Лунная фея 05

После тоста за хозяйку дома, предложенного губернатором, через некоторое время один из гостей — некий господин Сарычев, с молчаливого одобрения княгини, предложил выпить за князя Григория Ильича Грузинского.

Потом встал сам Григорий Ильич — молодцеватый, с пышными усами и военной выправкой мужчина средних лет.

- Благодарю, господа! Разрешите поднять бокал за господина Плевако, Фёдора Никифоровича, которого пригласила из Москвы наша драгоценная хозяйка. Если бы не он, возможно, я уже не стоял бы сейчас перед вами. Пробыв под следствием год, был уже готов к самому худшему для себя решению суда. И когда Острогожский окружной суд рассматривал моё дело в конце сентября, то не рассчитывал, что двенадцать присяжных, среди которых десять крестьян, один купец и мещанин проявят лояльнось ко мне. Однако господин Плевако в своей речи был столь убедителен, что последовал оправдательный приговор.

Княгиня Святополк-Четвертнская обратилась к адвокату с просьбой рассказать о каком-нибудь ярком деле.

- Увольте, господа! Я не могу хвалить сам себя.

- Тогда позвольте сделать это за вас, господин адвокат, - заявил губернатор.

- Просим, Ваше Превосзодительство! - гости оживились от предвкушения интересного рассказа.

Губернатор откашлялся и начал повествование:

- Одна барышня приехала из провинции в Москву.

Остановилась в гостинице, заняв отдельную комнату на третьем этаже. На её беду один подвыпивший господин решил нанести ей ночной визит.

Барышня не пустила к себе в номер назойливого кавалера. Тот в ответ подкупил полотёров, которые по его наущению начали ломать дверь. Когда дверь стала поддаваться под их нажимом, барышня выпрыгнула из окна и упала в снег. До смерти не расшиблась, сломав лишь руку.

При рассмотрении дела в суде, сторона обвиняемого, делала вид, что не понимает, зачем девушке понадобилось выпрыгивать из окна.

Господин Плевако, защищающий интересы пострадавшей произнёс свою речь: "В Сибири водится зверёк, которого судьба наградила белой как снег шубкой. Это горностай. Когда он спасается от врага, готового его растерзать, а на пути встречается грязная лужа, которую нет времени миновать, он предпочитает отдаться врагу, чем замарать свою белоснежную шубку. И мне понятно, почему потерпевшая выскочила в окно". Не добавив больше ни слова, Фёдор Никифорович сел. Никаких слов не требовалось. Преступник понёс заслуженное наказание.

- Почему именно горностай? - спросил ротмистр Гусарский, пощипывая ус.

- Видимо потому, что существует легенда, как бретонский герцог Ален Кривая Борода, преследуемый норманнами, вынужден был остановиться перед разлившейся рекой, илистой и грязной. В этот момент герцог заметил горностая, убегающего от скачущих лошадей. У самой воды горностай резко развернулся, выбрав смерть под копытами коней, чем в грязной реке.

Даниэль, закончив рассказ, немного стушевался под любопытными взглядами присутствующих.

Паузу нарушил сам господин Плевако.

- Вы абсолютно правы, молодой человек. Я вспомнил эту историю, когда готовил свою речь.

Потом ещё один из гостей пересказал заключительную речь Плевако, с которой тот защитил старушку.

– Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно, - под дружный смех гостей закончил рассказчик.

Плевако прервал слова восхищения.

- Всё было не совсем так, но по сути верно, а в деталях... Старушка была, вместо чайника фигурировал серебряный кофейник.

Поддавшись уговорам и решив уточнить картину, Фёдор Никифорович стал рассказывать:

- Проходя по коридору окружного суда, увидел я бедно, но чисто одетую пожилую женщину, которая тихо плакала, сидя на скамейке.

Остановился, спрашиваю:

– У вас сын судится?

– Нет, я сама. Родные померли. Средств никаких. Украла.

Жаль стало её, взялся защищать.

На суде ей задают вопрос:

– Признаете ли себя виновной в краже кофейника, ценой меньше трёхсот рублей?

– Признаю.

– Ввиду сознания отказываюсь от допроса свидетелей.

– В свою очередь не вижу надобности! - заявляю я.

Товарищ прокурора поднялся для обвинительной речи.

– Не простая кража перед нами. Когда крадет тёмный, неграмотный человек... А тут дворянка! По рождению, принадлежащая высшему сословию, преступившая через заветы воспитания, образования. Какой пример для для остальных!

Тут я поднялся и обратился к присяжным:

– Господа присяжные заседатели! Каюсь, что легкомысленно посмотрел на дело и взял на себя защиту моей клиентки. Думал, присяжные пожалеют. Дело-то пустячное! Но, выслушав речь господина товарища прокурора, понял, что ошибался. Он убедил меня в тяжести преступления моей клиентки. Я не нахожу ни одного слова в её оправдание. И позволю себе только несколько развить мысль представителя обвинения. В 862 году, господа присяжные заседатели, Русь страдала от страшных внутренних беспорядков. Но предки наши послали за варягами. Пришли варяги, помогли, плохо ли, хорошо ли, навели порядок. И Русь спасена. Воскресла Русь.

Дальше не стану повторяться, предыдущий рассказчик уже описал , как подводил я к самой сути. И напоследок добавил:

И вот в тысяча восемьсот таком-то году престарелая дворянка такая-то, от голода позабыв все законы божеские и человеческие, украла серебряный кофейник, подорвала всякое уважение к священному праву собственности, подала пагубный пример всей России. И от этого удара, мне кажется, никогда не оправиться, не подняться, не воскресить бедной Руси.

Товарищ прокурора, говорят, в ту ночь покушался отравиться...

- Плевако – страшный противник, - шепнул Даниэль Анне, пока гости выражали восхищение таланту и уму адвоката. И она наклонила голову в знак согласия, а потом добавила:

- Я знаю только одного человека, который не уступает ему.

- Кто же это? - полюбопытствовал Даниэль.

Анна не ответила. Девушка смотрела, как барон на прощание целует руку её патронессе, чтобы затем тихо уйти, не привлекая к себе внимание.

Вскоре и губернатор поднялся. После отъезда губернатора и последовавшим за ним большей части гостей, в том числе князя Грузинского и господина Плевако, остальные отправились в гостиную, где им подали кофе, а курящие ушли в бильярдную.

Даниэль не курил, поэтому остался в гостиной вместе с княжной. Кроме них там находились Глеб со своей Зоей, или Заей, как он её ласково называл, и мадемуазель Телятьева с Элен.

Эти двое, хоть и не испытывали добрых чувств друг к другу, всё же временно объединились против Анны и Даниэля.

- Господин Клари — вы хороший наездник? - обратилась к нему мадемуазель Телятьева.

- Довольно неплохо держусь в седле, что не даёт мне право считать себя превосходным наездником, - ответил удивлённый неожиданным вопросом Даниэль.

- Тогда приглашаю вас завтра утром на конную прогулку, устрив соревнование между нами. Могу одолжить одну из своих лошадей, или Глеб Борисович даст вам лошадь из конюшни отца.

Советую остановить выбор на моей, так как у меня самые резвые лошади во всей губернии!

- Почту за честь, - Даниль поклонился. Вынужденный согласиться, он вовсе не испытывал желание соревноваться с этой неуравновешенной девицей, постоянно нарушающей правила хорошего тона.

- Я поставлю на тебя, дружище! - Глеб счёл долгом приободрить Даниэля. Однако в то, что тот выиграет — не верил. Похоже, мадемуазель Телятьева была явной фавориткой и её победа не подлежала сомнению


Рецензии
Красиво сказано:
"В Сибири водится зверёк, которого судьба наградила белой как снег шубкой. Это горностай. Когда он спасается от врага, готового его растерзать, а на пути встречается грязная лужа, которую нет времени миновать, он предпочитает отдаться врагу, чем замарать свою белоснежную шубку. И мне понятно, почему потерпевшая выскочила в окно".

Елизавета Герасимова 3   16.04.2022 16:33     Заявить о нарушении
Плевако обладал даром говорить образно и вместе с тем по-существу.

Светлана Енгалычева 2   16.04.2022 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.