Между Петропавловским наБыковых горах и Сарафоново

Между Петропавловским на Быковых горах и Сарафоновым.
Зарисовки летнего путешествия.

1. Воронеж. Субботний вечер отъезда.
Вот и начинается мое очередное путешествие. Всего несколько полос железной дороги отделяет меня от родного храма. В храме погасли свечи, отец Александр проникновенно читает Шестопсалмие, а мой поезд набирает ход и увозит меня в прошлое.
Запланированы встречи с новыми интересными людьми, побывать в городах Золотого кольца. А самое главное- Престольные Праздники в храмах моих предков: Петра и Павла и Казанской Божей матери.
2. Прибытие в Ярослвль.
Здравствуй, дорогой мне Ярославль!
Город встретил меня солнечной погодой.
Устроившись в прекрасной квартире, разведав ближайшие магазины, я отправилась на вечернюю службу в Воскресенский собор г. Тутаева. По пути пересеклись с Артемом (потомок веточки Фиолетовых), а в храме встретились с Мариной и отцом Павлом.
Как же легко дышится в этом храме! Так Благодатно!
Так рада была вновь всех увидеть в добром здравии.
На завтра очень насыщенная программа... Но это будет завтра...
3. 12 июля
Ровно 10 лет назад я впервые посетила Ярославль и Петропавловское на Быковых горах. За год до этого форумчане Ярославского историко-родословного общества случайно нашли могилу священника нашего рода Павла Клавдиевича Фиолетова и его жены Ольги Павловны. И в 2011г мы с отцом смогли впервые посетить это место.
4. Именно ради сегодняшнего дня последнии годы я приезжаю в Ярославль. Ради Престольного праздника Всехвальных Первоверховных Апостолов Петра и Павла в восстанавливаемом храме бывшего села Петропавловского на Быковых горах.
Уже третий год подряд богослужение возглавляет Епископ Рыбинский и Романово -Борисоглебский Вениамин. По Его Благословению и поддержке уже несколько лет ведутся работы по консервации данного храма. За короткое время сплотился небольшой актив прихожан, которые еженедельно трудятся во Славу Божию над восстановлением храма.
В этот году Престольный праздник совпал с ежегодным Крестным хором с иконой Казанской Божей матери. Так как основной предел каменного храма был освящён в честь Казанской Божей матери, то с прошлого года, крестный ход заходит и в с. Петропавловское на Быковых горах. А в этом году Крестный ход и Архиерейское Богослужение были в один день, что очень радовало прихожан.
Так же стоит сказать, что и клирос был из Москвы! Поэтому служба в этом году была особенно торжественной!
И не стоит забывать, что это день именин иерея Павла, настоятеля данного храма.
И именины служившего здесь в конце 19 начале 20 в иерея Павла Фиолетова, священника нашего рода, который покоится тут же за алтарем.
Несмотря на рабочий день, в храме было много народа. И многие зашли в него первый раз. Были и те, кто старается попасть на все проходящие здесь немногочисленные службы.
Сложно описать словами все чувства переполняющие меня в такие моменты. Служит любимый мной Владыко Вениамин, в алтаре, который не то что не расписан, даже не оштукатурен, среди стен храма, которому более 200 лет, и который своими стенами ощутил все перемены внешнего мира, у престола тесным кругом стоят священники и дьяконы и прекрасными голосами возносят молитвы. Перед народом стоит старинная икона Казанской Божей матери, прекрасный Московский хор. И осознание, что 10лет назад моя мысль о том, что бы данный храм ожил, казалась нереальной, а сегодня я уже в очередной раз тут на службе и могу в этих стенах соединиться с Господом через принятие Святых Христовых Тайн. Что невозможно человеку, то возможно Богу!!! И история данного места очередное этому доказательство!
Сегодня был день только радостей!
Мне было очень радостно, что в этот день в храме с нами была Светлана, которая помогает в восстановлении и службе Казанского храма в с. Сарофоново, где служили тоже наши предки. Такое воссоединение семей, можно сказать.
Я благодарна Господу, что у меня есть возможность видеть, как возрождаются, храмы моих предков и я могу быть на Литургии в них. Что у меня есть возможность приезжать и общаться с новыми и интересными людьми!
Как обычно, после торжественной службы, Сергей Юрьевич и Марина Евгеньевна пригласили всех к себе и устроили праздничную трапезу! Столько сил и любви они вкладывают каждый раз в эти встречи! А как все вкусно!!!!! Описывать не буду, А то читатель подавится слюной!!!!
Разговевшись, мы поехали небольшим составом в с. Судилово, где тоже ведутся работы по восстановлению храма. Удручающий вид заброшенной воинской части быстро сменяется прекрасными пейзажами. Отец Павел отвел нас на источник с очень вкусной ледяной водой. В такую жару это было очень актуально.
На этом официальная часть нашего мероприятия окончилась и мы стали разъезжаться по домам, заехав на арбузик к нашим гостеприимным прихожанам....
5. Возвращение с Праздника на квартиру...
Это совершенного другая история, которая достойна новых версий Винни-Пуха и " с легким паром"
Часть 1 Винни-Пух
По дороге в Ярославль Артем подвозил меня и прихожанина Сергея. На подъезде к своему дому, Сергей пригласил нас в гости на чай. Мы сопротивлялись недолго, секунды две, поэтому дружно сразу согласились.
Нас встретил очень зелёный, ухоженный огород. Надо сказать, что Сергей учёный и художник! К чаю нам предложили сахар, но не простой: фруктовый и молочный! А так же халву. Сергей рассказывал про огород, про зоопарк, где работает. Потом нам предложил ещё и овощное рогу. Предлагались разные яства: рыбка соленая, мороженное, яблочки, кофе, мороженное и пр и пр. В итоге, через некоторое время мы согласились ещё на мороженное и кофе. Сергей нам все продолжал предлагать угощения. И мы с Артемом почувствовали себя как Пятачок и Винни-Пух в гостях у умного кролика.... И уже начали опасаться, что ещё чуть-чуть и не сможем встать из-за стола. Прохладная веранда в такую жару была просто райским местом.... Хорошо, что у Артема в городе были ещё дела, и мы раскланялись Гостеприимному хозяину и не застряли на выходе! Спасибо Вам, Сергей, за гостеприимство. Я уехала с гостинцами с огорода!
Часть 2. С легким паром по Ярославски
Я живла на окраине Ярославля. Вчера немного осмотрелась на местности и уже 2 раза смогла быстро найти дорогу домой. Сегодня Артем меня подвез к дому с другой стороны. Мы заехали во дворы и попали в тупик. И тут я радостно вижу заветный, номер дома. Ура, Я тут добегу! Мы прощаемся, и Артем замечает, что дом то кирпичный, а Я, живу в панельке! Но, мы понимаем, что и мой вот тут уже рядом, прощаемся и расходимся в разные стороны. Обойдя "не мой" дом, Я вижу впереди себя заветную панельку и напротив неё её сестричку. Все как мне и надо (крайними окнами дома смотрят друг другу в глаза, так близко, что легко яблоко соседу кинуть).
Подхожу ближе, нет не мой номер! Но напротив точно такая же пара домов, значит мой следующий... Подхожу ближе, радуюсь, что в моем доме оказывается есть магазин Пятерочка, а я и не знала! Заворачиваю за дом ко входу в подъезд и вижу, что подъезд совсем не тот что мне нужен, у меня вход другой!!!
А впереди еще стоят такие же близнецы! Ну теперь то уж точно мой! Иду к заветной цели! Мечтаю залезть в ванную и потом упасть на кровать! Вижу, что на доме, что смотрит мне в окна стоит /2, значит, я верно пришла. И подъезд как надо, только дверь открыта и люди сидят на лавочке, как-то сегодня оживленно. Захожу в открытую дверь подъезда, у лифта очень грязно. За день что-то разлили и теперь следы по всему подъезду. Поднимаюсь на заветный этаж. Родные трубы с интернет кабелями и телевидением. Поворачиваю в длинный коридор и останавливаюсь... Что-то не так, возвращаюсь проверить этаж, нет он верный! Возможно вкрученная лампочка в конце коридора меняет всю картину? Иду и вспоминаю, что стоял необычный шкафчик, ищу его глазами. И вроде бы нахожу, но он стоит в др месте, странно... Да и около моей двери вроде бы свободно все было. Опять все списываю в появившейся свет. Входная дверь оказалась неплотно закрытой Я дернула, нет закрыта хорошо. Подношу ключи и понимаю, что замки другие, они не подойдут к моим ключам!
Пауза... Тут же вспомнились рассказы мужа про параллельные миры... Я что попала в один из таких?
Решила выйти на улицу. На обратном пути я явно увидела отличия от моего места жительства! Выхожу и вижу, что дом напротив конечно /2, но первая цифра на моя!!!! А впереди еще стоят близнецы! И только через один дом я встретила свой! Хорошо, что еще было светло, а то на таком расстоянии я могла не увидеть впереди стоящие дома!
Поэтому будьте аккуратны, живя в микрорайонах с типичной застройкой!
6. Ростов.
Сегодня я осуществила еще одну давно планируемую поездку в Ростов Великий, а точнее в женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.
https://vk.com/monastir_rozdestva_rostov
В данном монастыре в далеком 1776 г служил мой предок Алексей Григорьевич. Жил он очень бедно, поэтому сына Георгия учил всему дома, возможности обучаться в семинарии у него не было.
Ярославль проводил меня ливнем, но в Ростове было очень солнечно. С автовокзала прямая дорога в центр, где на ходится Ростовский кремль, а где-то рядом с ним и женский монастырь. По пути я зашла в кафе покушать. Интерьер был очень красивый, высокие потолки, блестящие ярусные люстры, все в бело-синих тонах, в помещении прохладно и очень чисто. На мое удивление цены оказались очень приемлемые, на уровне столовой на работе. За окрошку на мясе (пост закончился, можно и с мясом теперь), пюре, отбивная из курицы и компот я отдала 265 р. Обслужили быстро, принесли через минуту после заказа, расчет можно безналом! Я была сыта и довольна. Позже, я не пожалела, что пообедала, так как на пути мне не попались кафешки, в которые мне хотелось бы зайти перекусить, а что было доверие не вызвало, а внутри Кремля цены не гуманные.
От автовокзала до центральной площади, если не обедать, то по прямой дороге идти пешком мин 10-15. Тротуар меня не порадовал, у меня в Анне (поселок в Воронежской области) даже он асфальтирован. Может все неудобства Ростова специально, что бы туристы, приезжая в такие святые места немного понесли неудобства? Хочешь с берега прямиком к стенам Кремля, пожалуйте, вот вам тропинка окружения крапивой и репейником выше вашего роста, пройдите это испытание! Хотите гулять вдоль озера Неро, наслаждаться его видами, пожалуйста, только и под ноги смотреть не забывайте, и не гуляйте там в темное время, кто его знает, что таят в себе заброшенные и заросшие старые дома? Печально, что это все прям у стен Кремля. Приезжайте дорогие туристы, наши бурьяны вас ждут. Ладно, хватит о грустном, но за Державу обидно!
В центре почти все храмы и монастыри в стадии ремонта, только Кремль можно посетить. Далеко от Кремля я не ходила, поэтому что посетить за пределами центра не подскажу.
Рождества Богородицы монастырь я нашла не сразу. Не на всех зданиях адреса, а строители понятия не имеют, что они восстанавливают. Но на территорию ни на шаг не пускают никого!
Так как монастырь только восстанавливается и там ведутся большие работы, то никого не принимают. Это я знала еще до поездки. Рабочие подсказали мне, что нужно позвонить в звоночек у центральных ворот, и если услышат, то выйдут. Звоночек не услышали. Я вернулась к рабочим, и они послали мужчину, что бы он сказал матушке Афанасий, что к ней пришли.
Не знаю, вышла ли бы ко мне матушка, но Господь послал молодого человека, которого игуменья ждала, и она должна была встретить его у этих врат. Поэтому дверь открылась, вышла матушка, повторилась, что у них стройка и они никого не могут пустить. Я подарила ей иконку Св. Митрофания Воронежского. Она о нём знает, мне было приятно... Благословив меня, просила приезжать, когда смогут принимать посетителей.
Я, прогулялась вдоль озера Неро, оно почти у стен монастыря. Жаль нет лавочек, что бы можно было присесть и насладиться видами.
Вдоль берега много лодок. Похоже местные катают туристов. Но нет ни одной информационной таблички! Просто стоит машина на берегу напротив лодок и в ней 2 мужика рассуждают, почему никто не хочет кататься, погодка самая хорошая для лодочной прогулки? Надо было им сказать, что я знаю ответ на их вопрос. Да и лодки не очень похожи на прогулочные для туристов, обычные рыбацкие. Поэтому туристы, проявите смекалку и научитесь читать мысли местных! Это вам пригодиться везде в Ростове!
Стены Кремля были метров в 30 от меня и я решила к ним тут же и подняться. По любимой мне крапиве и пыльной дороге! Тут и площадка неплохая, и место для селфи отличное! Почему это место не обустроить??? Ладно... Поднялась к стене! И в какую сторону мне идти что бы попасть ко входу???? Марина, у тебя высшее образование, думай сама! Понимая, что территория не очень большая и я в итоге найду вход я пошла направо, как оказалось по длинной дороге. Но ничего, еще раз глазком взглянула на Богородицкий монастырь.
Про Кремль писать сильно мне нечего. Была там 10 лет назад. Изменений ноль! Нет, пруд был чище, был небольшой Пирс, и можно было фотки сделать на пруду. Но уткам, которые там до сих пор ныряют попой кверху это неважно. Но туалет бесплатный! Ориентиров минимум. Поэтому, если долго гулять, можно не понять, а где выход. Он не отмечен, стрелок нет. Да территория маленькая, но кругом белые стены, все по кругу. Экскурсоводы скучают на лавочках, ждут когда на них посетители сами налетят и будут умалять об экскурсии.
Я сегодня критик Белинский, простите...
Наверное, на все это смотрю не как турист. Это же древним храмы!!!! Тут Литургия служилась! А туристам про росписи рассказывают и царей! Тут о Боге нужно говорить!!!! Встаньте в любом из этих храмов - музеев напротив алтаря! Смотрите - это не роспись, это Христос, Богородица Архангелы и все святые смотрят на вас! Они уже несколько веков смотрят! Они столько видели, что вам ни один экскурсовод не расскажет! Так остановитесь перед их ликом, помолчите, прочитайте молитву! Не знаете? Так просто Господи Помилуй пойте, пойте как можете, тут не экзамен в консерваторию, тут билет в Жизнь Вечную! Пойте сердцем! И вы увидите, что вокруг вас не старые картинки, вокруг вас ожившие святые, Господь смотрит и ждет тебя, с любовью ждет.... А мы людям в таких местах о датах постройки и архитекторах рассказываем! Не для этого все это наши предки строили, и Господь в советское лихолетие не для этого сберег. Что бы в шортах разгуливать и селфи в таких местах делать!
.....
Выйдя из платной зоны перед глазами встает величественный Успенский храм. Я поднялась в него. На улице жара, а там прохлада и без кондиционера! Началась вечерняя. Высокий свод, иконостас был многоярусным. Мало что уцелело. Узнаются мотивы как в Воскресенском соборе Тутаева. Благодать! Хор просто ангельский! Очень чувствуется намоленость данного места! Подала записки, уходить совсем не хотелось. В следующий раз обязательно еще раз зайду в этот храм!
А дальше, была дорога домой.

7. Для тех кому я еще не надоела, продолжаю вещать...
В Ярославле стоит жара!!! Местные не помнят, что бы так жарко и так долго это держалось! А мне нормально, у нас еще жарче!
Так как на вечер у меня была назначена встреча, то далеко от города я решила не удаляться. В планах стояла поездка в Толгский монастырь. http://montolga.ru/
Пока я собиралась, разговорились с Артемом про Богоявленский храм, еще одно место, где служили предки (простите, у меня много предков - священнослужителей и мне хочется побывать на всех местах их служения). Настоятелем этого храма является Отец Александр Сатомский, кто смотрит канал Спас, знаком с ним. Он так же является преподавателем у Артема. Я набросала несколько строк (ладно, абзацев) отцу Александру, может получится встретиться, со слов Артема, это очень интересный священник, с большим опытом и багажом знаний. Что из этого выйдет не знаю, но в храм на днях поеду.
Решила в монастырь ехать на такси, так быстрее (шикую в отпуске). Цена примерно такая же, как мне от дома (в Воронеже) до нашего храма на такси, так что можно очень сократить время на дорогу. Кстати, такси пыталось меня из дома в Воронеже отвезти на ост. Красная площадь в Ярославле, хорошо не нашлось желающих ехать...
Монастырь я посещаю третий раз. Первый я плохо помню, хотя это было 5 лет назад. Второй раз была в прошлом году. В этом году народа значительно больше.
Я очень люблю это место!!! Тут о-о-о-о-чень красиво! Море цветов везде! Все ухожено. Монахини на велосипедах или электрокарах разъезжают. Резвятся уточки и лебеди в пруду. Везде таблички, если проходить нельзя, указатели где выход и туалет. Туалет и трапезная выше всяких похвал. Цены очень демократичные. Мой обед: окрошка, куда я без неё в такую жару?! Но в этот раз я спросила на каком квасе, оказался опять красный местный, но можно на сыворотке, вот на ней я и взяла. Вместо мяса в окрошке тунец. Рис с подливой, рыбка, малосольные огурчики с монастырской грядки и собственный медовый квас мне обошлось в 177 руб. Порции больше чем в кафе в Ростове были. В помещении свободно, чисто и кондиционер, что в такую жару самое то! О трапезной я знала еще с прошлого года, поэтому с радостью её посетила, что бы далее желудок у меня не урчал в ожидании встречи с ней.
А далее сам монастырь... Красота, цветы, цветы, цветы!!! Кедровая роща тоже была открыта, там даже павлин есть.
Я быстро налюбовалась красотами трудов местных тружениц, сделала кучу селфи и с радостью побежала в храм!
Внутри очень красиво! А как Благодатно!!! Я бы там осталась. Монастырю сотни лет! Сколько он повидал!!!!! Тут же есть мощи Святителя Игнатия Брянчанинова. Я села в храме на лавочку и просто не могла надышаться этим воздухом! Как же хорошо, спокойно. Даже звонок с работы не вызвал у меня раздражения. Я просто вышла на улицу и поговорила. Время там останавливается! Хочется лечь на лавку и наслаждаться этим покоем! Как же не хватает этой тишины мне в городской суете. Около мощей была дежурная монахиня. На интересующие вопросы людей, она отвечала. Зашла семья парень был в шортах выше колен, она мягко сказала, что в таком виде нельзя. Поглазев, большая часть семьи удалилась, а женщине нужно было свечку поставить, но она не знала, куда можно о здравии. Монахиня ей рассказала куда поставить и еще раз объяснила, очень с любовью, почему в шортах не надо заходить. Все было очень вежливо, спокойно. Многим служащим стоит поучиться!
Пока сидела на лавочке, со мной заговорил мужчина. Его интересовало, позолота это все или как? Разговорились, оказалось, что он еврей. И равин им не разрешает даже к тени православных храмов приближаться, не то что заходить. В его словах была обида, что в Израиле русскоговорящие евреи чужие для местных. У него была своя боль, свои сомнения. "Я не могу креститься в Православии, ведь это будет предательство своей веры", сказал мужчина. Я рассказала, что вот тут мощи Святителя Игнатия, он не знал кто это. У меня была книжечка с акафистом святителю и там его биография, я дала почитать. Он прочел, по ходу задавал вопросы, а что это такое, что это значит. Как могла ответила. Но пришли его товарищи, один из которых полагаю православный, так как он ходил и прикладывался ко всем иконам. Последняя фраза мужчины-еврея дала мне надежду, что однажды он найдет Истину: " Я еще сюда вернусь" , сказал он уходя в глубокой задумчивости.
Я прочитала акафист около мощей, приложилась. Осталась бы там еще, но часы показывали, что скоро автобус и нужно выдвигаться на остановку. С радостным сердцем я покидала это благодатное место! Надеюсь, у меня будет возможность еще не раз его посетить.
         Наш автобус не пришёл в назначенный час. Сегодня в Ярославле вступили в силу новшества в движении городского транспорта, но народ так и не знает, как будет и какой транспорт ходить. Даже местные не знают. Кто-то сразу пошел на большую дорогу, где есть проходящие автобусы, кто-то стал вызывать такси, так как идти несколько км не всем хотелось. Поняв окончательно, что автобуса не будет, а следующий рейс, если и состоится, то через час, группа ожидающих тоже пошла в сторону большой дороги. Мы шли вместе с женщиной, немного разговаривали. На остановке нас ждали знакомые все лица, никто еще не уехал, ждали нас, так как тут же подошел автобус, который меня отвез прям на место моей встречи.

8. Александр из рода Писаревских.
С Александром мы познакомились в этом году через форум ЯрИРО. Он занимается написанием родословной священнического рода Писаревских, который тесно соприкасается с родом моих священников. О переплетении наших родов нужно писать отдельно, но не сейчас.
И вот сегодня состоялась личная, встреча наша с Александром. Мы гуляли по городу и болтали несколько часов. Встретить человека, который с тобой на одной волне, понимает о чем ты говоришь, может поделиться своим опытом в этих вопросах, это просто непередаваемое ощущение!
Домой Я попала уже после 21 ч. Несмотря на все поездки и прогулки, усталости нет совсем.
Завтра вечером будет субботник в Петропавловском, и я смогу в нём участвовать!!!! А днем планирую Тутаев, перебраться на тот берег, посетить старинные храмы и попросить ума пред иконой "О прибавлении ума". Нам и детям нашим это очень нужно.

9. Сегодня поняла, что не помню какое число за окном! День недели помню, но это потому что стараюсь придерживаться среды и пятницы, а вот дата какая так и не вспомнила... Ну и не важно...
Романово- Борисоглебск, современный Тутаев.
Для себя я только открываю этот небольшой старинный городок. И с каждым визитом влюбляюсь в него все больше и больше. Очень спокойный и колоритный городок рядом с Ярославлем. От остановки Волгоградская ( в г. Ярославль) каждый 15 мин ходит маршрутный автобус. Мин 15 и ты на Центральном автовокзале. От него прямая дорога до главного Воскресенского собора или на такси 100 руб. В данный момент дорогу капитально ремонтируют, но уже видно, какой красивой и удобной будет проезжая и пешеходные части. Бурьянов вдоль дорог нет!!! Все скошено и поддерживается в чистоте..
Воскресенский собор!
http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/2012-06-13-17..
В него невозможно не влюбится! В нём 7!!!! Престолов! В прошлые визиты отец Павел провёл мне эксклюзивную экскурсию, даже на колокольню поднимались! В соборе понравится каждому! И любителю старины и паломнику. Обширные росписи на стенах содержат Евангельские сюжеты, по ним можно детям изучать, сидя тут же на широких старинных лавках. Заходишь, и попадаешь в другой мир, и в нём так хорошо, умиротворенно, что уходить не хочется.... Люблю это место...
Но сегодня пробежала мимо, так как мой путь лежал на другой берег, на Романовскую сторону.
Тут стоит сказать, что город Тутаев разделен Волгой на 2 стороны: Борисоглебскую и Романовскую, оттуда и старинное название Романово-Борисоглебск. Но моста нет! Совсем нет! Ну никакого нет! Поэтому в летнее время ходил (в этом году его нет) паром, который переправлял людей и транспорт с берега на берег, а зимой официальная ледовая дорога. Самое сложное время для горожан - это межсезонье. На другой берег они вынуждены добираться через другие города: Ярославль или Рыбинск. Для Воронежцев поясню, это если бы мы ездили через Нововоронеж. Так что не жалуйтесь пробкам на мостах, у нас их целых 3!
Сейчас людей и велосипеды на тот берег переправляет небольшой кораблик (не знаю как правильно назвать его) Борис Кустодиев. Ходит 1 раз в час. Или моторные лодки-такси. Стоимость билетов одинаковая 35 рублей. Таксисты берут на борт 3 человек. В лодке около каждого есть жилеты, пассажиры садятся определённым образом, что бы лодку не перекашивало. Меньше минуты, и вы на другом берегу! Поездка с ветерком!
Вот и я сегодня поклонилась Воскресенскому собору и побежали вниз по обустроенному ступенями и перилами спуску. Дорога упирается в городской пляж, где в этом году особенно много народа, так как стоит несвойственная данной местности жара. Ощущения, что попал на юга...
Пирс находится в стороне от пляжа. Я быстро переправилась на Романовскую сторону и поднялась по тропинке вверх к улицам. Критиковать тропинку не буду, так как это временная мера, рядом идет ремонт ступеней спуска к пирсу. По карте я сориентировалась в направлении движения. Хотела попасть в музей.
Все объекты находятся или очень близко друг к другу или недалеко. В музей я не попала, нужно было заранее посмотреть время экскурсий, но если группа по предварительной записи, то там очень интересно. Такая история со всеми музеями. Но это издержки путешественника- одиночки в маленьких городках... Дороги... Они тут есть! Асфальт, ровный, на более крупных улицах тротуары асфальтированные. И это не только центральная улица, куда бы я не завернула, везде была хорошая дорога и окошена трава. Мне было приятно гулять по городу. Тихий спокойный, машин почти нет, те что появлялись ездили спокойно, пешеходов пропускают! Тут маленькие дошкольники на великах гонзают в магазин! И это безопасно!
Домики! деревянные с резными окошками с мезонином! Красота! Кирпичные, ещё дореволюционной постройки. И таких очень много. Это говорит, что город был очень развит до революции и не бедствовал. Двухэтажные кирпичные дома 19 в тут очень распространены. Почти на каждом доме табличка, что объект культурного наследия. Я, уже из далека стала понимать, что охраняется государством, а что нет. Самые красивые и ухоженные дома государством не охраняются! Это еще одна моя боль. Зачем вешать табличку и ничего не делать с объектом, тем самым давая ему возможность саморазрушаться и умирать от времени. Сердце кровью обливается.
Из храмов внутрь я попала только в Покровский, в него то и хотела больше всего попасть.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1654) – один из наиболее древних храмов города. Расположен на северной окраине Романовской стороны. Храм великолепно просматривается со стороны нескольких улиц.
Покровский храм стоит на территории бывшего Новопокровского мужского монастыря, упоминаемого в документах XVII-XVIII веков.
Особо почитаемым образом Покровского храма является икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». Она написана на холсте и является двухсторонней: на тыльной стороне написан образ Спасителя.
Более подробно можно прочитать на сайте Воскресенского собора, как и о других храмах этих мест.
Территория храма очень аккуратная, украшена цветочной клумбой. Есть скамеечки под молодыми дубами, можно посидеть в их тени, любоваться цветами, храмом, молиться в тишине. Переступаешь порог храма и внутри тебя что-то меняется! Нет желания куда-то бежать, громко говорить.... Хочется молча проплывать медленно мимо старинных икон, упасть перед каждой ниц и не вставать. Каждая икона намолена столетиями! Они видели события, о которых наши бабушки даже не слышали. Многие иконы аналогичны тем, что выставлены в музее. На некоторых иконах облачение святых вышито бисером, вернее полностью из бисера. Некоторые иконы выполнены в виде скульптур, но облачение, шитое. Смотрится очень необычно. Но в местных музеях это тоже широко представлено. В данном храме я задержалась. Оставила записочки, купила сувениры с видами храма. Поговорили с Ириной, сотрудницей. Когда зашел разговор о священноисповеднике Николае Писаревском, Ирина взяла церковный календарь, где указаны святые каждого дня, и мы отметили нашего родственника.
Уходить совсем не хотелось. Слишком хорошо там. Кстати, этот храм всегда открыт для посетителей, ни в один другой я не попала.

Напротив храма есть обычный сельский магазинчик, я зашла купить холодной воды. Около кассы стояла коробочка с надписью "Лишнее положи, если не хватает - возьми" Так как она полная, то людям хватает и даже остаётся, и это радует!!!
По дороге на причал я подошла к Казанской церкви, тоже очень старинной. Написано, что открыта она до 16 ч, а время было 17 ч, так что не попала и сюда.
На лодке я переехала на другой берег. Мне очень понравилась прогулка через Волгу и я переехала обратно! Ну и все же пришлось вернуться на Борисоглебскую сторону, так как там меня должна была забрать Марина (прихожанка и певчая Петропавловского храма и Воскресенского собора).
Подъем дался тяжелее чем спуск. Очень удобно, что есть площадки во время подъема, можно остановиться отдохнуть полюбоваться видами, сделать селфи.
От собора метрах в 100 есть родник Николая Чудотворца (местные меня поправят, если напутала). Тут же обустроена купель. Вода очень прохладная, прям живительная в такую жару. Даже просто стоять рядом очень спасительно о жажды. Некоторое время я провела около источника. Пришла в себя после подъема и путешествия по Романовской стороне.
Длинное платье на спортивный костюм я поменяла в уборной при Воскресенском соборе. Туалет бесплатный, чистый, отдельные кабинки, внутри есть крючки для сумок. 5 минут, и я была готова для продолжения интересного дня.
Субботник.
В Петропавловском храме каждый четверг после работы проходят субботники. Обычно я наблюдаю за ними из новостной ленты в вк, но сегодня получилось принять участие. Мужчины на строительных лесах занимались окнами на 2 ом ярусе, а женщины продолжали расчистку около храма. Были даже 2 юных помощника. Копку грунта осложняли листы железа, которые несколько десятилетий назад сняли с крыши и куполов. За это время они успели обрасти землей и травой. Так же большое количество кирпича находится в земле. Кирпичи отбирались и шли на обустройство дороги, земля свозилась в определенное место. Работа спорилась. Сложности были с одной тележкой, она почти совсем сломалась и много на ней не увезешь, она заваливается. Так же я сломала лопату. Приехала помощница называется...
На одном из выкопанных сегодня листов старого ржавого железа, остались следы краски, цвет морской волны! Отец Павел посмотрел на лист и определил, что это с купола. Красивый у нас был (будет) купол !
Все работы ведутся за счёт пожертвований. Их очень мало храм ещё не действует на постоянной основе. Так что, если у вас есть возможность и желание, можете в любой момент внести свою лепту. Реквизиты в группе, можно и записочки подать. Скоро в храме опять Престол, и будет служба, так что у вас есть шанс успеть подать записки на Литургию в старинном храме, который после десятилетий простоя вновь начинает свою жизнь!

После трудов, как обычно была трапеза. Обсуждались планы на предстоящие службы, работы на ближайшие субботники, как бы починить тележку, так как это ускорило бы работы.
Спасибо всем за теплый прием и вкусную и сытную трапезу!
Уставшая и счастливая я вернулась домой!

10. Сегодня Ярославль.
Была мало где сегодня, но многое уже посмотрела в прошлые визиты. А сегодня были конкретные цели.
Храм Богоявления. Находится на одноимённой площади у стен Кремля. В ней служил священник нашего рода Алексей Александрович Юматов. Стоит сказать, что информация об этом у меня появилась незадолго до отъезда в Ярославль. Попался в руки фотоаппарат, и я нашла снимок с кладбища в Мечеходове 5-ти летней давности. Внимательно сравнив со своими записями фио и год рождения, я поняла, что скорее всего это захоронение имеет отношение к нашему роду. В интернете нашла кучу Юматовых, написала Дарье и сразу попала в яблочко! Она тоже молодец, дала хорошую подсказку в группе про свой священнический род из Ярославля. В итоге завязалась переписка, я сверила еще данные по родителям Алексея Юматова и месте его рождения, все оказалось верным, он из нашего рода, просто по женской линии. Так что мне в Подмосковье теперь предстоит поездка в будущем к новым дальним родственникам.
Настоятелем Богоявленского храма является протоиерей Александр Сатомский, если смотрите Спас, то он вам знаком.
Храм разделен на две части: музей и действующая церковь. В музейной части очень хорошо сохранился иконостас. Зрелище очень впечатляющее! Сколько всему этому веков! И во всей этой красоте служили наши предки. Как всегда, я «включила» радио "Марина" и вещала местным скучающим служащим о нашем роде: что тут служил наш священник, что его внук живёт под Москвой. Сотрудница пометила в моей записке иерея Алексия, подписала фамилию и посетовала, что нет настоятеля, он в отпуске. Она подарила мне деревянный крест со Святой Земли (теперь у меня их 2). И так как я ранее уже написала о себе отцу Александру, то договорились, что если у него будет интерес, то он сможет связаться.
На память приходит недавний комментарий моего вожатого с Орленка Алексея, что нужно снимать фильм о нашей родословной на канале Спас. И вот после этих слов появляется у нас отец Александр Сатомский, активный участник канала Спас. Может и фильм не за горами.   .
Передать ощущения от посещения храма, особенно его музейной части, просто невозможно! Сердце замирает! Я сделала фотки и тут же их выслала наследнице Священника Алексея Юматова.
Сколько там я пробыла не знаю, уходить не хотелось, но «радио Марине» нужно было заканчивать вещание, пока не выгнали...
Следующей целью был Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь. Вернее его прекрасная вкусная трапезная!!!! С голодухи набрала всего, хватило даже на ужин и на завтрак осталось...
          Рядом находится еще одна прекрасная старинная церковь в честь пророка Илии. Все время проходила мимо, но решила теперь зайти, да и времени было много. Тут вновь симбиоз храма и музея. Какие фрески! Так и видеться, как отцы детям каждый раз по картинкам рассказывали библейские сюжеты. Из поколения в поколение! Я даже позавидовала этим детям. Каждый приход в храм целое открытие! А сейчас старшие детям в храме чаще говорят, не вертись, не садись, помолчи... Надо это менять! Но для этого нам самим нужно изучить Писание, роспись хотя бы в собственном храме, понимать, что происходит на службе. Тогда мы найдем, что рассказать нашим детям в храме!
Далее мы встретились на Красной площади (Ярославля) с Артемом и меня куда-то повезли на местном автобусе в Очапки (надеюсь верно написала). Виды там прекрасные! Словно я перенеслась во времена моих предков. Там есть восстанавливаемый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он был ещё открыт. Р. Б. Роман молился. Мы тихонечко прошли, потом посидели тут же на лавочках и насладились Благодатью этого места. Уходить не хотелось. Но летний вечер над Волгой нас не разочаровал. Виды данного места не сильно изменились за столетия. Закат просто завораживал.

           Домой вернулась позже обычного. Но на завтра важные планы. Нужно отдохнуть.

11. Вот и прошёл ещё один прекрасный день! Он был наполнен радостью, неожиданными знакомствами и долгожданной встречей.
Урочище Воскресенское в Волкове.
http://www.temples.ru/card.php?ID=15526
Годы растворили с. Волково, его теперь нет на карте, и письма туда не дойдут. Но осталось древнее, не старое, а именно древние, кладбище. А на нём из последних сил стоит Воскресенский храм. Он стоит уже более 200 лет. Сюда радостные родители приносили своё дитя, крестить, водили его к Причастию, рассказывали о Вере Православной. Тут же и венчали. А через десятилетия провожали в последний путь. В стенах храма выросли целые поколения семей. Не исключение и мои предки.
Вот архивные сведения о том, как Владимир Егорович Амврозов оказался в данном храме.
ГАЯО, ф.230, оп.1, д.7694. О произведении Ярославского Кафедрального Собора псаломщика Владимира Амврозова Романовского уезда в с.Воскресенское, что в Волкове, в священника. 1820 г., 23 июня.

Романовского уезда села Волкова, после умершего священника Федора жены Клавдии Гавриловой.
Всепокорнейшее прошение.
...кроме меня, из пятерых человек семейства, к большей моей дочери, девице Ольге, на место мужа моего искать жениха, которой имеет житие с одобрением от прихода; почему и приискав такого жениха, а именно: Ярославского Кафедрального Собора псаломщика Владимира Амврозова, которой желает поступить на место мужа моего со взятием помянутой девицы Ольги...

Одобрение.
...он, сей человек добрый, не пьяница, не бийца, в воровстве и обманах не изобличенный, добронравен и поведения честнаго... от роду ему 23 года, холост...

Романовского уезда в селе Волкове церковь во имя Воскресения Христова, с приделами во именовании Феодоровской Божия Матери и Чудотворца Николая,
построена в 1781 году...
...бывый священник Федор Иванов в мае-месяце 1819 года помер, после того семейства осталось, кроме жены, две дочери и два сына: Ольга, имеющая от роду по метрическим книгам тринадцать лет, ибо она записана рожденною июля 7-го дня 1807 г.; Наталья - девки; Иван - четырех и Дмитрий - одного году.

...псаломщик Владимир Амврозов от роду имеет 23 года, ибо он записан рожденным 1797 года июля 15 дня, холост, в псаломщика определен в 1817 году; в стихарь посвящен и грамоту имеет, в семинарии был и уволен из грамматики, поведения ...показан порядочного, по делам судим и штрафован не был.
Села Волкова умерший священник Федор родства никакого не имел...
Обыск учинил Благочинный села Панфилова-Филипова тож иерей Василий.
22 августа 1820 года."

Священник Владимир Амврозов до самой смерти будет служить в данном храме.
Дети Владимира Амврозова:
Текуса 1823 гр(Белецкая)
Александра 1828гр
Павла 1830 гр ( Юматова) +
Константин 1832гр(Бальзаментов) +
Надежда 1835 гр
Клавдий 1825 гр(Фиолетов) +
Философ Амврозов 1841гр
Александр Амврозов1844 гр
Симеон 1846 гр Амврозов +

Владимир умер ближе к 1860 гг, на его место пришёл муж Павлы Владимировны священник Александр Юматов. Так же в, данном месте служили и Писаревские.

И вот в таком важном для, нашего рода месте сегодня, отец Павел отслужил Панихиду, возможно первую за последним годы.

Утром субботы отец Павел и Елена подхватили меня и повезли в места моих предков. Немного поплутав, мы нашли старое кладбище. Там уже стояла чья-то машина с питерскими номерами. И тут же появились двое мужчин. Мне показалось, что мужчина постарше, это отец как потом оказалось, просто вышел из портала времён моих предков! Рубаха, штаны, в руках Псалтирь с закладочками. Сам небольшого роста, седовлас, видно что руки всю жизнь трудились, такие широкие сильные ладони. И очень светлое, доброе лицо. Дедушка раньше жил тут, но сейчас живёт во Пскове, вот приехал на могилку к родным. Батюшка пригласил их с нами послужить панихиду, они согласились.
Мы немного осмотрелись около храма, алтарь был полностью разрушен. Найти могилы около храма нереально, так как все завалено или деревьями, или рухнувшими стенами храма. Несколько лет назад за алтарем кто-то поставил крест и облагородил место могилки Фавстовых. Вот тут мы и служили, так как был крест и священников хоронили за алтарем. Т. Е. Теоретически, где-то тут и есть могилы наших предков.
Я была под впечатлением от радости, что смогли все же отслужить панихиду в таком важном для меня месте! Но забыла познакомиться с нашими сомолитвенниками. Свои данные я оставила, поэтому очень надеюсь наладить с ними связь и расспросить, что им известно. На обратном пути я уже не вещала, так как было как-то особенно хорошо и спокойно внутри. И совсем не хотелось мешать этой внутренней тихой радости...
Затем меня ждала дорога в Рыбинск, в с. Каменники. Я, вновь приехала сюда! Как Я рада всех видеть! Спасибо отцу Сергию с Анной Сергеевной за теплый прием.

12. Преподобный Отче наш Сергий, моли Бога о нас!
Сегодня в моем Воронежском храме Престольный Праздник! А я далеко! Но для меня Праздник все же состоялся!

Каменники, Рыбинский район Ярославской области
На Литургии я была в Троицком храме села Каменники, что под Рыбинском. Мой предок убиенный протоиерей Алексий с 1901 года служил тут псаломщиком. Женился, родилось трое детей, 28 августа 1916 г был призван на войну. В апреле 1919г в помощь священнику Николаю Сахарову и по настоянию прихожан рукоположен в дьяконы. Это уже было тяжелое время священства, но Алексий, столько лет прослуживший простым псаломщиком, не отступает, а идет дальше за Христом. В начале 20 х годов его уже рукоположат во священники и он уедет поближе к старенькому отцу в Мяксинский район. В 30 х годах за налоги отберут дом и прочее имущество, и он с семьёй из села Ильинского близ Щетинского переедет в с. Скобеево, чуть дальше. Именно в Скобеево его арестуют 6 августа 1937 г и увезут на допрос сперва в Мяксу, а потом в Питер. А 21 сентября 1937 г его и церковную десятку расстреляют. Принять мученическую смерть в праздник Рождества Богородицы - можно ли мечтать о большем? Но семья о его судьбе узнаёт только в 80 е, когда придет письмо о реабилитации.
У Алексия и его жены Ираиды было 3 е сыновей.
Виталий 1914 гр, умер в 1919г в Каменниках
Владимир- погиб в ВОВ
Евгений- служил на гражданском судне во время ВОВ, проработал всю жизнь на речном флоте, умер в 2000х.
Для меня это пример стойкости Веры, преданности Христу. Зная все это, разве могу я жить иначе?
В нашем семейном архиве сохранились его письма, в которых он просил свою родную сестру Варвару приехать к ним в гости. Читая эти строки, я всегда воспринимала это обращение к себе, так как с моей прапрабабушкой Варварой у нас разница в 100 лет. И быть на Литургии в таком месте для меня всегда Праздник!
****
Углич.
После службы отец Сергий с прихожанами Александром и Денисом запланировали поездку в Углич, там обустраивается площадка около недавно установленного памятного креста на месте захоронений Волголага, где покоится священник из с. Камменики протоиерей Николай Архангельский.
За эту непростую работу несколько лет назад взялись его потомки, которые связались с батюшкой, когда прочитали его статью о Троицком храме и его служителях (я тоже встретилась с отцом Сергием через эту статью).
Несколько лет назад мы с сыном посещали этот старинный городок. В центральной части очень много старинных храмов и монастырей. Неожиданно выяснилось, что священник Алексей Юматов служил в Богоявленском монастыре, осталось вспомнить в какое время. Так что поездка все же оказалась по местам предков. Так же нам известно, что родная сестра Алексея Амврозова и Варвары жила в Угличе у дяди. Так что в этот город вернусь ещё раз.

Прогулка по городу была на машине по дороге следования к памятному кресту. Поэтому фоток туристическо-паломнического Углича не будет.
По приезду, мужчины взялись за обустройство, а я, прополов цветы, отправилась прямо по тропинке. Дорога меня вывела к развалинам старого дома, рядом с которым через заброшенный шлагбаум был спуск к воде. Дорога меня привела ко входу в шлюз. Я прошлась про дамбе прям до ворот шлюза. Было интересно наблюдать, как за воротами поднимается теплоход. Сперва мне была видна его только крыша, потом показалась рубка, а подойдя к воротам я увидела, что его нос уже над воротами, а окна верхней палубы над проходящей над шлюзом дорогой. Зрелище было завораживающее.
Так как с пирса не было свободного выхода к мосту, то мне пришлось вернуться по дамбе обратно на берег. Немного прогулявшись по округе, я вернулась обратно. И к этому времени подошла Елена - историограф Углической митрополии.
Она провела мне экскурсию по этому древнейшему месту, которое впитало в себя всю боль прошедших столетий. Тут и казнь поляками в 1610 г монахинь монастыря, который располагался на этом месте, и история царской семьи, и вся боль строителей Волголага, и тяжесть ВОВ, и желание скрыть все следы трагедий в годы репрессий. Обо всем можно говорить долго и отдельно. Елена просто кладезь интересных знаний.
Ещё она мне рассказала по какому принципу в семинариях давали фамилии, когда они уже стали обязательными.
Если семинарист был отличного поведения и знаний, то ему давали фамилию в честь большого Праздника: Троицкий, Вознесенский, Покровский, Воскресенский, Всехсвятский, Казанский, Богородский (Артем, представляешь сколько в вашем роду отличников семинаристов!?!?!)
При хорошем поведении и средней успеваемости давали цветочный фамилии: Розов, Амврозов (амв(б) розия), Цветков, Бальзаментов., Вишневский...
Если студент был посредственным, но очень активным, шустрым, то ему давали фамилию птичью или животную: Зайцев, Воробьев, Орлов.....
Кстати, до указа 1840 ( +-) г в семинариях меняли студентами фамилии, а уже после перестали это делать. Так в нашей семье и появились Фиолетов и Бальзаментов. Написать все, что было рассказано Еленой очень сложно. Было очень много и интересно.

Мужчины закончили работу, и мы поехали купаться. Рядом очень много пляжей. В этом году в Ярославских землях стоит такая жара, что на юг и ездить не надо. Я вот тоже сегодня немного поджарилась. Домой мы попали уже после 21 ч.
В дороге меня поразило такое количество домов с резными наличниками и светелками. Все их сфоткать невозможно! Я просто ехала и наслаждалась видом старинных прекрасных домиков в лучах заката!

Кстати, где бы я не была во время своего путешествия, Я всегда на берегу Волги! Вот такая это могучая река- Волга- мать!

история Троицкого храма в с. Каменники.
https://vk.com/wall-127728965_7

Продолжение следует...


Рецензии