Записки Старика Борисыча. Как мы играли в КВН
Но я хочу рассказать не о футболе. Дело в том, что в тех же семидесятых у нас состоялся еще один «Матч века», не имевший отношения к официально зарегистрированным Олимпийским комитетом видам командного спорта. Это был КВН! Университетский КВН, возродившийся после некоторого перерыва.
А почему же «Матч века», спросит кто-нибудь из современной молодежи. Дело в том, что в ту пору у нас в университете были два, самых пожалуй крупных факультета: физико-математический (Физмат) и историко-филологический (ИФФ). И вот между этими факультетами постоянно шла негласная борьба за то, кто из них более интеллектуален и, как сейчас говорят, креативен.
Что же касается студенческой среды, то тут же вспоминается старый анекдот, о том, как Осел и Мартышка поступали в университет. И вот когда после поступления они встретились, осел с гордостью промолвил: «Знаешь, Мартышка, я – самый умный парень на ИФФ!»
- Ну и что, – ответсвовала Мартышка. – Зато я – самая красивая девушка на Физмате!
На самом деле все было не столь категорично. На ИФФ учились действительно умные и талантливые ребята. В особенности на литературном отделении. И достаточно многие из них переводились в Москву на литературу или журналистику (тем более специальности «журналистика» у нас не было).
Да и на Физмате была куча классных девочек, почему-то преимущественно математичек. Но мы, физики и математики с удовольствием кадрили именно ИФФ-шных красоток, а вот их орлы относились к нашим девчонкам значительно более индифферентно. Боялись что-ли их аналитически умов…
Однако, несмотря на в общем то располагающее к нам отношение, филологини все равно смотрели на нас несколько (самую малость) сверху вниз. Так если наша физматовская компания проходила мимо ИФФ, то если филолгинь было больше двух, они тот час переходили на английский, французский или немецкий языки (а в ту пору их учили отнюдь не как сейчас, а много лучше) и позыркивали на нас этак, как капитан Кук на аборигенов. Ну а мы, естественно, всячески демонстрировали, что не «все математики - сухари», а посему увлекались и театром, и литературой, и музыкой (преимущественно роком).
О, о тех временах, особенно в аспекте гендерных отношений можно рассказывать много и вкусно, но тогда мы начисто уйдем от основной темы. Автор же надеется, что сказанное ранее позволит понять, почему КВН между ИФФ и Физматом стал небольшим (хотя по меркам нашего города не таким уж и небольшим) Матчем века!
Автор, увы, не помнит, как называлась команда ИФФ, мы же были «Гренадерами Физмата». Название возникло после знакомства с песней «Марш гренадеров» Ю.Кима.
Сейчас, через полувека после описываемых событий трудно вспомнить тех, кто был причастен к игре.
Дело в том, что команда – это не только те, кто на сцене. Например, наши девчонки-физматовки принимали очень малое участие в действиях непосредственно на сцене. Но они внесли весомый вклад, склеив нам из бумаги гренадерские кивера и манишки мундиров, то есть придав команде вид. А еще к нам почему-то благоволили девчонки из медучилища. У них даже была своя микрокоманда болельщиц, которая вполне уживалась с нашими физматовками. Но об их роли – позже!
Или вот – Капитан болельщиков. В ту пору во встречах участвовали только две команды, а потому их болельщики рассаживались компактно. А Капитану болельщиков надлежало управлять этой массой, командуя, когда свистеть соперникам, а когда запускать аплодисменты нашей команде
Я даже не знаю, есть ли сейчас такие люди. Нашим Капитаном болельщиков был очень авантажный Руслан Котов (Кот). И для пущей солидности наши девочки склеили ему дивный черный цилиндр. И вот, встанет Кот, махнет цилиндром слева направо и болельщики «Гренадер» одновременно вскакивают и начинают бешено аплодировать. А махнет цилиндром сверху вниз и из наших рядов раздается такой свист – Соловью-разбойнику и не снилось.
Да, сейчас трудно вспомнить даже всех членов команды, которые выходили на сцену. Я вот перебирал свои старые фотографии. Их оказалось всего пять. И лишь на одной из них нас целых пятеро. Слева на право: Славик Шевлоков, Витя Лапотко, Толик Курашинов, Алик Березкин и ваш покорный слуга. Еще на одной фотографии просматривается Володя Книжник. А где он, там непременно и Женя Канапко. (Книжкин и Принц – ключевые фигуры в моем рассказе «Как мы снимали кино»). На той же фотке –запечатлен и Миша Дигилов. А на третьей имеет место быть запечатленным Гена Чернышев, правда в гриме. Ясно, что при такой скудости архивных материалов и склеротической памяти последовательно изложить ход событий не представляется возможным. Поэтом дальнейшее мое повествование будет скорее напоминать нарезку из памятных лично мне эпизодов.
Честно говоря, я не помню по именам всех ИФФ-шников, которые с нам и сражались. Помню только замечательного Залима Мирзоева (Ох, будь он капитаном, туго бы нам пришлось…), Мирослава Битокова (Литературный факультет МГУ, на минуточку), Игоря Безбородова, Володю Альтфедера. Не-е, на бой выходили не «ополченцы», а вполне себе «рыцарчуки филологии и литературы».
Но вот что нужно упомянуть. «Тренером» нашей команды был уникальный человек Саша Поплавский, кандидат философских наук, хотя и заканчивал физику. Он был из старых еще КВН-овцев, образца шестидесятых годов. Тогдашний КВН породил целую плеяду ярких личностей. Недаром в нашем приветствии звучали слова:
Да, были люди в наше время,
Не то что нынешнее племя,
И всяк из них блистал.
Вот Петросян, Унежев Витя
Такие делали открытья,
Что зал рукоплескал!
Кстати, Физико-математическая школа при КБГУ для одаренных детей носит имя Петросяна Гургена Погосовича… Того самого!. Не могу не упомянуть Сашу (Витаминыча) Позднякова. Великолепный педагог, который научил меня самого (и не только меня) понимать, как решать задачи по физике, а главное, как научить других не пугаться физики.
«Битва титанов» происходила в нашем драмтеатре, поскольку тогда достаточно большим залом Университет не располагал. Нормальный зал появился чуть-чуть позже, когда достроили новый корпус Физмата. Сам же драмтеатр находился на границе парка, в относительной близости от городской танцплощадки, и поэтому место сие не являлось островком спокойствия.
Соответственно, меры обеспечения спокойствия и безопасности городскими властями были приняты чрезвычайные – три кольца милиции дотошно проверяли приглашения приглашенных и безжалостно отсекали остальной народ. Поэтому, когда дочка, забывшая приглашение дома, обозвала нашу доблестную милицию «фашистами», то очень скоро оказалась в КПЗ. И папе ее пришлось таки приложить определенные усилия, дабы вызволить дитятко из застенков и водворить в зал.
Но вернусь к приветствию.
На пустой сцене появлялся Гена Чернышев – личность абсолютно уникальная во всех отношениях. Светленький, невысокий, щупловатый и не с самым густым волосяным покровом на голове. Нет, рассказывать о Гене – это не просто отдельная тема а повод для, ну минимум, рассказа. Ну а тут выходит такой щупленький на пустую сцену и начинает орать со слезой в голосе: «Дядя, дядя!». И выходит «дядя» весь из себя в кивере (из бумаги) и ментике гусарском (тоже из бумаги – наши девочки постарались!). Ну а дальше, «племянник» плачется, как их обижают всякие филологи. И тут «дядя» дает команду, после которой на сцену строем выходит команда «Гренадеров Физмата». В киверах и ментиках «из того же материала».
Еще раз напоминаю, что во времена оны были еще послабления и, например, песни Юлия Кима, были именно его песнями, а не песнями Ю. Михайлова. И вот одна из песен цикла Кима о войне 1812 года – «Марш Гренадеров» и стала нашей коронной песней. Она потребовал минимум переделок в тексте. Кроме того, команда поддержки умудрилась сделать достаточное количество плакатов, чтобы в заключении приветствия, наша сторона болельщиков орала: «И пусть повезет гренадерам – ИФФ с поля боя не уйти!»
***
Конкурс миниатюр. Тогда этот конкурс подразумевал сценку, в которой могли участвовать только двое. Наш сюжет был строился на классике: Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Итак, на сцене Алик Березкин и Толик Курашинов (Шерлок Холмс) , со скрипкой, на которой он играл как Остап Бендер в шахматы – второй раз в жизни. Далее – диалог:
-Ватсон, на вас сегодня дивные сиреневые кальсоны.
-Холмс, но как?.. Ваш дедуктивный метод?
- Да нет, просто вы забыли надеть брюки.
Честно, юмор был, ну не самого высокого пошиба. Но зал ржал! Почему, – спросите вы, и я отвечу. Холмс должен был играть на скрипке. Но насколько Курашинов шикарно владел бас-гитарой, настолько он был чужд скрипке. По этому под его пальцами (напоминаю, что диалог должен был вестись под «дивные» звуки скрипки) скрипка издавала такие звуки, что да, при достаточно извращенной фантазии их можно было бы назвать дивными. Зал уже не смотрел на подштанники Березкина – он упивался музыкой скрипки!
Кстати, о Курашинове. В принципе, личность тоже достаточно легендарная. Я вот подумал, что истории о большинстве тех, кто играл тогда в КВН с любой стороны достойны отдельного написания. Но не будем растекаться мысью по древу.
* * *
Был тогда музыкальный конкурс. Суть его состояла в том, что каждая из команд должна была представит и исполнить песню. Ну вокально-инструментальных ансамблей в ту пору в Университете было до, … много, в общем.
То есть у наших то вообще проблем не было – пол состава – Физмат. Да и репертуар у них был очень соответствующим – два часа могли петь на отечественных языках. Забегая вперед, скажу, что ансамблю «Лоренды» (так они назывались) профком пошил минимум два комплекта сценических костюмов. И классно они выглядели в жёлтых, типа велюровых, штанах из, судя по всему, списанных штор и красных бархатных курточках (из штор, списанных еще раньше).
Но в те времена проблемы были не со штанами, а с аппаратурой. Да. У «Лорендов» чего-то было. И даже работало. Физики все-таки. Но на КВН сработал «визит-эффект». И когда они пели замечательную песню про Кабардино-Балкарию, у них загорелся усилитель. И что вы думаете? Лоренды восприняли это не просто индифферентно, а еще, как некий положительный спецэффект. И Толик терзал басы с совершенно вдохновенным лицом, а над дымами возвышался Слава (Граф) Успенский, заливаясь соловьем:
Полыхаю в угаре я, словно ветка в огне.
Кабардино-Балкария снится-грезится мне!
А вот конкурс «Домашнее задание» мы конкретно обосрали. Причем так, что все, что было выиграно в предыдущих «схватках» сошло на нет. Почему – да, не важно.
Последним был конкурс капитанов. И в этом конкурсе мы их сделали конкретно. Как? Спросите у меня. Может и расскажу, поскольку капитаном «Гренадер» был я…
* * *
В общем, мы выиграли. Потом, кровью, а также напряжением последних мозговых извилин. Пусть с перевесом всего в одно очко. Но победа осталась за нами!
Ну а потом Команда-Победитель с наиболее ярыми своими поклонниками вышла на центрально площадь города: благо – близко. Мы надели наши бумажные кивера и, наполнили выигранный кубок спиртом (девочки из медучилища постарались), выдавили туда десяток мандаринин и пустили его по кругу. Далее было решено построится так, как мы выходили на приветствие и в таком виде с песнями пройти по главной улице до Университета.
Но когда колонна уже вышла на проезжую часть, впереди появился желто-синий мотоцикл с люлькой и блюстителями порядка в форме. На их лицах было написано желание тащить, не пущать и всячески пресекать. И вдруг из рации, установленной в коляске донеслись какие-то квакающие звуки, в которых, впрочем, можно было разобрать слова «КВН», «Физмат» и «Победители». Тогда их милицейский Старшой подошел к нам и сказал: «Значит так. Я еду первым, чтобы вас кто не задавил. А вы строем за мной. И пойте громче!»
Вот так закончился наш «матч века», не столь может быть представительный, как финал Лиги УЕФА, но оставшийся навсегда в каждом из нас.
Свидетельство о публикации №222030200777
А самые смешные минуты в этой игре - подготовка к КВН. Скулы болят, живот сворачивается, выученные слова от смеха произнести трудно. Мы с мужем познакомились на КВН..
Светлана Лобова 31.03.2022 11:14 Заявить о нарушении
Спасибо за теплые слова.
Насчет подготовки – Вы правы. А посему, хочу поделиться с вами одной историей из нашей подготовки. Репетиции у нас проходили поздно вечером, когда в корпусе Университета не оставалось даже вечерников. И свет в длинных коридорах был если не выключен совсем, т о ограничен одной маломощной лампочкой.
И вот как=то пошли наши девушки (я о них писал) в туалет. И вдруг визг, и девчонки с криком «Там привидение!». Врываются в зал. Мы мужественные мужчин ы разумеется выходим на охоту за привидением. И действительно, в конце коридора движется фигура в пространных одеждах, гремя и посверкивая цепями и очами. И тишина...Мы, решив мужественно искоренить эту нечисть движемся ей навстречу и обнаруживаем в лице привидения аспиранта Диму. А у него, оказывается длительный эксперимент. Поэтому в лаборатории у него был чайничек с крышкой на цепочке – откуда и звон кандалов, и домашние тапочки – откуда бесшумность передвижения. А зловещий отблеск очей – очки у него сильные были. Вот так разрешилась эта история.
С уважением Борис Балкаров
Борис Балкаров 31.03.2022 14:26 Заявить о нарушении
Светлана Лобова 31.03.2022 14:41 Заявить о нарушении
Борис Балкаров 31.03.2022 15:10 Заявить о нарушении
Ваш Борис Балкаров
Борис Балкаров 31.03.2022 16:37 Заявить о нарушении