Татьяна и Сергей Захаровы

 В своих рассказах я особенно хочу коснуться взаимоотношений нашей семьи с людьми, которые, как близкие друзья, присутствовали и присутствуют в нашей жизни, либо оказали на нашу жизнь, как проводники – гуру, серьезное влияние или помощь советами имеющих большой жизненный опыт людей.

 Пожалуй, самыми первыми такими друзьями, с которыми нас сроднила студенческая жизнь, стали Танюшка Щанова и Сережка Захаров. Сергей был делегирован в Дрезден из Севастополя, жителем которого он был, и приехал вместе с нашей сменой в 1971 году. Татьяна приехала из Иваново вместе со сменой Елены в 1973 году.

 С Сергеем мы познакомились практически сразу по приезду. И вместе с Висвалдисом Дирненсом образовали неразлучную троицу, которую наши советские студенты окрестили кличкой Три мушкетера.

 Лена с Татьяной сошлись, видимо, характерами еще в Карл-Маркс-Штадте, где перед началом студенческих занятий получали в течение двух месяцев курсы немецкого языка. И приехали в Дрезден уже если не подругами, то хорошими знакомыми.

А вот когда наши с Леной взаимоотношения начали в конце 1973 – начале 1974 года приобретать уже характер достаточно близких, дружить начали и Татьяна с Сергеем. Вообще к моменту принятия нами с Леной решения о праздновании свадьбы существовали уже две неразлучные пары. Татьяну и Сергея мы с Леной попросили быть свидетелями на нашей свадьбе.

 И вот, казалось, что совсем недавно, 1 марта 1975 года, они давали нам напутствие, а 9 августа 1975 года сами отпраздновали свадьбу в Севастополе. Мы с Леной, к сожалению, там присутствовать не смогли: я в Дрездене писал дипломную работу, а Лена уехала к своей маме в ожидании родов нашего с ней первенца.

 Вот так родилась новая семья по фамилии Захаровы. А жизнь шла своим чередом. Мы с Сергеем после защиты дипломов уехали в Союз, а наши любимые половинки остались доучиваться в Дрездене: Татьяна еще один год, а Лена – два. Девчонки, конечно, в течение одного года поддерживали друг друга, а вот когда Татьяна уехала, Лене было тяжко без подруги. Как она мне рассказывала, даже иногда плакала от одиночества и жалости к себе, что ее все там, на неметчине, бросили.

 С Захаровыми мы поддерживали связь вплоть до начала 1980 года. Они, будучи у матери Татьяны в гостях в Иваново, заезжали к нам в 1977 году в гости во Владимир. После этого наши дороги разошлись надолго из-за переездов и смены адресов. Мы потеряли друг друга вплоть до 2005 года. До нас, конечно, доходили через других наших дрезденских однокашников какие-то обрывочные сведения о наших севастопольских друзьях, но не более того. В 2005 году каким-то чудесным образом Лена узнала, что Татьяна работает в Торгово-промышленной палате в Севастополе и даже нашла ее рабочий телефон для связи. И мы снова начали интенсивно общаться. К сожалению, уже только с Татьяной.

 Но обо всем по порядку. Я, конечно, ход событий могу передать только по воспоминаниям самой Татьяны, так как мы с Леной не были их участниками. Но, думаю, что эти события на примере одной крепкой советской семьи показывают, насколько пагубно было решение местных царьков о закрытии грандиозного и во многом успешного проекта под названием Советский Союз.

 Сергей после окончания факультета информационной техники Дрезденского университета работал научным сотрудником в Морском гидрофизическом институте. Изучали они физику моря. Нам – химикам это мало, о чем говорит, но, видимо, дело для страны было нужное и выгодное. Для исследований в водах Атлантического и Индийского океанов институт располагал двумя научно-исследовательскими суднами – «Академик Вернадский» и «Михаил Ломоносов», на которых и Сергей ходил в научные экспедиции. Как отличный специалист, Сергей вместе с семьей в октябре 1987 года был делегирован в Гвинейскую Республику в рамках договора о научных изысканиях в Научно-Исследовательский Центр в Конакри для изучения физики океана. В то время уже начали чувствоваться проблемы с финансированием науки и в центре произошли сокращения сотрудников. Под него попал и Сергей. Возвращались домой самолетом, причем в ночь с 31 декабря 1988 года на 1 января 1989 года. Так что Новый год отметили в самолете.

 Ну а потом пришел год 1991. Год подписания Беловежских соглашений. Год фактического развала великой страны. И Крым, в котором жили в основном русские люди, сердцем и душой остававшиеся с Россией, в пьяном угаре был оставлен Украине, хотя руководство Украины было готово отдать Крым, если бы вопрос ставился на повестку дня со стороны России. В «Незалежной», которая считала, что вот теперь-то без России, которую она, якобы, всю жизнь кормила, безбедно заживет, кризис неплатежей начался значительно раньше, чем в России. Прекратили платить зарплату и в институте, где трудился Сергей. В конечном итоге он вынужден был уволиться и перейти, так сказать, на вольные хлеба. В свободном плавании в частном бизнесе в основном, конечно, занимался своим любимым программным обеспечением. Но и там не все и всегда получалось. Частные компании банкротились и уходили в небытие. Зато появлялось множество предприятий однодневок. Вот на одном из таких предприятий и оказался Сергей. Никто не знает, что произошло, но после очередного увольнения и началом работы практически охранником частной дачи одного из местных олигархов Сергей трагически погиб 17 июня 2001 года.

 Ну а что Татьяна? Она естественно во всем поддерживала своего мужа. Конечно были и проблемы, как у всех семей, столкнувшихся с неопределенностью того времени, а фактически с безвременьем. Росли два прекрасных сына -  Максим и Александр. Сейчас Татьяна уже бабушка и очень любит своих внучат.

 Летом 2006 года мы встретились с Татьяной в Москве после долгой разлуки. Рассказывали друг другу о себе, вспоминали студенческие времена, гуляли по ночному городу. И договорились больше не терять друг друга. Созванивались, переписывались по электронной почте. Но не встречались вплоть до 2015 года.

Во время событий конца 2013 – начала 2014 года в Киеве произошел государственный переворот, а Крым объявил о своей независимости и был на грани вторжения боевиков - националистов с территории материковой Украины. При общении с Татьяной по скайпу она, чуть ли не плача, задала нам с Леной вопрос, а не бросит ли Россия Крым на произвол судьбы. Мы ответили, что конечно не бросит, хотя на то время никаких официальных заявлений об этом со стороны руководства России еще не было. Мы даже тогда совершенно искренне, причем и я и Лена, заявили, что, если начнется заварушка или, не дай бог, военные действия, мы готовы с оружием в руках сами встать на защиту Крыма. К слову сказать, старший сын Татьяны и Сергея активно участвовал в событиях той крымской весны. Вместе с другими добровольцами по ночам охранял дороги на Севастополь. В числе других добровольцев Максим был награжден медалью «За возвращение Крыма». Правильных детей Татьяна и Сергей воспитали!

 Весной 2014 года Крым в результате референдума вошел в состав России, а в ноябре 2014 года Татьяна переехала в Иваново, чтобы ухаживать за своей престарелой матерью. Там же встретила знакомого еще по учебе в школе Юру Казакова. Юрий Борисович Казаков работает заведующим кафедрой электромеханики Ивановского государственного энергетического университета, доктор технических наук, профессор. Юрий Борисович жил тогда вне брака, и они с Татьяной стали жить вместе в гражданском браке.

 А в январе 2015 года Татьяна с Юрием приехали на экскурсию в Казань, которая стала после проведения Универсиады и празднования 1000-летия города одним из красивейших туристических центров России. Мы с Леной тоже приехали на своей машине в Казань. С горем пополам нашли места в одной из гостиниц города. И это зимой! Показали друзьям Казань, съездили в Раифский монастырь и Свияжск – старинный русский город, расположенный на острове при слиянии рек Волга, Свияга и Щука. Крепость-город Свияжск построил в 1551 году Иван Грозный для организации оттуда штурма Казани в 1552 году.

 Несмотря на то, что зима была холодная и снежная, мы уговорили Татьяну с Юрой съездить и к нам в Нижнекамск. По пути заехали в Елабугу – тоже старинный русский город с тысячелетней историей. Город знаменит тем, что там родился великий русский живописец Иван Шишкин, провела последние годы жизни кавалерист-девица и писательница Надежда Дурова – прототип героини известного фильма «Гусарская баллада» и свои последние дни прожила известная поэтесса Марина Цветаева.
Живем мы, правда, уже не совсем в Нижнекамске, а в 20-ти километрах от него в деревне Березовая Грива в собственном доме. В окрестностях Нижнекамска мы съездили в Корабельную рощу, которая известна по произведениям Шишкина и навестили на берегу реки Кама родник «Святой Ключ», который был освящен еще в 1666 году.

 Несмотря на то, что Татьяна сейчас живет в Иваново, она каждый год, как минимум два раза, навещает своих детей и внуков, которые остались в Севастополе. В мае 2017 года она собиралась в очередной раз поехать в Крым и предложила нам к ней присоединиться. Мы никогда там, ни в советское время, ни после, не были, поэтому с удовольствием согласились.
 Теперь уже Татьяна организовала для нас прекрасные экскурсии по южному берегу Крыма: в Воронцовский дворец, Ливадию, Ялту и Никитский ботанический сад, в горный монастырь, в музеи Севастополя, в мемориальный комплекс "35-я береговая батарея", на Михайловскую батарею и в Херсонесский археологический заповедник. И сами мы еще съездили в Бахчисарай.

 Навестили и могилку Сергея Юрьевича Захарова, так безвременно покинувшего нас. Вспомнили, помянули. Не будем забывать хороших друзей!

 Очень увлекательная и познавательная поездка у нас в 2017 году получилась. Нам так понравился Крым, что и на следующий год летом мы там тоже отдохнули. Вместе с нашей дочерью Аллой и внучками Миленой и Полиной. Внучки были 3 недели в лагере отдыха для детей «Ай-Кэмп», а мы разместились в маленьком частном отеле в поселке Песчаное на берегу Черного моря. Съездили и в Севастополь, когда туда приехала в очередной раз из Иваново Татьяна.

 Побывав в Крыму, мы приняли для себя решение никуда типа Турции, Египта или на другие заграничные курорты не ездить. Если такая красота, как Крым, у нас есть, надо его и поддерживать. Он же отечественный производитель услуг!
И в Крым мы и в 2020 году не только собирались, но путевки и на внучек в Евпаторию, и для себя в санаторий в Саки приобрели, но коронавирусная пандемия нам все планы нарушила. Однако, мы перенесли этот отдых на 2021 год. И думаем, что с Татьяной там обязательно в очередной раз встретимся.

 Мы Танечку любим, уважаем и обожаем! И желаем ей счастья! Думаем, что и ей доставляют удовольствие наши встречи. Пусть так будет всегда, пока у нас есть здоровье и силы!


Рецензии