К 1100-летию крещения Алании

2022 год – это год празднования «1100-летия крещения Алании». В Алании (Осетии) и России в целом готовятся широко отметить эту знаменательную дату. Вместе с тем, каждое празднество имеет свою предысторию, без которой оно не могло бы состояться по определению. В свою очередь, ни одно историческое событие не совершается само собой, за каждым из них стоят действия конкретных людей. Однако калейдоскопичность нашей текущей жизни стирает в общественной памяти знаковые события, произошедшие даже в нашей новейшей истории, непосредственными свидетелями которых были ныне живущие поколения. Поэтому краткий экскурс в историю вопроса, вынесенного в заглавие настоящей публикации, считаем необходимым и  важным, не только с точки зрения исторической хронологии, но и с точки зрения будущности ир-ас-аланского (осетинского) народа.

Безусловно, в основе рассматриваемого феномена лежит, прежде всего, народная память, которая на протяжении порядка 8 тысяч лет (V тыс. до н.э.-III тыс. н.э.) хранит отчетливые представления о своей героической истории, когда ир-ас-аланские пророки несли Востоку и Западу знание о Боге-Творце и окружающей нас Вселенной. Именно это объективное обстоятельство позволило уже в XIX в. российским и иностранным исследователям констатировать факт этнической, культурно-исторической и языковой идентичности «осетин» Центрального Кавказа с ясами русских летописей, которых древние греки именовали скифами, сколотами; римляне – сарматами, савроматами, аланами, роксоланами; скандинавы – ассами.

Подъем национального самосознания южных алан, как ответная реакция на национал-шовинистический угар грузинских «интеллектуалов» конца 80-х. начало 90-х гг. XX столетия, привел к воссозданию аланского триколора, олицетворяющего мировоззренческие представления североиранцев о трехфункциональном устройстве мироздания. Показательна в этом отношении та истерия, которую устроил при виде аланского триколора на празднестве в честь 130-летия со дня рождения Коста Хетагурова в с. Нар (1989 г.) 1-й секретарь Северо-Осетинского обкома партии А.С. Дзасохов. «Немедленно убрать эту тряпку», таков был вердикт прожженного функционера, обращенный к представителям общественной организации «Адамон Ныхас». Однако история распорядилась по другому и сегодня аланский триколор, институализированный в Конституциях как Северной, так и Южной Алании, выступает одним из важнейших символов государственности аланского народа.

Затем последовало историческое обращение общественной организации «Хистарты Ныхас» (01.01.1993 г.) к народу и руководству обеих Аланий о необходимости переименования «Осетии» в «Аланию», а «осетин» в «алан». Особо отметим, что почетным членом «Хистарты Ныхас» (не путать со «Стыр Ныхас») являлся В.И. Абаев, всецело поддержавший эту народную инициативу. Надо отдать должное маститому ученому, пересмотревшему в 90-х гг. свои ранние представления о, так называемом, «двухприродном происхождении осетин». Между тем и здесь, как и в случае с аланским триколором, появились свои антигерои. В этом качестве выступил известный историк В.А. Кузнецов, решительно выступивший против коллегиального волеизъявления старейшин аланского народа (где еще такое возможно?). В открытом письме на имя Президента Республики Северная Осетия А.Х. Галазова им было заявлено буквально следующее [Переписка между В. Кузнецовым и А. Галазовым о присоединении слова «Алания» к названию Республики Осетия [Электронный ресурс] // URL: http://ia-maximum.ru/?p=2278 (дата обращения: 28.02.2022)]:
• самоназванием аланских предков осетин не был термин «аланы». В этом качестве выступал иной этноним – «асы»;
• этноним «асы» идентичен древнерусскому «ясы», древнегрузинскому «осы». К последнему и восходит современное название страны «Осетия», народа «осетины»;
• Осетия известна всему миру именно под этим названием, и нет никакой видимой и действительно серьезной необходимости превращать ее в искусственную «Аланию»;
• Как бы его восприняли на Украине? Я говорю об этом потому, что историческое государственное образование Алания по территории значительно превосходит современную Северную Осетию;
• Переименование Осетии в Осетию-Аланию еще раз свидетельствует о том, что в Осетии набирает обороты своего рода «аланомания», уводящая к представлениям об особом арийском происхождении осетин – арийском, а не кавказском.

Сотрудники Института национального развития имени Царазон Ас-Багатара неоднократно в своих работах давали всеобъемлющую оценку тому, что из себя в научном плане представляет В.А. Кузнецов, упорно тиражирующий давно устаревшие представления о «двухприродности осетинского народа», мифическом кавказском субстрате и др. На дворе XXI век, а он все никак не уразумеет то, о чем писали столпы мировой гуманитарной науки еще в XIX, XX столетии –  Миллер В. Ф., Бейли Г., Харматта Я., Згуста Л. и другие – стоящие на позиции закономерного перехода др. иран. arya/airya ; ir/iron. Поэтому, персонально для Кузнецова В.А. и его многочисленных почитателей – самоназвание народа, которому он упорно навязывает свои порочные, антинаучные представления – iron/arion.  Поскольку закономерный переход ar (arion) ; all (allon) так же является общепризнанным в сравнительном языкознании, то отсюда следует другой фундаментальный вывод о закономерном реверсивном переходе ir (iron) – ar (ariy) – all (allon). То есть, данные термины равнозначны с историко-этимологической точки зрения, они обозначают один и тот же народ.

Его аппеляции к яс, асс, ос абсолютно неуместны. Посудите сами, где асс или яс и где грузино-русифицированный  термин осетин, который был сконструирован в середине XVIII в. русской администрацией на Кавказе. Получается, ему максимум 300 лет и, соответственно, хотите вы того или нет, национальная история «осетин» не может выходить за эти временные рамки. Именно этот «исторический хомут» пытается не первое десятилетие властно надеть на шею аланского народа В.А. Кузнецов, что, к прискорбию, не позволяет ему до конца осмыслить и принять историю ир-ас-ланского народа во всей его полноте. Особо отметим, мировая историография знает и чтит имя алан, поскольку они оставили значимый след в грандиозных исторических событиях минувших тысячелетий, но ничего не ведает об осетинах.

Однако и этого незадачливому историку, сверх меры обласканному североосетинскими властями (понять бы, за что?), оказалось недостаточно и он в 2000 г. разразился новыми откровениями: «…Но не будем при этом увлекаться и признаем, что аланы Дона, Крыма, Северного Причерноморья, Западной Европы – это разные части и группы одного древнего метаэтноса и прямое отношение к истории осетин имеют только аланы Кавказа» [Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История и национальное самосознание. Владикавказ, 2000]. Обратите внимание, как одним росчерком пера народ отсекают от его исторического наследия. Показательна в этом отношении позиция ученного с мировым именем Тура Хейердала, который локализовал расположение древней столицы ассов/алан, проведя в 2001 г. раскопки на территории г. Азова, расположенного вблизи Азовского моря [Колбасин В. Тур Хейердал пошел на Азов // Российская газета. М., 2001, 19 июня, №114]. То есть, Т. Хейердал и другие европейские ученные, совершенно справедливо рассматривают историю ир-ас-алан, внесших огромный вклад в развитие материальной и духовной культуры народов Европы, как неотъемлемую часть истории своих собственных народов. Отсюда, тем более, нельзя историю самих алан (осетин), оставивших в силу различных обстоятельств значимый цивилизационный след на территории многих стран и континентов, отделять от истории аланского народа в целом и его исторической родины Кавказа.

В 2016 г. выступая на научной конференции, проводимой под эгидой «Стыр Ныхас», В.А. Кузнецов, видимо войдя во вкус, пошел еще дальше, безапелляционно и  бездоказательно отнеся народ, который, по его мнению, проживал в XV в. в центральной части Центральной Алании (туал/двал), к протовайнахам. Паранаука во всем своем великолепии. Согласитесь, такие подарки с барского плеча вайнахам дорогого стоят. Поэтому, за это сногсшибательное заявление, переворачивающее с ног на голову научное алановедение, В.А. Кузнецов стал одним из самых цитируемых авторов у наших соседей (вайнахов, картвелов и др.), ведущих ожесточенную борьбу/войну как за историко-культурное наследие ир-ас-аланского народа, так и за территорию его нынешнего проживания. Теперь мы видим, насколько был прав В.И. Абаев, констатировавший еще в середине 60-х гг. XX в., что В.А. Кузнецов является кривым зеркалом этнической истории осетин.

А что еще примечательного произошло в контексте рассматриваемого вопроса? Произошло то, что в 1994 г. вышла в свет брошюра «О двух диалектах аланского языка» [Дзанайты Х.Г. О двух диалектах аланского языка. Дзауджикау, 1994]. В данной работе впервые, если мы заблуждаемся, то поправите нас, было предложено вместо исчисления столетия Осетинской Епархии, к празднованию которого шла подготовка в тот конкретный исторический период, перейти к исчислению и празднованию тысячелетия Аланской Епархии. Тем самым, были значительно раздвинуты временные рамки процесса по христианизации Алании и, самое главное, наглядно показана прямая этноисторическая связь алан конца XX столетия с аланами X столетия.

Вместе с тем, мы далеки от мысли абсолютизировать и идеализировать данный сложный процесс. Здесь мы склоняемся к тем мыслям, которые были высказаны в работе В.И. Абаева «Два зороастризма в Иране» [Абаев В.И. Скифский быт и реформа зороастра // Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990]. Напомним, в этой работе ученый, проведя известную параллель с работой своего коллеги А.А. Синягина «Два христианства на Руси», достаточно убедительно показал всю недетерминированность, неоднозначность распространения учения скифского пророка Зороастра  в Древнем Иране. Своим базовым выводом оба исследователя развели во времени два этапа в принятии как христианства на Руси, так и зороастризма в Иране. Первый этап, был обусловлен приобщением, исключительно по политическим мотивам, верхушки общества к каждой из обозначенных мировых религий. Второй – приобщением к ней низов общества, в современной терминологии массовых групп населения. Причем, как в первом (христианство), так и во втором случае (зороастризм) этот временной лаг исчислялся несколькими столетиями. Отсюда вскрытый Синягиным А.А., Абаевым В.И. нелинейный характер рассматриваемых процессов оставляет широкое исследовательское поле для выявления  их специфики, обусловившей возникновение Аланской Епархии на Кавказе, их движущих сил.

В развитии сказанного следует также подчеркнуть, что, по мнению большинства религиоведов, философов, историков, принятие народами той или иной религии сыграло определенную положительную роль в формировании средневековых государств. Религиозные институты, выполняя роль своеобразного идеологического каркаса, объективно способствовали централизации государственной власти. В то же время в современном глобализированном мире, в мире господства информационных, коммуникационных технологий, данная функция закономерно и последовательно ими утрачивается, она  переходит к другим институтам, наднациональным структурам.
К чему все эти воспоминания и размышления о прошлом, настоящем и будущем? Главным образом к тому, что, к сожалению, наш вполне искренний посыл 1994 г., о необходимости формирования Аланской Епархии вместо Осетинской Епархии, в конечном итоге привел к не вполне позитивным результатам. С одной стороны, произошло осмысленное со стороны Русской Православной Церкви формирование новой титулатуры руководителя Владикавказской и Аланской Епархии – Архиепископ Владикавказский и Аланский, открытие Аланского подворья в Москве, Аланского Свято-Успенского мужского монастыря и Аланского Богоявленского женского монастыря  в Северной Алании [Религиозная организация «Владикавказская Епархия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // URL:https://blagos.ru/ (дата обращения: 19.02.2022)], что в целом является положительным обстоятельством, поскольку тем самым высшие иерархи РПЦ признали, в отличие от Кузнецова В.А. и др., прямую преемственность нынешних алан с аланами раннего средневековья. Здесь мы невольно стали  свидетелями удивительного явления, когда, казалось бы, косная, консервативная управленческая структура РПЦ, моментально взявшая на вооружение наши предложения, оказалась на голову выше, прагматичней и, откровенно говоря, умней, нежели светские власти Юга и Севера Алании, которые по сей день так и не удосужились дать адекватное официальное название своим республикам. И сегодня вместо простого, ясного, однозначного наименования (Республика Алания или Республика Северная Алания, Республика Южная Алания) приходится каждый раз спотыкаться при произношении и написании их официальных двойных наименований. Печально, но факт, и сегодня в нашем обществе отсутствует понимание того, что нет ничего хуже половинчатых решений по столь жизненно важным вопросам.

С другой стороны, в ходе подготовки к празднованию «1100-летия крещения Алания» ряд представителей РПЦ стал демонстрировать абсолютно неуважительное отношении к традиционной культуре аланского народа, основой которого выступает духовное мировоззрение Ирон ;гъдау. Здесь достаточно вспомнить факт вопиющего вандализма над средневековыми захоронениями в с. Нузал, самостийную перестройку древних склепов под часовни, разрушение мест торжественного гимнотворения ир-ас-аланского народа – кувандонов, навешивание оскорбительных ярлыков типа «язычник» на приверженцев прамонотеистического мировоззрения  Ирон ;гъдау. Благо руководство РПЦ, проведя в 2021 г. очередную ротацию Архиепископа Владикавказского – Леонида (Горбачева), проявившего недопустимую нетерпимость, неуважение к традиционной культуре, истории аланского народа, значительно снизило градус все возрастающего недопонимания. Тем не менее, и сегодня осталось много вопросов к выстраиванию доверительных, терпимых отношений между носителями различных мировоззренческих систем. Полагаем, что в их основу должен быть положен универсальный принцип взаимоуважения культур.

Такова общая канва исторических событий, сделавших возможным само проведение празднества в честь «1100-летия крещения Алании». Поскольку сотрудники Института национального развития имени Царазон Ас-Багатара своей инициативой от 1994 г. внесли весомую лепту в формирование Владикавказской и Аланской Епархии, предстоящее проведение выше указанного праздника, считаем для себя возможным обратиться в очередной раз к руководству РПЦ с предложением поддержать разделенный аланский народ в его стремлении к воссоединению и образованию единой Республики Алания в составе Российской Федерации.

Впервые данное предложение к РПЦ было нами озвучено в публикации «Историографические штрихи к портрету попа Леонида Горбачева» (2020 г.) [Дзанайты Х.Г. Историографические штрихи к портрету попа Леонида Горбачева [Электронный ресурс] // URL:http://proza.ru/2020/12/19/895 (дата обращения: 15.02.2022)]. Однако, мы так и не получили на него от иерархов РПЦ никакого ответа. Согласитесь, поскольку Алания (Осетия) вошла в состав России в 1774 г. единой и неделимой, то предстоящее празднование без народа Южной Алании, без территориально-политического единства аланского народа в целом, будет носить, если так можно выразиться, половинчатый, нелогичный и отсюда во многом ущербный характер. Более того, здесь просматривается и очевидный морально-этический аспект, поскольку народу, разорванному по живому с кровью и мясом, когда хочется рыдать и плакать, предлагается, забыв обо всем и вся, удариться в безудержное празднество, пускай и по такому  значимому поводу.

Вместе с тем, празднование «1100-летия крещения Алании», которому будет предшествовать воссоединение аланского народа, может стать поистине кульминационной точкой, мощным импульсом в возрождении православия не только на Кавказе, но и в России в целом. Данное Богу угодное событие позволит придать предстоящим юбилейным торжествам поистине грандиозный размах, поскольку будет воплощена в жизнь 100-летняя мечта аланского народа (1922-2022 гг.). Грядущее воссоединение Алании носит и глубоко символический, более того, священный характер, поскольку оно свяжет воедино современность с событиями глубокой старины, когда сложилось общее ирано-славянское мировоззрение,  ведь только род князя Всеволода Большое Гнездо и княгини Марии Ясыни дал Руси 13 святых, среди которых ее спасители – благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской.

Прошу считать данную публикацию открытым обращением к Священному Синоду Русской Православной Церкви, Патриарху Московскому и всея Руси – Кириллу, Архиепископу Владикавказскому и Аланскому – Герасиму по вопросу празднования «1100-летия крещения Алании», воссоединения аланского народа и образования единой Республики Алания в составе Российской Федерации.

Мир нашим домам!

Да прибудут наши народы под покровительством ЗЛАТОКРЫЛОГО УАСТЫРДЖИ!

Директор Института национального
развития им. Царазон Ас-Багатара,
профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ


Рецензии