Написание и оформление исследовательских работ

     Выполнение исследовательской работы школьниками по определенной теме завершается напи¬санием итогового отчета. Оформление исследовательской работы начинается с титульного листа. На нем указываются: наименование учебного заведе¬ния, в котором выполнена работа; фамилия, имя испол¬нителя; название работы и ее жанр (в данном случае - исследо¬вательская), приводятся также фамилия и инициалы руководителя работы, его должность и ученая степень; название населенного пункта, где выполнена работа,  год ее напи¬сания.

         После титульного листа в структуре оформленной исследовательской работы идет ее «Содержание».  Ниже приводится конкретный пример оформления «Содержания» в  работе, посвященной  изучению поведения волнистого попугайчика.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4

Глава 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЕ ВОЛНИСТОГО ПОПУГАЙЧИКА
               В ПРИРОДЕ И В УСЛОВИЯХ  НЕВОЛИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.3. Образ жизни и поведение волнистого попугайчика
          в природных условиях …………………………………………………6

1.4. Особенности поведения волнистого попугайчика в условиях
  клеточного и вольерного содержания …………………………………8

Глава II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

   2.1. Характеристика объектов изучения и условий их содержания
           в неволе……………………………………………………………….13

   2.2. Методика проведения наблюдений и опытов ……………………   15

   2.3. Методы  обработки результатов исследования……17

Глава  III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

   3.1. Основные поведенческие реакции, характерные для
          волнистого попугайчика …………………..………………………….18

   3.2. Частота встречаемости различных элементов поведения
          у волнистого попугайчика …………………………………………….21

   3.3. Использование волнистым попугайчиком
          территории клетки ……………………………………………………. 23

   3.4. Пищевая избирательность у волнистого попугайчика……………… 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………      26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………  27

¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬


     Во "Введении" дается краткое биологи¬ческое описание объектов исследования (составленное на основе анализа информа¬ции из литературных источников), указы¬ваются причины избрания данных объек-тов и темы исследования; формулируются цель, задачи работы и научная гипотеза.

     Обзор литературы (глава I исследовательской работы) пишется и оформляется так же, как и в случае с рефератом. Вероятно, читателю бу¬дут полезны приведенные ниже простые советы.

1. Написание литературной части исследовательской работы - это пример самостоятельной деятельности школьника. Однако ее содержание и методику учащемуся все-таки необходимо предварительно обсудить с учителем. В совместной деятельности школьника и педагога следует наметить также общий план напи¬сания реферативной части исследовательской работы; составить перечень печатных работ, с которыми следует ознакомиться.

2. При конспектировании литературы следует выписывать необходимые фрагменты тек¬ста на небольшие карточки, с указанием фамилии и инициалов автора печатной работы, ее названия, места издания, на¬звания издательства, года выхода книги или статьи из печати, количества страниц в книге или номеров страниц, на которых находится данная статья в журнале. Все это понадобится для грамотного составления списка использованной лите¬ратуры. Если делается  несколько вы¬писок из одной и той же книги или статьи, полные данные о ней можно записать только на одной карточке, а на остальных -  лишь указать фамилию, инициалы автора данной публикации, ее название. Это позволит сэкономить время, но при этом не запутаться при попытках сослаться в тексте будущего реферата на тот или иной литературный источник. Ведь на од¬ной из карточек обязательно будут все выходные данные конкретного литера¬турного источника.

Возможен и компьютерный набор фрагментов текста из конкретных литературных источников, а также -  сканирование или ксерокопирование этих фрагментов, но в любом случае рядом с ними необходимо отмечать библиографические данные использованной книги или статьи. В противном случае с этой информацией будет невозможно правильно работать в дальнейшем, при написании текста реферативной части исследования.

В настоящее время трудно отрицать право учащихся на использование для написания разнообразных работ информации из разных сайтов сети «Интернет». Однако, следует обратить внимание учащихся на то, что это должны быть надежные сайты, информация которых принадлежит известным  ученым, серьезным научным организациям или вызывающим доверие литературным источникам, причем на них в сайте должна быть сделана ссылка. Иначе изложенные школьником факты и идеи могут оказаться совершенно недостоверными, или искаженными.

3. Выписывать, ксерокопировать или сканировать из книг и статей необ¬ходимо только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к те¬ме работы. Как известно, объять необъятное невозможно, да и не нужно.

4. После окончания работы с литера¬турой, законспектированный в библиоте¬ке или самостоятельно отобранный с по¬мощью компьютера теоретический мате¬риал школьник должен обсудить с учителем. При этом уточняются название реферативной части исследовательской работы, структура ее содержания; составляется список литературы.

5. В содержании реферативной части (главы) исследовательской работы должны быть выделены параграфы.  Им обязательно даются на-звания. Справа, напротив каждого пара¬графа, указываются номера страниц.
6. Весь законспектированный или ото¬бранный теоретический материал перед написанием реферативной части исследовательской работы должен быть ло¬гично распределен по параграфам.

7. При изложении материала необхо¬димо правильно делать ссылки на литера¬турные источники. Приведем конкретный пример.
«Биологические особенности суматранскогобарбусаописаны в целом ряде отечественных работ по аквариумному ры¬боводству [2, 4, 6, 9]. Все авторы относят эту рыбу к обитателям тепловодного аква¬риума. А.С. Полонский [6] считает опти¬мальной для содержания данного вида тем-пературу +21 ... +25 °С. В книге Л.В. Чулковой [9] верхняя граница оптимальной тем¬пературы содержания суматрануса опреде¬лена в 23°С, а нижняя - совпадает с реко¬мендацией А.С. Полонского».

В приведенном выше фрагменте текс¬та школьник сопоставил точки зре¬ния разных исследователей, выявил сход¬ство и различие их позиций, т.е. проана¬лизировал их, а не просто переписал ин¬формацию из книги, как это часто делают школьники. Цифрами в скобках указаны порядковые номера соответствующих пе¬чатных работ в списке литературы.

Полагаю, что в работах школьников вполне допустима и другая система ссылок на литературные источники, когда в скобках указывается не порядковый номер книги в списке литературы, а год ее выхода из печати. Например: «В книге Л.В. Чулковой (1986) верхняя граница оптимальной температуры…»

8. В процессе изложения материала следует избегать «уходов в сторону» от темы литературной части исследовательской работы, нарушения логической последовательности в анализе фактов и идей, искажения мыслей авторов лите¬ратурных источников.

9. В тексте работы или под каждым рисун¬ком должно быть указано, кто именно яв¬ляется его исполнителем. Если автор исследовательской работы не сам набирает ее текст на компьютере, следует указать, кто это сде¬лал, и поблагодарить его за это. Безус¬ловно, заслуживает благодарности в тек¬сте оформленнойисследовательской работы и ее руководитель. Это нетрудно сделать в ее «Введении» или «Заключении».

10. Необходимо, чтобы литературная часть исследовательской работы школьника логично вписалась в ее общую структуру. Поэтому нужно  внимательно и вдумчи¬во отнестись к написанию «Введения» и «Заключения» исследовательской работы. Важно, чтобы между ними, а также литературной и практической частями исследовательской работывозникла логическая связь. 

Поговорим о некоторых из приведенных выше советов более детально. Для начала обратимся к подбору и изучению основных литературных источников по избранной теме исследования. Практика показывает, что их должно быть не менее 8-10. Желательно, чтобы это были как фундаментальные классические работы, так и современные научные и научно-популярныетруды по избранной проблеме. При этом акцентируется внимание на основных идеях, необходимых для дальнейшего теоретического анализа результатов собственного практического исследования; ярких примерах, их иллюстрирующих.  В процессе сбора информации для реферативной части исследовательской работы школьником могут быть сформулированы и собственные замечания по поводу прочитанного, но непременно нужно указать, что это - мысли именно автора реферата, а не автора печатной работы или конкретного сайта.

После окончания конспектирования текста из литературных источников  можно приступить к обработке и систематизации полученной информации. Фрагменты текста из разных литературных источников распределяются по будущим параграфам литературной части исследовательской работы. Между информацией, содержащейся в конкретных фрагментах, устанавливается логическая связь и нужная последовательность изложения. Итогом этой работы является окончательное написание развернутого плана данной главы, в котором уже четко сформулированы названия всех параграфов, дана их нумерация. В этом виде глава с обзором литературы по избранной проблеме входит в структуру «Оглавления» или «Содержания» всей исследовательской работы.

Текст исследовательской работы печатается на бумаге стандартного формата А 4 (210 х 297 мм.) на одной стороне листа. Впоследствии листы работы школьника помещаются в папку с зажимом, в папку-скоросшиватель или переплетаются. С этой целью ширина полей слева должна быть не менее 3 см.

Важно, чтобы страницы исследовательской работы учащегося были пронумерованы арабскими цифрами. Номер страницы может находиться в верхней или нижней части листа, в центре строки, начиная с третьей станицы.  Обычно титульный лист и страница, на которой расположено оглавление работы, не нумеруются. Однако при этом они считаются первой и второй страницами. Следовательно, если «Содержание» уместилось на одном листе (а именно - на втором), то «Введение» начинается с третьей страницы, причем эта цифра уже проставляется на листе.

Объем исследовательской работы школьника строго не регламентируется.  Он определяется спецификой избранной темы, степенью ее разработанности в литературе, актуальностью анализируемой проблемы, целью и задачами, которые поставил перед собой автор реферата, количеством и значимостью полученных результатов. Вероятно, в большинстве случаев оптимальным будет объем в 15-20 страниц набранного на компьютере текста. Из 15-20 листов работы от 1 до 3 страниц обычно приходится на «Введение», и столько же - на «Заключение». Список использованной литературы, как правило, умещается на 1-2 страницах. Остальной объем отводится для основной части исследовательской работы.  Она обычно включает в себя 2-3 главы, каждая из которых делится на параграфы. Главы и параграфы должны иметь названия, в полной мере соответствующие их содержанию.

Количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в каждой строке не может быть более 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Оптимальные поля на странице: левое - 3, правое – 1,5, верхнее – 2,4, нижнее - 2,5 см. Текст печатается через полтора интервала.

Названия глав, а также слова «Введение», «Оглавление», «Содержание», «Заключение», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами. Не следует допускать переноса слов в заголовках. Перечисленные выше заголовки по мере их появления в тексте реферата печатаются на новых страницах.

О цитировании чужих мыслей или идей из различных литературных источников нами уже кратко рассказывалось ранее.  Уделим этому важному вопросу еще немного внимания.
В ряде случаев в работе требуется точное воспроизведение фрагмента текста из какого-либо литературного источника, т.к. даже незначительное сокращение или изменение приводимой выдержки может существенно исказить смысл, который был вложен в нее автором.

Существуют общие правила цитирования, которые приводятся нами ниже:

1. Текст цитаты заключается в кавычки с сохранением авторских особенностей его написания.
2. Цитирование фрагмента текста, по возможности, должно быть полным, без произвольного его сокращения и без искажения мысли автора.
3. Если пропуск слов, предложений, абзацев в цитируемом тексте допускается, то место пропуска обозначается многоточием. Оно может оказаться в любом месте цитаты (в ее начале, в середине, в конце).
4. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на литературный источник, из которого она взята, с указанием автора цитируемой фразы.
5. При пересказе или изложении мыслей других авторов своими словами следует быть предельно точным и корректным. Здесь также требуется ссылка на источник, из которого взята та или иная мысль или идея.
6. В конце цитаты обязательно указывается порядковый номер источни-ка в списке литературы и страница печат¬ной работы, где эта мысль сформулиро¬вана. Например: «При высокой темпера¬туре содержания и обильном кормлении рыбы очень быстро развиваются, и у них начинается ожирение» [2, с. 203].

Важным материалом, иллюстрирующим те или иные фрагменты текста, являются схемы, рисунки, диаграммы, графики, таблицы. Все они, кроме таблиц, в соответствии с отечественной научной традицией, именуются в работе рисунками и обязательно нумеруются: «Рис. 1», «Рис. 2», «Рис. 3», и т.д. Каждый рисунок кроме порядкового номера должен иметь название. И номер, и название рисунка располагаются под ним, а не над ним, как это часто по ошибке делается школьниками.

Помещать рисунок желательно непосредственно рядом с тем фрагментом текста, который он иллюстрирует. Ссылка на конкретный рисунок в тексте может быть сделана следующим образом: «На схеме (рис. 5) изображено...»; «График (рис. 6) иллюстрирует следующую закономерность...»; «Основные результаты работы представлены в диаграмме (рис. 8)».

Часто реферативная работа содержит какие-либо количественные данные, которые целесообразно оформить в виде таблиц. Как же это правильно сделать?
Как и рисунок, таблицу лучше расположить сразу же после первого упоминания о ней в тексте. Например: «В таблице 2 приведены основные морфологические характеристики данного вида животного».  Каждая таблица должна иметь свой номер и название, которые приводятся над ней. Если в работе имеется только одна таблица, то её нумеровать не следует. При наличии в реферате нескольких таблиц их нумерациядолжна быть сквозной и осуществляться арабскими цифрами.

В главе «Материал и методика исследования» дается  характеристика индивидуальных особенностей изучаемых объектов, условий их содержания в лаборатории (уголке живой природы). Далее подробно описываются ход работы, т.е. все действия наблюдателя или экспериментатора, нацеленные на получение и  обработку научных результатов. В этом разделе приводят и описание места исследования; указывают календарные сроки его выполнения, общую продолжительность работы, число повторных опытов или наблюдений; называют использованное в процессе исследования оборудование.

В главе «Полученные результаты и их обсуждение» предлагается словесное описание результатов, которое иллюстрируется фотографиями, схемами, графиками, диаграммами, таблицами. О правилах их оформления, а также о порядке ссылок на них в тексте работы мы уже рассказали выше в данном разделе книги. В ряде случаев при оформлении исследовательской работы возможно разделение главы «Полученные результаты и их обсуждение» на две: «Полученные результаты» и «Обсуждение результатов». Оба варианта изложения материала имеют свои достоинства и недостатки и могут быть использованы по усмотрению исследователя. В любом случае хочется обратить внимание на один очень важный момент. Иногда при изложении результатов авторы довольствуются только приведением  таблиц и графиков, не сопровождая их никаким текстом, поясняющим оформленный таким образом цифровой материал. Это неверно. Таблица или график – это всего лишь иллюстрация к соответствующему тексту работы, и поэтому его наличие обязательно.

После изложения информации в основной части реферата, представленной в виде текста, таблиц, рисунков, в конце работы пишется ее заключение и оформляется список использованной литературы.

  В «Заключении» подводятся итоги выполнения исследовательской работы; указывается, какие из поставленных задач автору работы удалось решить (и с какой степенью успешности); формулируются выводы и практические рекомендации (если они необходимы), отмечаются конкретные возможности и направления продолжения исследования. Центральное место здесь занимают выводы, которые автор делает на основании полученных им результатов. Для юного исследователя удобным оказывается такой способ оформления итогов работы, при котором конкретный вывод является ответом на поставленную во «Введении» определенную   исследовательскую задачу.
 
     При составлении списка литерату¬ры печатные работы (книги и журнальные статьи) располагаются в алфавитном порядке по фамилиям ав-торов. Например:
1. Ильин, М.Н. Аквариумное рыбовод¬ство / М.Н. Ильин.  - М.: МГУ, 1965. - 320 с.
2. Полонский, А.С.Содержание и раз¬ведение аквариумных рыб / А.С. Полонский.  - М.: Агропромиздат, 1991. – 287 с.

     Правила записи статьи из периодического издания несколько отличны: фамилии и инициалы авторов, название статьи, название периодического издания без кавычек, том, номер, год, номера страниц, на которых размещена статья. Подчеркнем, что список литературы помещается в самый конец написанной и оформленной школьником исследовательской работы.

      Наконец, в работе могут быть приложения, которые следуют за списком литературы и не входят в основной объем работы. Каждое приложение должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. В приложение могут войти разнообразные иллюстративные материалы, протоколы наблюдений, результаты первичной обработки материалов, которые не было возможности или особого смысла включать в основную часть работы. Подчеркнем, что «Приложение» не является обязательной частью работы, а в некоторых случаях оно даже оказывается лишним.

     Оценивается исследовательская работа по следующим основным параметрам:

     1. Содержание работы (умение анализи¬ровать литературу, правильность ссылок на литературные источники и их уместность, логика изложения материала, объем и до¬стоверность полученной информации, убе-дительность умозаключений и выводов).
     2. Оформление работы (опрятность, наличие полей, правильность оформления списка литературы, качество выполнения иллюстративного материала, наличие эстетического вкуса у автора работы).
     3. Качество выступления на защите (чет¬кость и грамотность изложения содержания работы; умение пользоваться иллюстратив¬ным материалом в процессе доклада; убеди¬тельность ответов на вопросы аудитории).


Рецензии