Курсантская Жизнь-13. Учебные аэродромы училища

     В Ставропольском училище было несколько учебных авиационных полков, как, впрочем, и во всех училищах. Полки эти располагались на своих аэродромах, можно сказать, вокруг Ставрополя. И далеко, и близко. Каждый полк базировался на своём, базовом аэродроме с бетонной ВПП и имел ещё и полевые аэродромы, их ещё называли «летние лагеря», потому как они действовали обычно только летом. Речь идёт о времени, когда я был курсантом, то есть о времени с 1973 по 1977 год. Мы, курсанты, особо не заморачивались понятием «полк», в ходу было понятие «аэродром». А полк мог иметь один или два полевых аэродрома.

     В Грозном был учебный полк на аэродроме Ханкала, с бетонной ВПП, там до некоторых пор базировался боевой полк. Этот полк был знаменателен тем, что в нём летал космонавт Комаров. От Ставрополя это было в 360 км на юго-восток. Летали там на Л-29. Был в тех краях ещё аэродром Слепцовская. Он бы в 50 км к западу от Грозного и имел две полосы – грунтовую и вторая была наполовину из «железки», а наполовину асфальтовая. Вот там мне довелось полетать на первом курсе и вылететь самостоятельно на Л-29. Место было интересное, рядом горы, в хорошую погоду был виден Казбек. Пилотажные зоны были в предгорье.

     А вот Холодногорский полк, например, находился совсем рядом со Ставрополем, всего в 12 км на восток от города. Его так и называли – «придворный», лётчики-инструкторы жили в Ставрополе. Летали там в моё время на Л-29. А полевой аэродром у полка был в Кореновске в двухстах км на запад, уже в Краснодарском крае. Там мне тоже довелось полетать на втором курсе на Л-29. Кореновск считался одним из лучших училищных аэродромов. Юг, тепло, фрукты. Отличная столовая. Приличный населённый пункт под боком. И сама обстановка полевого аэродрома была просто «домашней». На выходные почти все инструктора улетали домой в Ставрополь и мы обретали относительную свободу…

     Был учебный аэродром в Светлограде, это в 80 км на восток от Ставрополя. По-моему, он тоже был полевым аэродромом Холодногорского полка, а позже там построили бетонную ВПП. Но как-то мало «фигурировало информации» о нём, для меня, по крайней мере...

     Тихорецкий полк имел бетонную ВПП и располагался в 170 км от Ставрополя на запад. Это был солидный обустроенный аэродром рядом с городом. Там в наше время курсанты третьего и четвёртого курса летали на МиГ-17.

     Был ещё училищный полк в Сальске, это в 150 км от Ставрополя на северо-западе. Это уже была Ростовская область. Аэродром там был какой-то неуютный, хоть и рядом с городом. Степи вокруг, постоянные ветра. ДОСы, в которых жили инструктора, располагались на аэродроме на тех же «семи ветрах». Не считался этот полк «хорошим местом службы». Довелось мне там полетать на четвёртом курсе на МиГ-17, да ещё зимой и весной. Вкусили мы там все прелести, - и мёрзли в казарме, и чистили от снега самолёты, и в городе практически не бывали. Там же курсанты летали и на Су-15 на третьем и четвёртом курсе. Если честно, то завидовали мы им, - летают на современных самолётах, даже в ЗШ! А мы на старых МиГ-17, как и на Л-29, в потёртых шлемофонах…

     Было в Сальском полку ещё два полевых аэродрома – Зимовники и Мариновка. За Зимовники даже как-то и мало слышал, он, по-моему, и не каждый год работал. А находился он от Ставрополя в 200 км почти на север. Слышал только, что «сильно полевой» был этот аэродром…

     А вот Мариновка, это была ещё одна «жемчужина». Этот аэродром со стандартной военной бетонкой 2500 на 48 метров располагался на берегу Волго-Донского канала и был самым дальним аэродромом от Ставрополя, - больше четырёхсот км от Ставрополя на азимуте 20 градусов, в Волгоградской области. Летали мы там на третьем курсе в 1976 году на МиГ-17, а буквально до 1975 года там базировался боевой полк на Су-9. Там был соответствующий военный городок, куча домов. Инструктора там могли жить хоть по одному в квартире, ведь это был полевой аэродром, и они были здесь в «лагерях».

     Хоть и не было здесь вблизи населённого пункта, но мы не чувствовали себя обделёнными. Рядом был Волго-Донской канал, купались там, и не только по выходным. Была рыбалка и сады. Столовая была отличная после боевого полка. Правда питьевая вода была солоноватая, но к этому быстро привыкли и вскоре уже не замечали, что чай солёный…

     Была ещё в училище транспортная эскадрилья на Шпаковском аэродроме, это в самом Ставрополе. Там базировались разные «транспортники» для собственных нужд – Ан-2, Ли-2, Ил-14. И было ещё несколько Ту-124ш, это специально оборудованный самолёт для тренировки ШОшников. Однажды даже довелось на нём слетать, когда перевозили нас из училища на полёты в Мариновку…

* - на фото: - Ту-124ш – аэр. Мариновка – 1976г.

      - фото автора.

28.02.2022 – Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/03/06/2002


Рецензии