Тайна Любови Сердечной

 Поэзия  Любови Сердечной
Отзыв Раисы Гайдаровой на книгу Любови Сердечной «Тайна» (2016 г.)



«Она живёт во времени, проживая его в высшей сфере своей души».
В который раз я бы хотела подписаться под этими словами, читая стихи очередного сборника Любови Сердечной «Тайна». Сказанное – эссенция творчества этого давно уже состоявшегося зрелого поэта. Написано это не сегодня и не вчера, а ещё в 2009 году академиком  Всемирной Академии наук, искусств, культуры (ВАНИК) В.П. Жуковым в предисловии к первому сборнику стихов Л. Сердечной «Сердечные капли. Стопроцентное попадание в истину!
Следуя за мыслью критика, легко согласиться, что сегодня «выпасть из времени», отторгнуть его не так уж и постыдно, если встать в позицию созерцания, как позицию, протестующую против жажды ненасытного потребления, обогащения, выхолащивания духовных, культурных интересов. «Ощущение деградации – мировая тенденция», как сказал лауреат Госпремии Карен Шахназаров. Наше время не трагическое, но, увы, в известной степени, пошлое и циничное. И чтобы найти в нём свою светлую поэтическую ноту, зазвенеть чистотой и мелодией высоких сфер, как же надо владеть душой?! Объёмной, меняющейся в непрерывном движении, ненасытно живущей и чувствующей...   Каждой своей клеточкой, каждой частичкой! И пока не нашли физики «единицу измерения объёма и качества человеческой души», она давно утверждена пишущими – поэтическое озарение.
Это отнюдь не звучит «высоким штилем» по отношению к стихотворным произведением Л. Сердечной. Надо отдать должное уверенному мастерству автора, богатству и разнообразию ритмического строя, Музыкальности, образности и метафоричности её стихов. И непременно – прекрасному юмору и изящной самоиронии.
И вместе с тем нельзя не подчеркнуть своеобразие поэтического арсенала автора. Немудрёно, даже, кажется, наивно, проставлены даты рождения стихов. Дань текучести времени? Следование традиции? Однако, за простотой жеста – изменчивая повседневная жизнь души и сердца, нашей современницы. Жизнь непростая, и пусть несколько пёстрая, как и наше бытие, однако впечатляющая. И впечатляет, и удивляет, что за «простотой» - глубокая философия обыденных, казалось бы, вещей и явлений, глубокая философия повседневности. Это свойство настоящей поэзии:

Когда плохо совсем, я включаю концерты Чайковского,
Забираюсь под плед и стучу головою о стену я...
Только знаете, не помогает…  Со мною Вселенная
Тоже бьётся в агонии: ждёт своего Циолковского...

Вот только одна дата из «хроники чувств» - «08.10.09». Этот день прожит автором полнотой сердца. Это уплывающий в Лету целый мир, однако счастливо запечатлённый в поэтических строках:

Сестра милосердия Осень
Врачует весенние раны,
Пытаясь повязкой из листьев
Прикрыть обнаженную боль…

Она пониманья не просит,
И знает, что поздно иль рано,
Тропинку заветную выстелив,
Покинет земную юдоль…

И позже, этот же день!

Ты за свободу? Пусть! Но вот мое пророчество:
Свобода превратится в одиночество.
И будет только грусть твоей бессменной спутницей…
Иди пока. Я жду. Я буду умницей.

Можно только позавидовать мужчине лирическому герою Л. Сердечной: как прекрасно он освещён и согрет светом её любви, как бесчисленны грани его личности, увиденные и запечатлённые в поэтических строках:

Весь мир свернулся в точку. Это ты.
А ты расширился до габаритов мира…

Как подлинный, истинный поэт Л. Сердечная призывает силы и образы Природы. Через безусловность и вечную данность Природы ей легче показать и доказать подлинность чувств, которые ею владеют:

Пусть от меня ты далеко, мне, что за дело!
Ты помнишь, ласточки крылом тебя задела?
Умыла каплями дождя, утерла ветром.
Светила в сумраке тебе закатным светом.
 
Ты слышал, я тебя звала раскатом грома?
Ты помнишь, гладила тебя ладошкой клёна?
Кивала, видел ли, тебе  цветком ромашки.
К тебе ласкалась я теплом твоей рубашки.

И я баюкала тебя ручьём у ивы,
И наказала как-то раз листом крапивы,
Однажды полною луной вослед глядела…
Пусть между нами города, мне, что за дело?

Особое солнечное мироощущение Л. Сердечной, живущей в стихии чувства, заставляет поспорить с известным высказыванием Герцена, однажды сказавшим как о великой несправедливости в истории человечества о том, что женщина «загнана в любовь». Не меняется суть любви. Но стиль отношений, при котором женщина «на равных» входит в это «пятое время года» по имени любовь – реальность нашего менталитета. Она не ждёт как манны небесной его нежности, но мечтая, заявляет о праве на нежность.

«Я не намерена вступать к тебе в гарем…»
«Ты меня отогрей, отвоюй у зимы, у пороши…»
«Я тебе не мопс на поводке…»

Казалось бы, преждевременно было говорить о силе поэтического голоса у начинающего автора, каким предстала перед читателем Л. Сердечная уже в первом сборнике стихов «Сердечные капли» (издание 2009 г.), однако стоило уже тогда. Взять хотя бы небольшой цикл стихотворений «Феникс».  Удивляет с первых строк мощь человеческого темперамента, сила духовной энергии женской души. Драма расставания, зияющая рана сердца…

Ты сжег меня, внутри оставив лед.
Безмысленна,
                бессмысленна,
                беспланна,
                безжеланна,
Скукожилась, и мимо жизнь идет:
Мне поздно быть, а возрождаться рано.

Мне нечем петь, мне незачем дышать…

Как ни высоко это звучит в адрес автора первого поэтического сборника, но здесь достигнуты подлинные трагедийные поэтические вершины. С неменьшей силой сердце читателя омывает волна надежды автора на возрождение:

Когда из рук воздвигнутся мосты
Над бездной страха и непониманья,
И ливень возродившейся мечты
Омоет раны, унесет страданья…
Тогда взлечу.

Хочется цитировать и цитировать стихи Л. Сердечной. Это настоящая поэзия.



                Гайдарова Раиса Петровна,
                Член Союза журналистов России,
                автор книг «Судьба скульптора»,
                «Неизбежное прими с достоинством»,
                « Художник – человек мира».
                Г. Смоленск, лето 2018 г.


Рецензии