Грехи, что камнем на плечах... История, рассказанн

"Мои грехи вас не касаются, мне с ними к Богу на поклон, мне говорили, так случается, что грешников прощает он..."

Лиза зашла в спальню Светланы Сергеевны, придя рано утром на работу и отметила про себя, что спящая женщина выглядит сегодня неважно. Обычно она встречала медсестру практически при полном параде, аккуратно причёсанной и даже принявшей душ. Сегодня же создалось впечатление, что Светлана Сергеевна ещё вовсе не вставала с постели.
Девушка подошла к женщине и наклонилась, прислушиваясь к её  дыханию. Потом взяла её руку на уровне запястья и оценила пульс. Частый и неравномерный пульс не понравился Лизе.
-Светлана Сергеевна, доброе утро! Нам пора делать укол. Слышите меня?
Тихо произнесла она и увидела, как женщина приоткрыла неохотно тяжёлые веки и попыталась сфокусировать на Лизе взгляд.
-Воды...
Ответила Светлана Сергеевна и медленно облизнула языком уголки губ. Лиза взяла стакан с тумбочки. Пустой! Она бросилась на кухню и наполнила стакан водой.
Женщина приподнялась на кровати и дрожащей рукой взяла стакан из руки Лизы. Большими жадными глотками опустошила его и посмотрела на Лизу, точно бы припоминая, а кто она такая. Девушка забрала пустой стакан, поставила его на тумбочку и попыталась помочь Светлане Сергеевне встать с кровати, но у неё ничего не получилось. Женщина не помогала ей, а скорее наоборот отказывалась покидать постель. Снова опустив голову на подушку, Светлана Сергеевна заговорила медленно, тихо, но слова были обдуманными и, как показалось Лизе, даже отрепетированными:
-Я готова. Он ко мне приходил. Он меня простил. За то, что я сделала...С ним...С ней. Я так думаю. Хоть он и не произнёс ни слова, но его тень была рядом. Я могла коснуться его, но испугалась. Я попросила для себя ещё один день. Мне надо рассказать кому-то. Надо снять этот камень с души. Он слишком тяжёлый стал для меня одной. Слишком тяжёлый, чтобы нести его туда целиком.
Лиза прислушалась к себе и своим ощущениям. Судя по прошлому делу, она уже научилась чувствовать присутствие призраков вокруг себя. Её начинало знобить, она кожей ощущала их взгляд. Но сейчас ничего этого не было. Может быть, Светлане Сергеевне показалось, а может, призрак кого-то и правда приходил к ней, но уже отправился восвояси. А может, Лиза просто слишком самоуверенна в том, что дар чувствовать их у неё всё-таки есть.
Она сделала ей укол и Светлана Сергеевна немного воспрянула духом, сама поднялась с постели и сходила в ванную комнату, где привела себя в порядок. Когда она вернулась, то спросила Лизу:
-Ты обещала купить мне платок?
Лиза хлопнула себя ладошкой по лбу, улыбнулась и выбежала в прихожую за пакетом.
-Вот! И чек и немного сдачи даже осталось.
Девушка положила чек и сдачу на тумбочку у пустого стакана, а из пакета достала платок и протянула его женщине.
-Спасибо! Этот ещё красивее, чем тот...И тогда такой платок было трудно достать.
Светлана Сергеевна обеими руками прижала платок к груди и посмотрела на Лизу глазами, которые наполнялись слезами:
-Выслушай меня. Пожалуйста, выслушай меня!
Лиза присела на край постели, посмотрела на Светлану Сергеевну и ответила ей:
-Простите, но если вам надо снять камень с души, может лучше позвать священника? Я всего лишь медсестра.
-Нет!
Очень быстро и резко ответила женщина и продолжила:
-Мне не нужно отпущение моих грехов! Но мне надо с кем-то поговорить о них, рассказать почему я так поступила и почему не сожалею...Почти не сожалею!
Она замолчала. Пальцы её гладили ткань платка, словно хозяйка их мысленно настраивалась на долгую беседу.
Лиза слегка кивнула, показывая тем самым, что она готова слушать. Ей вдруг вспомнился Марк Сергеевич и его истории, которые она сначала записывала в блокноты, а потом стала просто запоминать наизусть.
Светлана Сергеевна расправила платок и накинула его себе на плечи.
-Такой же платок однажды давно сыграл решающую роль. Он и свидетель моего поступка, и судья мне. И никто больше тут не смеет меня стыдить!
------------------------------------------
-Светка! Я с таким парнем познакомилась вчера! Он такой, такой! Самый лучший он!
Подруга Рита поцеловала Свету в щёчку, а та отметила, как блестят её глаза.
-Вчера познакомилась и уже он "такой-такой"? Глупая ты, Ритка! Не бывает их идеальных. Сама убедишься потом.
Света скривилась и посмотрела на подругу снисходительно. Ей точно  известно, что среди мужчин, независимо молод он или уже не молод, но настоящих практически нет, а если и есть, то давно захвачены в плен более удачливыми девушками.
Рита только через неделю представила своего нового парня Свете. И Света пропала! В прямом смысле этого слова! С первого взгляда на Вадима, ей вдруг захотелось, чтобы он принадлежал ей и только ей. Красивый, статный, выпускник лётного училища с голубыми глазами и обольстительной улыбкой на лице! Как? Почему Ритке повезло его где-то встретить, почему не Светлане? Несправедливо, нечестно, неправильно! А этот взгляд, которым он смотрит на Риту! Он должен так смотреть не на неё!!!
В голове Светы рисовались картины с планами, как сделать так, чтобы Вадим навсегда забыл про Риту и стал всецело принадлежать только ей. Одна картина была отвратительней другой, но Света успокаивала себя тем, что за любовь надо бороться и любые методы в этой борьбе хороши.
Вадим, как подругу Риты, пригласил Свету к себе на день рождения в квартиру в самом центре города. Первый же взгляд  на эту квартиру и на богатый стол, и Света окончательно убедилась, что надо действовать. Ну не должно быть так, чтобы и Вадим, и его квартира достались этой дурочке Ритке. Света симпатичнее и грудь у неё больше, да и вообще ей хочется замуж, пусть она ещё и почти девчонка!
-Свет, представляешь, оказывается отец у моего Вадима - начальник милиции, а мама директор ЦУМа!
Света зло зыркнула на подругу. "У моего Вадима". Ага, сейчас, твоего, держи карман шире! В голове Светы созрел окончательный план, как увести Вадима, надо только дождаться подходящего момента и всё!
После празднования дня рождения, на котором парень Риты не выпил ни грамма спиртного, потому как оказалось, что он очень быстро пьянеет, Вадим пошёл провожать Риту и Свету по домам. Рита жила ближе, поэтому  к Светкиному дому, они шли уже только  вдвоём. Девушка пустила в ход все известные навыки обольщения. То вдруг запнётся о камешек и упадёт в его объятия, то держится за его руку, прижимаясь к ней демонстративно большой грудью, то ей в глаз что-то попало, "посмотри Вадим"... Надо отдать должное, он держался в этот вечер молодцом и не клюнул на её уловки.
Рита в тот день уехала с родителями на неделю в соседний город к старшей сестре, у которой родилась дочка. Света поняла, что время решительных действий наступило. Она с утра до раннего вечера крутилась у дома Вадима и, когда увидела его возвращающимся домой, то как бы случайно с ним столкнулась. Вадим, вроде как, был рад встрече. Он был в каком-то очень уж весёлом и приподнятом настроении.
-Смотри, что у меня есть!
Парень достал из спортивной сумки красивый платок в прозрачном пакете.
-Это мама помогла для Риты достать. Дефицитная, говорят, вещь! Как думаешь, ей понравится?
Ох, если бы он только знал, что сейчас творилось на душе Светки, он бы бежал от неё без оглядки и куда подальше!
-Хм...Что ли она бабуля, такие платки носить? Засмеёт она тебя с таким подарком и будет права.
Вадим как-то сразу сник и убрал платок обратно в сумку.
Они стояли у входа в подъезд Вадима. Света поинтересовалась у Вадима про родителей, а получив ответ, что оба родителя его сегодня будут дома поздно, напросилась к нему на чай.
Сидя на кухне и рассматривая картины с цветами на стене, Света вдруг объявила:
-Ммм...А ты знаешь, что я сдала сессию на одни пятёрки! Единственная из всей группы! Первый курс, а я уже отличница!
-Здорово! Рад за тебя!
Сказал Вадим, отхлёбывая горячий чай.
-И только-то? Нет бы предложил это отметить бокалом вина!
Парень поставил чашку с чаем на стол и встал, а потом направился к холодильнику.
-А нет вина. Коньяк есть и водка...
Он оглянулся на Свету в ожидании ответа.
-Давай коньяк! Обожаю коньяк!
Убедить Вадима выпить совсем немного, хотя бы на донышке, было трудной задачей. Но Света с ней справилась. Что называется, практически развела "на слабо".
В комнате было темно, Вадим мирно спал рядом с ней на кровати, а сама Света, довольная тем, что у неё всё вышло именно так, как она задумала, лежала и строила планы на светлое будущее.
Вдруг она услышала, как повернулся ключ в дверном замке. Родители или кто-то один из них наконец пришли с работы. Света стала одеваться, собирая с пола свои разбросанные предметы одежды. Дорогой чёрный ажурный бюстгальтер, за который она заплатила целое состояние фарцовщику, подержала в руке какое-то время, а потом засунула его под подушку Вадима, стараясь его не потревожить.
-Сын! Вадим, ты дома? Мы пришли!
Оба родителя Вадима ещё стояли в прихожей, когда Света, нарочито стеснительно, вышла из его комнаты, тихонько прикрывая дверь:
-А...Мммм...Простите. Здравствуйте! Вадим спит. А мне домой надо, родители волнуются наверное.
Мать и отец отошли в сторону, пропуская девушку к выходу. Её взгляд упал на открытую спортивную сумку Вадима, где сверху лежал цветастый платок в прозрачном пакете. Она протянула руку к нему, но услышала за спиной голос матери Вадима:
-Это вроде не ваше. Риты.
Света едва сдержалась, чтобы не нагрубить будущей родственнице, повернулась и, улыбнувшись, ответила:
-А Вадим теперь со мной. И он подарил мне его. Сами его спросите, если хотите. Мне он очень понравился, он сказал, что это вы помогли его достать. Я счастлива. У вас хороший вкус. Мне ещё никто за мои неполные семнадцать лет  не дарил таких подарков! Спасибо вам!
Она специально акцентировала внимание на своём возрасте. Люди умные, всё сами поймут. Света засунула пакет с платком в свою сумочку и, попрощавшись, вышла из квартиры. Вечерний воздух встретил её прохладой и сильной влажностью. Но ей сейчас было глубоко плевать на всё и вся! Её душа пела от радости, ведь у неё всё получилось!
Света знала, что когда Рита приедет, то первым делом, как к лучшей подруге прибежит к ней. Это был непростой разговор, но Света к нему подготовилась. Она напридумывала много того, чего не было, но знала, что Рита не станет это проверять. Она же наивная влюблённая дурочка. Света достала из пакета большой красивый платок и накинула его себе на плечи.
-Ты можешь с ним сама поговорить. Но пойми, у нас уже всё было с ним! И вот! Это он мне подарил после первой же ночи! Понимаешь? Ему со мной понравилось. Ты же моя лучшая подруга! Ты должна радоваться моему счастью. Или ты не рада?
На глазах Риты блестели слёзы, было видно, что обида душит её, не давая вымолвить ни слова. Она просто встала и ушла.
Света знает, что Вадим приходил к Рите потом, извинялся, но...Его родители настояли на свадьбе со Светой, понимая, что по другому никак, оба были коммунистами и боялись огласки неблаговидного поступка своего сына, тем более, что Света, как выяснилось позже, ещё и забеременела в ту самую ночь.
Рита никогда больше не появлялась на пороге квартиры Вадима, а теперь и Светы. Через общих знакомых, Светлана узнала, что она перевелась в институт в другой город, где жила её старшая сестра.
Вадим оказался порядочным человеком и до поры до времени проблем в семье почти не было. Достаток в доме был хорошим, благодаря должностям родителей Вадима. Через три года после рождения у них  первенца Лёшки, Света снова забеременела и родила прекрасную девочку Машеньку, а ещё через два года второго сына Митеньку. В это время у них уже была своя отдельная трёшка, которую им помогли купить родители Вадима. Дом полная чаша, любящий детей Вадим, который за эти годы окончил милицейскую академию по настоянию отца и теперь работал с ним, занимая не маленькую должность. Сама Света после нескольких академических отпусков, совсем бросила институт. А зачем он ей, она же не собирается работать! Её всем обеспечивает муж, её и их троих детей!
А потом был год, когда в родной семье Светы случилась беда. Её родной старший брат вместе с женой и сыном Антоном попали в аварию. Выжил только мальчик, которому на тот момент было всего двенадцать лет. Её родители оформили над ним опекунство. Но через несколько лет он совсем отбился от рук. Переходный возраст делал своё дело. Он мог по нескольку дней не возвращаться домой, нисколько не заботясь о том, что немолодые уже бабушка с дедушкой за него волнуются. Несколько раз Вадим помогал его искать, вытаскивать из злачных мест или из милиции, возвращая его домой, где тот снова надолго не задерживался. Мама Светы попросила её, чтобы Антон пожил у них, чтобы они приглядели за ним, поговорили с ним. Но у Светы было своих трое детей и они отнимали практически всё её время! Она отказала родителям, сославшись на то, что это будет им с Вадимом как минимум неудобно. Вскоре отец Светы ушёл на небеса, а мама сильно заболела после этого и стала часто лежать в больницах. Антон начал таскать из дома родителей Светы вещи, всё подряд, что имело хоть какую-то ценность и за что можно было выручить хоть какие-то деньги. Слишком поздно Света спохватилась и попросила мужа решить проблему с Антоном, когда его задержали с компанией за кражу дорогостоящей техники из магазина.
-Я видел его сегодня. Его глаза. Это уже не Антон и...Знаешь, я не стану защищать его, я могу лишиться должности, понимаешь ты это?
В эту минуту Света не узнала Вадима. Он стал другой. И, как женщину, он давно её уже кажется не хочет. Был только один логический вывод - у него появилась другая! Она высказала ему свои мысли и получила грубый ответ:
-Дура!
У него не нашлось других слов в своё оправдание? Значит...Она права! Но как же так, ведь у них трое детей, их надо ещё вырастить. Она опять начала взывать к его совести, но он наклонился, приблизил своё лицо к её лицу, заглянул в глаза и процедил сквозь зубы:
-Может, тебе пора напомнить, при каких обстоятельствах возникла наша семья?
Потом он подошёл к шкафу, открыл дверцы и достал с полки большой цветастый платок. Тот самый! Разорвал его на две части и бросил к ногам Светы.
Счастливый, безоблачный мир Светы рухнул в одну секунду. Чёрная полоса простёрлась до самого горизонта и конца ей было не видно. Мама её отправилась вскоре к отцу на свидание на небесах, Антону дали приличный срок, Вадим стал часто не ночевать дома, ссылаясь то на дежурства, то на загруженность на работе. И всё чаще он стал приходить хорошо выпившим, ругался и даже однажды поднял на Свету руку при детях, которые в нём души не чаяли! И был развод. Он оставил ей и детям квартиру, а уходя насовсем, бросил ей, стоя на кухне:
-Я теперь с Ритой, с той единственной, которую всегда любил!
Это был последний удар, самый больной, который она не смогла снести. Она попятилась к столу и оперлась на него руками, чтобы не упасть. Рука коснулась сначала разделочной доски с буханкой хлеба, а потом нащупала нож с деревянной резной ручкой. Больше она ничего не помнит из того дня, только то, что ей рассказал адвокат.
---------------------------------
-Я отсидела положенный срок. Родители Вадима растили наших детей. На удивление, они не привили им ненависть ко мне, хотя я этого от них ожидала, если честно. Принеси ещё воды.
Лиза посмотрела на Светлану Сергеевну, сидящую на краю постели, в наброшенном на плечи Павлопосадском платке и ей вдруг стало невыносимо её жалко. Она снова принесла ей воды и смотрела, как та опять жадно выпила целый стакан.
-А что стало с Ритой? А с Антоном?
Светлана Сергеевна отдала Лизе пустой стакан и, глубоко и шумно вздохнув, ответила:
-В прошлом году она покинула этот мир. Замуж так и не вышла, детей не родила. Всё по Вадиму, видно, сохла. Одинокая, наивная дурочка, верящая в сказки о принце на белом коне и в неземную любовь. Даже к старости не поумнела. А с Антоном... Его жизнь покатилась по наклонной. Был второй срок и третий. Когда он отсиживал третий срок, то подцепил какую-то заразу и отдал Богу душу.
-Но вы сказали мне, что не сожалеете? Совсем? Нисколько?
Удивлённо спросила Лиза и сразу же получила ответ.
-Нисколько! У меня трое замечательных детей от Вадима, пятеро внуков! Кто знает, если бы я тогда не взялась сама устроить своё счастье, пусть и на несчастье подруги, появились ли бы они на свет! Так что я всё сделала правильно! И он, Вадим, долгое время был моим, только моим. Он и сейчас мой! Он приходил! Это был он, я уверена, что он простил меня и ждёт со мной встречи!
Лиза молчала, ей нечего было ответить этой больной женщине, хотя в душе ей очень хотелось её поругать и объяснить, что вина на ней всё-таки есть. Да и понимает она это, только вот не принимает. Возможно, ей так легче смириться с тем, что ничего уже не исправить и извиняться, и каяться не перед кем сейчас, кроме как если только перед собой.
---------------------------------------------------
Лиза и Валера шли по вечернему городу и Лиза делилась с ним сегодняшним днём, историей Светланы Сергеевны. Он слушал и не перебивал её.
-У тебя есть, что мне сказать, Валера?
Он сжал губы, утвердительно покачал головой и погладил её по плечу.
-Ну говори? К ней и правда приходит призраком Вадим? Он её там действительно простил и ждёт встречи?
Валера пальцами помассировал свои виски, точно бы его мучила головная боль, а потом взял её за руку. Лёгкий ток по всему телу и Лиза видит стоящих рядом с ним призраков, двух мужчин и...женщину.
-Это Рита и Вадим? А кто третий?
Она смотрела на призраков широко открытыми глазами и ждала, что ей ответит Валера.
-Нет. Это брат твоей Светланы Сергеевны, с женой и сыном. Но они его действительно простили, хоть она и не просила у них прощения за своё равнодушие.
-Но...А...Вадим, Рита?..
-Они вместе. Там, где Света уже никогда не сможет этому помешать. Простили ли они её? Думаю, да. С обидами там тяжело приходится, да и другие у них дела-заботы, некогда им, они навёрстывают упущенное при жизни. Не до неё им, просто поверь мне.
Валера повернулся к призракам лицом и кивнул головой. Лиза увидела, как те стали медленно удаляться по темной улице с рядами ярких фонарей.
Он отпустил руку Лизы, снова вздохнул и сказал, глядя ей прямо в глаза:
-Пойдём, провожу тебя домой. Тебе завтра предстоит снова искать работу.
-Как? Почему? Откуда? Ты уверен, Валера? Но может...
-Не может. Она должна была уйти ещё прошлой ночью, но захотела немного облегчить свою душу кому-то. Так бывает, она выпросила себе этот день и только. А этим кем-то она выбрала именно тебя, Лиза. Жизнь продолжается и истории людей тоже. И даже больше - им нет конца. Но  вот слушателей, таких, как ты, единицы.
--------------------------------------------------
Из цикла "Ветер в колоколах"


Рецензии