте В. Ярузельский согласился подать в отставку, тем самым открыв Валенсе дорогу к посту президента. В конце ноября 1990 г. в стране состоялись всеобщие президентские выборы, в которых приняли участие пять кандидатов, в том числе – Л. Валенса и Т. Мазовецкий. Таким образом, вскрылся глубокий раскол в лагере «Солидарности». Лех Валенса победил только во втором туре. Интересно отметить, что его главным соперником стал не Мазовецкий, а никому не известный в Польше Станислав Тыминьский, репатриант из Перу, за которого проголосовали те поляки, которые особенно пострадали от перемен.
Церемония вступления Валенсы в должность президента состоялась в декабре 1990 г. в Королевском замке. Последний президент польского правительства в эмиграции Ришард Качоровский передал довоенные президентские регалии Леху Валенсе, а В. Ярузельский не был даже приглашен на инаугурацию. Тем самым подчеркивалась преемственность Второй и Третьей республик, а ПНР как бы символически вычеркивалась из польской истории. Теперь именно Валенса стал главным действующим лицом польской политической сцены, так как избранный еще в 1989 г. «контрактный» Сейм утратил к этому времени свой авторитет в обществе.
В мае 1991 г. было принято решение о пропорциональном распределении депутатских мандатов в будущем новом парламенте. Предвыборную агитацию начали не только многочисленные партии, но и Католическая Церковь, которая все активнее включалась в политическую жизнь страны, поддерживая различные правые силы и призывая верующих не голосовать за сторонников отделения церкви от государства, легализации абортов, а также за атеистов. В ходе предвыборной кампании шел необратимый процесс распада лагеря «Солидарности», который в оппозиционный период своей истории объединял людей самых разных политических взглядов. Наиболее радикальные представители вчерашней оппозиции требовали призвать руководство ПОРП к ответу.
Выборы в парламент состоялись в октябре 1991 г. Победу одержали правые и центристские партии и движения, вышедшие из лагеря «Солидарности», но пребывавшие в состоянии жесткой конфронтации. Избирательный блок Союз демократических левых сил (СДЛС) во главе с СДРП получил второй результат. В Сейме оформилось 29 фракций, что превратило создание правительства в довольно сложную задачу. При этом президент Валенса постоянно вмешивался в работу парламента. В результате, сформированное после длительных переговоров правое правительство Я. Ольшевского просуществовало немногим более полугода. Основной причиной его падения стал скандал, связанный с принятием Сеймом решения о люстрации высших государственных деятелей и с разглашением подготовленного МВД секретного списка высших лиц государства, сотрудничавших с органами государственной безопасности ПНР. В данный список попали многие известные политики, в том числе – президент Л. Валенса. Новая правоцентристская коалиция создавалась более месяца. Однако и это правительство не отличалось прочностью и подвергалось резкой критике - как справа, так и слева.
В августе 1992 г. Сейм принял так называемую «малую Конституцию», согласно которой парламентская система правления трансформировалась в парламентско-президентскую.  Избиравшийся на 5 лет президент получил право высказывать свое мнение по поводу кандидатов в министры силовых ведомств и МИД, назначать правительство, сформированное Сеймом, и принимать его отставку. Важно отметить, что президент мог теперь распустить парламент в том случае, если после отставки кабинета министров не будет предложен новый состав правительства. Данный повод представился Валенсе уже в мае следующего года, когда Сейм выразил вотум недоверия правительству Ханны Сухоцкой (большинством всего в один голос). Однако до своего роспуска Сейм успел изменить закон о выборах, предусмотрев пятипроцентный порог для отдельных партий и восьмипроцентный – для коалиций. Кандидат в депутаты был теперь обязан подать декларацию, что он не был агентом органов безопасности ПНР.
По результатам выборов 1993 г. в Сейм прошли шесть партий, но победу праздновал Союз демократических левых сил, который вместе с занявшей второе место Польской крестьянской партией получил абсолютное большинство мест (соглашение о коалиции было достигнуто достаточно быстро). Левые, придя к власти, не подвергли ревизии курс на создание общества западного образца, однако замедлили приватизацию, стабилизировали заработную плату и приостановили рост безработицы. Левое правительство, которое возглавлял сначала Вальдемар Павляк (ПСЛ), а затем Юзеф Олексы (социал-демократ), вынуждено было считаться с президентом Л. Валенсой, который настоял на своем праве назначать министров силовых ведомств и МИД – из числа сторонников правых и правоцентристских партий. Таким образом, на практике правительство было весьма разнородным, а между правящей коалицией и президентом периодически возникали конфликты. Когда премьер-министр Ю. Олексы стал жертвой обвинения в сотрудничестве с органами безопасности ПНР, его место занял Влодзимеж Чимошевич (СДЛС).
На президентских выборах в ноябре 1995 г. победил лидер СДРП А. Квасьневский, который обошел Л. Валенсу во втором туре благодаря активности молодых избирателей, свободных от идеологических симпатий и антипатий прошлых лет.
Новая Конституция Республики Польша, одобренная в ходе общенационального референдума, была принята весной 1997 г. Документ определял Польшу как «демократическое правовое государство, осуществляющее социальную справедливость». Президент избирался на 5 лет, а парламент – на 4 года, причем именно парламент формировал и отзывал правительство, главу которого выдвигала победившая партия (или коалиция). Президент лишь формально утверждал состав правительства, то есть лишался прежних полномочий при назначении ряда министров. Однако он получил право вето в отношении принимаемых парламентом законов, преодолеть которое Сейм мог лишь квалифицированным большинством голосов (3/5). Другим предусмотренным для данного случая  вариантом было направление законопроекта в Конституционный трибунал, постановления которого имели окончательный характер. Важно отметить, что президент сохранил за собой право роспуска Сейма в том случае, если тот не мог сформировать кабинет министров. Правые силы активно критиковали включение в текст основного закона положения о праве граждан на труд и охрану здоровья, а также самого понятия «социальной справедливости», которое, по их мнению, придавало Конституции классовый характер (ибо было заимствовано из политического словаря социалистов).
Парламентские выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым оппозиционным  силам, не имевшим своих представителей в предыдущем Сейме, – блоку Избирательная акция «Солидарности» (ИАС), который был сформирован всего за год до избирательной кампании. Всего по итогам выборов в Сейм прошли пять партий. Было сформировано коалиционное правительство во главе с Ежи Бузеком, в состав которого кроме победившего блока вошла центристская Уния свободы (которая возникла в свое время также на базе «Солидарности»). Таким образом, теперь уже левый президент сосуществовал с правоцентристским кабинетом – и активно пользовался своим правом вето в отношении принимаемых Сеймом законов.
Новое правительство провело через Сейм ряд решений, осуждающих коммунистическую систему. В частности, был принят закон о люстрации, в соответствии с которым лица, занимающие высокие государственные и общественные должности, должны были подавать декларации о том, что они не сотрудничали со спецслужбами ПНР. Проверка деклараций была поручена специальному Люстрационному суду и так называемому представителю общественных интересов (а фактически – прокурору). Архивы секретных служб ПНР были переданы Институту национальной памяти. Теперь каждый гражданин Польши мог ознакомиться с собственным досье, если таковое было на него заведено при прежнем режиме.
В стране началась административная реформа, в ходе которой число воеводств сократилось с 49 до 16, однако заново было создано 272 повята (в качестве промежуточных звеньев между гминами (общинами) и воеводствами). При этом образовывались и новые органы местного самоуправления, которые во многом дублировали государственный аппарат, но зачастую не имели достаточных финансовых средств для эффективной деятельности. Стоит отметить, что реформа в сфере здравоохранения и образования привела к закрытию ряда нерентабельных больниц и школ в небольших населенных пунктах, что вызвало болезненную реакцию местного населения. Это стало одной из причин выхода из коалиции в мае 2000 г. Унии свободы.
Хотя правительство Бузека утратило большинство в парламенте, оно осталось у власти, ибо только СДЛС (преобразованный в 1999 г. из союза отдельных организаций в политическую партию) не опасался досрочных выборов. ПСЛ и Уния свободы перешли в так называемую «конструктивную оппозицию», то критикуя правительство, то поддерживая его. Очередные президентские выборы, состоявшиеся осенью 2000 г., вновь выиграл А. Квасьневский, причем уже в первом туре. Лех Валенса получил лишь один процент голосов избирателей, что означало конец его политической карьеры.
В 2001 г. Уния свободы и ИАС пережили кризис и раскол, причем часть либералов и правоцентристов, вышедших из этих организаций, создали Гражданскую платформу (ГП). Появилось и другое новое политическое образование более правого толка – Право и справедливость (ПиС) во главе с братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими. Набирала очки за счет недовольных реформами партия «Самооборона» (во главе с популистом Анджеем Леппером), организовывая блокады дорог, правительственных учреждений и массовые шествия. Однако на парламентских выборах 2001 г. победу одержала коалиция СДЛС и Унии труда, которые получили более 40% голосов избирателей. В Сейме, куда провели своих депутатов 6 партий, левые вынуждены были пойти на коалицию для формирования правительства с Польской крестьянской партией. Л. Миллер от СДЛС стал премьер-министром.
Новый кабинет считал первоочередными задачами оздоровление финансов, предотвращение грозящего стране экономического кризиса и ускорение вступления Польши в Европейский Союз. Однако коалиция с ПСЛ, которая не чуждалась популистских проектов,  оказалась непрочной. В результате, правительство никак не могло сформулировать внятной программы преодоления кризиса, а частые смены министров экономического блока не способствовали достижению устойчивости народного хозяйства. При этом оппозиция активно разоблачала коррупционные действия отдельных членов правительства и окружения президента, членов СДЛС. Результатом стал распад в феврале 2003 г. правительственной коалиции, причем кабинет Миллера в отставку не подал. Следующие два года наблюдалось непрерывное падение популярности как левого правительства, так и СДЛС. Окончательный раскол в рядах СДЛС произошел в марте 2004 г. А в мае того же года, на следующий день после вступления Польши в ЕС, Л. Миллер оставил пост премьер-министра – его преемником стал Марек Белька, сумевший сохранить свое правительство до новых парламентских выборов.
 В сентябре 2005 г. в Сейм прошли 6 партий: победила партия ПиС, второе место заняла ГП, а третье – «Самооборона». В октябре 2005 г. на президентских выборах во втором туре победу одержал кандидат от ПиС Лех Качиньский, опередивший лидера ГП Дональда Туска, имевшего лучший результат после первого тура. При формировании правительства ГП отказалась вступить в коалицию с ПиС. В результате, в ноябре было создано очередное правительство меньшинства, которое возглавил Казимеж Марцинкевич (ПиС). Только в начале мая 2006 г. удалось сформировать коалиционное большинство в составе ПиС, «Самообороны» и националистической Лиги польских семей. Лидер ПиС Я. Качиньский сменил Марцинкевича на посту премьер-министра в июне 2006 г.

2. Экономическое развитие

В середине 1989 г. полки магазинов были пустыми, а введение рыночных цен в конце июля привело к резкому росту стоимости жизни и гиперинфляции (составившей на рубеже 1989-1990 гг. 558%). Громадным был внешний долг страны – ок. 48 млрд. долларов США (сам американский доллар на черном рынке стоил уже 13 тысяч злотых). Для стабилизации ситуации правительство Мазовецкого приняло план Лешека Бальцеровича, опиравшийся на либеральные экономические принципы и предполагавший введение рыночных отношений и механизмов, а также  последовательное уменьшение государственного патроната в экономике и социальной сфере, В частности, предусматривалось удорожание кредитов, введение жесткого контроля над финансовой сферой, уменьшение государственного дотирования предприятий и товаров массового спроса, обеспечение внутренней конвертируемости злотого. План стабилизации, получивший одобрение и финансовую поддержку Запада, допускал временное сокращение занятости и появление безработицы, поэтому в народе этот курс правительства получил название «шоковой терапии».
1 января 1990 г. началась реализация плана Лешека Бальцеровича. Вскоре удалось переломить ситуацию в финансовой области и приступить к стабилизации курса злотого на достаточно низком уровне (9,5 тыс. злотых за доллар). Увеличился польский экспорт, исчез товарный дефицит, стало расти качество предлагаемых изделий и продуктов. Одновременно резко сократилось потребление населения, а розничные цены росли заметно быстрее зарплат в бюджетной сфере и на государственных предприятиях. Обанкротились некоторые крупные предприятия, особенно пострадали государственные земледельческие хозяйства. К осени 1991 г. число безработных достигло 2,4 млн. человек. По Польше прокатилась волна забастовок. А демонстрации временами перерастали в столкновения с силами правопорядка.
Продолжался процесс акционирования и приватизации предприятий, начатый еще в годы правления ПОРП. Кабинет Мазовецкого расширил масштабы денежной приватизации, но у большинства граждан страны не было средств для покупки акций. При этом доля частного сектора в совокупной продукции перерабатывающих отраслей промышленности стабильно росла: с 7,4% в 1989 г. до 36,6% в 1993 г. К 1997 г. в частном секторе производилось уже 64% ВВП (без учета сельского хозяйства).
Закон о национальных инвестиционных фондах (НИФ), принятый в 1993 г. для придания приватизации всеобщего характера, предусматривал передачу всему взрослому населению страны 60% имущества 512 предприятий. В 1997 г. были выкуплены почти все паевые свидетельства. Однако на практике идея всеобщей приватизации себя не оправдала. Многие НИФы обанкротились, а правительство и депутаты не уделяли должного внимания их деятельности. В целом, денежная приватизация проходила в стране более успешно.
Отметим, что в 1992 г. в Польше был преодолен спад промышленного производства и начался его подъем, продолжавшийся до 2000 г. (в среднем на 4-6,5% в год). Однако и промышленное производство, и ВВП в конце 1992 г. были все еще ниже уровня 1989 г. Рос бюджетный дефицит, из-за чего приходилось уменьшать финансирование здравоохранения, образования и урезать социальные выплаты. При этом в 1993-1997 гг. темпы роста ВВП увеличились более чем в 1,8 раза и были одними из самых высоких в мире. Затем в 1998-2005 гг. наступило новое их снижение.
Положительное сальдо во внешней торговле долгое время способствовало финансовой стабилизации. Проведение в 1995 г. деноминации национальной валюты в пропорции 10000:1 привело к внешней конвертируемости злотого. Однако введение визового режима с восточными соседями в конце 1990-х гг. вызвало резкое уменьшение объемов приграничной торговли, что стало одной из причин появления отрицательного сальдо во внешней торговле. В это время положение усугублял резкий рост цен на нефть и газ, которые поступали, в основном, из России. Внешний долг Польши постоянно рос: с 26 млрд. долларов в 1994 г. до 80 млрд. долларов в 2005 г. Внутренний долг в 2000 г. составил почти 33% ВВП. В целом, к 2001 г. экономическое положение Польши было довольно тяжелым. В промышленности наблюдался застой, безработица достигла 2,8 млн. человек, а бюджетный дефицит составил ок. 88 млрд. злотых.
В сельском хозяйстве положение было еще хуже. Лишенные помощи из госбюджета крестьянские хозяйства вынуждены были бороться за выживание. Массовая безработица в деревне привела к росту эмиграции – не только сезонной (ок. 200 000 чел. в год), но и на постоянное место жительства. Из страны в 1990-2005 гг. ежегодно выезжало на 15-20 тыс. поляков больше, чем возвращалось. Только после вступления страны в ЕС сельхозпроизводители стали получать целевую финансовую помощь из Брюсселя. Модернизация польского сельского хозяйства усилилась, однако возникли новые проблемы, связанные с квотированием производства отдельных видов сельхозпродукции.
В стране назревают серьезные демографические и социальные проблемы: заметно сокращается рождаемость, а польское общество быстро стареет.


3. Международные отношения


Республика Польша в 1999 г. стала членом НАТО, а в 2004 г. вступила в Европейский Союз.
С одной стороны, США пытаются использовать Польшу в своих целях – для сдерживания растущего влияния как Германии, так и России. С другой стороны, Евросоюз выстраивает свою Восточную политику с оглядкой на мнение Польши, которая одна может консолидировать усилия Вышеградской группы и стран Прибалтики. Таким образом, Польша является ключевым игроком в регионе ЦВЕ.
Постепенная нормализация отношений между Россией и Польшей  (после настоящего «обвала», пришедшегося на 90-е гг. ХХ в,) началась в конце 2000 г.. При этом двусторонние экономические взаимоотношения в начале XXI в. развивались более стабильно и предсказуемо, чем политические. Польша получала нефть и газ по приемлемым ценам именно из России, используя уже созданную инфраструктуру. Контракты о поставках газа из Дании и Норвегии, призванные обеспечить энергетическую безопасность Польши, оказались сложными для практической реализации. Тем не менее, в 2003 г. польская сторона приняла принципиальное решение сократить закупки российского газа. С другой стороны, Россия была заинтересована в строительстве новых газопроводов в Западную Европу, в том числе - по польской территории в обход Украины. В результате, в 2004 г. заработала первая нитка польского участка газопровода Ямал-Европа. Однако польская сторона часто предпочитала объединяться не с Россией против Украины, а с Украиной против России - в разработке новых проектов транзитной транспортировки через украинскую и польскую территории каспийской нефти и среднеазиатского газа.
Производственное и инвестиционное сотрудничество России и Польши развивалось достаточно медленно. В декабре 2001 года в ходе визита польского премьер-министра Л. Миллера в Москву была подписана Декларация о торгово-экономическом, финансовом и научно-техническом сотрудничестве. А 16-17 января 2002 г. В.В. Путин принял участие в работе Второго экономического форума Польша-Россия, открывшегося в Познани. Антироссийские настроения в Польше в то время были довольно сильны. Например, по результатам опроса, опубликованного газетой «Жечпосполита», более половины респондентов заявили, что инвестиции крупных российских компаний в польскую экономику вызывают у них серьезную тревогу, а 45 % - что российские инвестиции в какой-то степени опасны для экономической ситуации в Республике. Основные опасения, по мнению респондентов, вызывала возможная экономическая зависимость Польши от России, далее назывались проблемы «отмывания» в Польше «грязных российских денег», активизации в стране русской мафии и возвращения Польши в сферу российского политического влияния. Однако именно в 2002 г. произошла институционализация российско-польских отношений – были созданы Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества (во главе с министрами иностранных дел двух стран), Совет бизнеса России и Польши и  Форум российской и польской общественности.
Главными российскими инвесторами в польскую экономику долгое время были ОАО «Газпром» (строительство транзитного газопровода «Ямал-Европа») и ОАО «Лукойл» (сектор углеводородного сырья), но и они периодически сталкивались с определенными трудностями. Так, в 2002 г. польский премьер-министр Л. Миллер наложил вето на сделку по продаже завода в Гданьске (НЗП «Лотос») «Лукойлу». В 2003-2004 гг. РАО «ЕЭС России» безуспешно попыталось купить сеть польских электростанций. При этом в Польше успешно работали некоторые небольшие компании со 100%-м российским капиталом. Польские инвестиции в российскую экономику были заметны лишь в Московской и Калининградской областях, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и в отдельных секторах (торговля, строительство и производство стройматериалов). Важным фактором, сдерживавшим развитие инвестиционного сотрудничества, являлось отсутствие межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
С введением Россельхознадзором 9 ноября 2005 года эмбарго на поставки в Россию продуктов животного происхождения из Польши начался этап резкого ухудшения двусторонних взаимоотношений. 13 ноября 2006 г. Польша наложило вето на подписание нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (только в феврале 2008 г. переговоры по данному поводу были возобновлены). В августе 2008 г. польское руководство заняло жесткую прогрузинскую позицию по поводу грузино-осетинского конфликта, перешедшего в грузино-российское противостояние. Кроме того, Польша препятствовала реализации проекта «Северный поток», стремясь политизировать данный вопрос. Обостряла польско-российский политический диалог и проблема размещения элементов американской ПРО на территории Польши. В общем, вплоть до гибели Леха Качиньского 10 апреля 2010 г. под Смоленском отношения между Москвой и Варшавой оставались весьма натянутыми.
Тем не менее, все это время российско-польский товарооборот демонстрировал позитивную тенденцию роста. Например, в 2007 г. он вырос по сравнению с 2006 г. на 20,4% и достиг 17,9 млрд. долларов. Активно работали Российско-польская межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству, Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, Российско-польский форум общественности, а также Группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. Следует отметить, что польский премьер-министр Д. Туск занимал в отношении России более конструктивную позицию, чем президент Л. Качиньский. Например, в 2009 г. Д. Туск трижды встречался с российским коллегой В.В. Путиным, в результате чего между МИДами двух стран было подписано Соглашение по судоходству в Калининградском (Висленском) заливе, между министерствами культуры двух стран – протокол о сотрудничестве на 2009-2012 гг, а между министерством экономики Польши и Росатомом – Соглашение о ввозе в Россию облученного ядерного топлива с польского исследовательского реактора.
Очередной этап улучшения польско-российских отношений начался 12 апреля 2010 г., когда в России был объявлен День траура по погибшим полякам. Этот шаг был благосклонно принят польской общественностью. Кроме того, по центральному российскому телевидению был показан фильм режиссера А. Вайды «Катынь», который раньше не пользовался расположением российских властей и был доступен для просмотра лишь в некоторых кинотеатрах России (при прямой поддержке польского посольства). 18 апреля 2010 г. Д.А. Медведев вылетел в Краков для участия в траурной церемонии похорон Л. Качиньского и его супруги, где встретился с польским премьер-министром Д. Туском и спикером польского парламента Б. Коморовским. 8 мая 2010 г. в Москве состоялась новая встреча Д.А. Медведева с исполняющим обязанности президента Польши спикером Сейма Б. Коморовским, в ходе которой польской стороне были переданы 67 томов уголовного дела №159, касающегося расстрела польских офицеров в Катыни. А 9 мая 2010 г. польские солдаты приняли участие в параде на Красной площади (Б. Коморовский находился на трибуне в качестве почетного гостя).
Особо стоит отметить совместный труд российских и польских историков, а также специалистов в области экономики и международных отношений «Белые пятна — черные пятна: сложные вопросы в российско-польских отношениях», опубликованный в 2010 году, который подвел итоги работы Группы по сложным вопросам, вытекающим из российско-польских отношений. Уникальность книги заключается в том, что ее разделы позволяют сопоставить взгляды как российской, так и польской стороны на наиболее трудные главы совместной истории, включая советско-польскую войну 1919-1920 годов, отношения России и Польши перед началом Второй мировой войны, взаимодействие Москвы и Варшавы в рамках социалистической системы. Кроме того, освещается и ряд проблем современности - вплоть до 2008 года. Российская Федерация и Республика Польша имеют довольно противоречивое историческое наследие, причем российско-польские отношения никогда не были простыми. С одной стороны, День народного единства отмечается россиянами как национальный праздник, связанный с изгнанием из Москвы польско-литовских интервентов. С другой стороны, сама Россия принимала участие в разделах первой Речи Посполитой (а СССР – второй Республики, возникшей на руинах Российской империи). При этом русские и поляки - родственные народы, тесное взаимодействие которых обеспечило взаимопроникновение национальных культур.
В целом, можно сделать вывод о том, что общая скорбь объединила не только политических деятелей, но и простых людей обоих государств. В настоящее время происходит коренная перестройка российско-польских взаимоотношений. Сегодня российско-польский диалог демонстрирует позитивную динамику. Никогда еще народы двух государств не были так близки. По нашему мнению, потепление польско-российских отношений выгодно обоим государствам. Российская сторона получает более свободный доступ на рынки ЕС и облегчение визового режима (именно Польша рассматривает в настоящее время вопрос о выдаче российским гражданами пятилетних шенгенских виз). Для польской стороны, в свою очередь, важно увеличение торгового оборота со странами СНГ, а также усиление своей роли в регионе ЦВЕ - в качестве посредника между Москвой и Брюсселем. Нужно подчеркнуть, что Россия – второй по значению торговый партнер Польши после Германии. Таким образом, выбор должен быть сделан в пользу отказа от «исторической внешней политики», в пользу будущего и взаимной экономической выгоды.

Выводы

В декабре 1990 г. в Королевском замке состоялась торжественная передача последним президентом польского правительства в эмиграции Рышардом Качоровским президентской власти Леху Валенсе. Так в конце ХХ века Польша стала полностью суверенным государством - только для того, чтобы в начале следующего века, в 2004 г., пожертвовать частью своего суверенитета ради вступления в Европейский Союз. Современная Польша - Третья Республика - добилась согласия и примирения со своими старыми врагами, Германией и Австрией. Теперь предстоит примириться и с Россией, сделав выбор в пользу взаимовыгодного сотрудничества.


Рецензии