Половодье

  На  крыльце общественной бани, с которой открывался вид на реку, стояли мужики с березовыми вениками подмышкой и оживленно обсуждали сложившуюся ситуацию.

 Вся пойма была почти полностью залита водой. Во все стороны, куда ни глянь, сплошное море. Лишь острова, да кусты тальника, растущие по берегам притоков и проток, местами возвышались над водой, обозначая их русло.  Кое - где виднелась и трава, вернее, ее надводная часть.  Сегодня тихо и поэтому гладкая водная поверхность как зеркало сияла, отражая сияющие лучи солнца.

- Красота, - говорит один мужик, - теперь можно до самого озера Туман ехать напрямки, а это считай, почти в два раза будет ближе.

- Ага, я уже ездил, так, несколько раз залетал на мель, - говорит другой.

- А у меня не о том голова болит, -  говорит третий, - где теперь сено будем косить? Я вот уже замучился своей буренке добывать траву. Ехать приходится далеко. Пока найдешь подходящее место для косьбы, пока накосишь, стаскаешь и погрузишь в лодку, а  когда привезешь, надо перегружать из лодки в телегу, потом домой и, только потом на сеновал. Практически уходит весь день. А хватает этой травы всего дня на два. Так что и не знаю, смогу ли я прокормить мою буренку.

  Половодье тогда многим причинило немало бед и хлопот. Вот, к примеру, для  двоих,  молодых людей заехавших на лодке в лес и заблудившись, все закончилось….
Впрочем, давайте все по порядку.

   В помещении ветучастка раздался телефонный звонок.

- Алё! Доктор Айболит слушает, - дурачась, ответил Игорь Иванович. - Сегодня настроение у него с утра приподнятое, причем от чего, он и сам не знает.

- Ты что Игорь, - развлекаешься там что ли? – ответили ему на другом конце провода.
- Ой, извините Сергей Васильевич, я думал, что это мой приятель звонит, - смутившись, пояснил молодой заведующий участком, узнав своего патрона.

- Ну ладно, я вот чего звоню. Колхозу «Победа» надо оказать помощь по вакцинации зверей, да и проверить санитарно - эпизоотическую обстановку. Татьяна, ветфельдшер колхоза, одна не справится. Завтра я выезжаю на т/х «Заря». Часам к пяти буду там и, ты подъезжай.

- Так ведь мы не успеем. Звероводы не согласятся работать допоздна,  да и нам обратно как выбираться? «Заря» обратно, только часов в пять вечера пойдет. Весь день ее поджидать будем?  И немного подумав, добавил:

- У меня предложение, Сергей Васильевич. Давайте, вы доедете до нашего поселка, а дальше мы вместе на моей моторке поедем в «Победу». Тогда мы прибудем значительно раньше. Сделаем все дела и вечером вернемся, тем более что ночи сейчас светлые.
 
- Я вообще-то думал об этом, но не рискнул напрягать твою частную собственность. Но, коли ты сам предложил, я согласен. Бензин мы тебе компенсируем.
Обсудив детали связанные с поездкой, они на том и, порешили.

- Без четверти двенадцать, теплоход плавно подчалил к пристани, представляющей собой высокий берег с лестницей и домиком для администрации.
 
  Рядом стояли лодки, в том числе и лодка Игоря.  Поприветствовав друг друга, они, не теряя времени, заняли места в лодке и, сразу же тронулись в путь.

  На этой территории пойма реки большей частью была поросшей лесом. Было удивительно видеть, как на затопленных местах пойменного берега могучие деревья стоят в воде и, только по ним угадываешь кромку берега. Коренной же берег был высоким и, поэтому, сухим.

  В два часа дня они были уже на месте.
 Звероводы, все женщины, в фартуках и больших ватных рукавицах на одной руке, защищающих их от укуса зверей, сноровисто переходили от одной клетке к другой.

 Открыв клетку, они прижимали сопротивляющегося  зверя рукой в рукавице, другой рукой брали его за заднюю ногу и подставляли ветеринарам для укола.

 - Вы только посмотрите, как Марья приручила свою лисичку, - обратила внимание гостей Татьяна, видя как та, бережно достав из клетки лису, нежно ее обнимала, гладила и говорила какие - то ласковые слова. А  та, в свою очередь, как собака виляла хвостом, суетилась и, заискивая перед хозяйкой, пыталась лизнуть её в лицо.

- Да, это моя любимица. Как видишь, такой больше ни у кого нет, - отвечала Марья.
И действительно, среди большого поголовья серебристо – черных лисиц, эта была единственная рыжая. Но как она здесь оказалась, -  вопроса, ни кто не задал, - не позволял темп работы.
 
- Ладно, миловаться с тобой некогда, отпуская лисицу, - говорит Марья, - сегодня и так уработаемся, а ведь вас еще кормить надо после этого.
К вечерней кормежке зверей, работа была закончена.
 
- Ну что мужики, проголодались, - спросила Татьяна, - пойдемте, покормлю вас, чем бог послал. Все равно сейчас пойду семью кормить.

- Ну что ты, Татьяна, спасибо,  у нас с собой есть  кое-какой запас, да и ехать  нам не далеко, - поужинаем дома, - поблагодарили её коллеги и отправились в путь.

   Солнце медленно приближалось к горизонту, как бы обещая еще долго освещать землю. Как раз наступили дни долгого солнцестояния. В лодке было хорошо и уютно. За ветровым стеклом не дуло и в тоже время было свежо. Теперь можно расслабиться после напряженной работы  и дать ногам отдохнуть.

Русло реки круто уходило вправо.
- Слушай Игорь, - вдруг осенило старшего товарища, - это же излучина, которая сейчас уходит вправо, а потом пойдет обратно влево. Зачем нам делать лишний крюк, терять время и бензин? Может, спрямим? Видишь, вот слева прямица? Вероятно, она как хорда соединяет концы полукруга, а значит, выведет нас на другой край излучины значительно быстрее.

 На самом деле, это была ложбина с выходом в реку, края которой обрамляли те же деревья, что росли и по берегам.

  Игорь, ни словом не обмолвившись,  тут же повернул лодку в прямицу. Но через некоторое время, она постепенно стала сужаться и сужаться, пока, наконец, стоявшие по бокам деревья полностью не сомкнулись.

- Оба-на! Приехали…!
Остановившись, они хотели было уже повернуть назад, как в просвете деревьев разглядели чистую гладь воды.

- Ну вот. Сейчас протолкаемся и выйдем на реку, ободряюще произнес Сергей Василевич.
 Немного поколебавшись, Игорь взял весло и начал с кормы отталкиваться, продвигая лодку между деревьев. Второе весло взял его начальник и стал помогать. Вскоре они выехали на чистую воду. Ну, вот и замечательно!

 Игорь запустил мотор и, они приободренные успешно выполненным маневром,  понеслись дальше.

 Но что это?  Берег, который они считали берегом реки, поворачивает вправо и вправо.…  Наконец, до них доходит, что это не река, а озеро.

 Объехав его по периметру, они стали искать место, из которого они выезжали. Но где оно? Все деревья, окружающие озеро выглядят одинаково.

 Если бы знали, что придется возвращаться, то сделали бы, какую ни будь заметку. А теперь вот гадай.

 Настроение наших путешественников сразу упало. Но особенно это было видно, глядя на Игоря. Лицо его стало мрачнее тучи.  Он сердито молчал.

- Когда мы выезжали из леса, солнце садилось справа от нас, - говорит Сергей Васильевич.
- Справа. А сейчас его вообще не видно из-за деревьев, - пробурчал Игорь.

  Посоветовавшись, они направили свое судно в то место, из которого, как им казалось, они выезжали. На самом малом газу лодка, лавируя между стволов вековых деревьев, медленно продвигалась вглубь леса.

 Однако вскоре мотор обо что-то ударился и заглох. Оказалось, что здесь мелко. Тут же их окружили полчища комаров, которых при движении лодки, практически не было заметно. Они облепили все лицо и руки и кусали так, что кожа чесалась и горела нестерпимо.

  Тогда ребята попробовали продвигаться на веслах, но и это им не удалось. Деревья стаяли так часто, что размахнуться веслами было не возможно. Тогда Сергей вылез за борт прямо в брюках, что бы, не предоставлять комарам дополнительных мест для укусов,  взял лодку за рым-ручку и повел в сторону предполагаемой протоки.

  Свободной  рукой, в которой держал сорванную  с березы ветку, он то и дело отмахивался от комаров. Однако и таким способом продвигаться скоро стало невозможно.  Лес сгустился настолько, что лодка застряла между деревьями.

- Вот зачем я тебя послушал!? - Со злобой в голосе произнес Игорь, - сейчас мы бы уже к дому подъезжали, а теперь что? Нам,  теперь отсюда самим не выбраться.  И ни кто нам не поможет. Хоть заорись, - ни кто не услышит.

- Если вы начальник, то значит, и здесь можете командовать, где совсем не компетентны? - Перейдя на вы, стал он упрекать своего шефа.

 Он так разошелся, что руки его стали дрожать. Лицо побледнело, а глаза выпучивать. В его голосе чувствовалась обреченность и страх.

  Состояние растерянности и беспокойства, стало передаваться и Сергею. Только Сергей был постарше и опытнее, поэтому он, хоть и чувствовал за собой вину,  влезая в лодку, решительно сказал:

- Прекрати истерику. Давай успокоимся и подумаем, как и что нам делать.

- Подумаем, - передразнил Игорь, - надо было раньше думать.

- Ну что ты разошелся? Если бы ты мне хоть как то возразил, то я и не стал бы настаивать, - попробовал Сергей успокоить товарища, -  доставай свои припасы. Закусим и, успокоившись, решим, как нам действовать дальше. А паника нам только навредит.

 Сказанные твердым и уверенным голосом слова на Игоря подействовали и, он замолчал.
 Выпив по не многу спирта, разбавленного водой, взятой прямо из-за борта, немного успокоились. Но покушать спокойно не давали комары.

 Смеркалось. Искать потерянную протоку  при плохой видимости означает, - заблудиться окончательно.

- Так что, утро вечера мудренее. Придется ждать до утра, - заключил Сергей.

- Ага, тут нас за час комары сожрут, не то, что до утра, - возразил Игорь, не переставая отмахиваться.

 -Тихо! Слышишь? И оба повернувшись в сторону звука, стали напряженно вслушиваться.

 Это шло по реке какое-то грузовое судно. Шум постепенно приближался, и когда, казалось, что он совсем, где то рядом, они соскочили и, не сговариваясь, стали высвобождать застрявшую лодку.

 Огибая густые заросли, они потащили лодку в то место, которое им указало проходящее судно. Через полчаса, они действительно вышли к открытой воде, а еще через пять минут, на такую желанную и любимую реку, что от радости хотелось петь и кричать.

 Теперь их лодка шла уже строго по ходовым огням. Желание сократить хоть сколько, больше не появлялось. А за какую ни будь, сотню метров до пристани заглох мотор и, лодка по инерции прошла это расстояние и мягко уткнулась носом в песок.

 - Ну, слава богу! - облегченно произнес Игорь,- думал, что бензину не хватит.
 Хотя его было взято с запасом и, он должен был бы еще остаться, если бы его так не "экономили". Да и прибыли бы раньше.
 Но как говорится,- все хорошо, что хорошо кончается.
   


Рецензии